Совершенствование организации оценки персонала на примере ООО «Алкогольная Сибирская группа»

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 16:34, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современных условиях хорошо разработанная и чётко организованная процедура аттестации персонала является эффективным инструментом оценки соответствия работников целям и стратегии предприятия.
Сегодня проблеме разработки и проведения аттестации персонала, руководители российских компаний уделяют все больше внимания.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические основы аттестации персонала на предприятии
1.1. Понятие и сущность аттестации персонала на предприятии……………………………......5
1.2. Основные этапы аттестации персонала на предприятии……………………………...…….8
1.3. Методы оценки, применяемые в рамках аттестации персонала……………………….…..10
Глава 2. Анализ структуры бухгалтерии ООО «Алкогольная Сибирская группа»
2.1. Социально-экономическая характеристика ООО «Алкогольная Сибирская группа»…...23
2.2. Характеристика численности и структуры персонала ООО «Алкогольная Сибирская группа»……………………………………………………………………………………………..25
2.3. Функциональное разделение труда работников бухгалтерии…………………………..…30
2.4. Анализ методики и результатов исследования……………………………………………..34
Глава 3. Экономическое обоснование разработки и реализации технологии аттестации персонала бухгалтерии ООО «Алкогольная Сибирская группа»
3.1. Разработка технологии аттестации персонала бухгалтерии ООО «Алкогольная Сибирская группа»……………………………………………………………………………..….37
3.2. Оценка финансовых затрат на разработку и реализацию аттестации персонала бухгалтерии……………………………………………………………………………………......41
Заключение………………………………………………………………………………………...48
Список литературы…………………………………………………………………………….….52

Файлы: 1 файл

Диплом Аттестация .docx

— 179.17 Кб (Скачать)

Рис.4. Динамика структуры персонала по полу за 2009-2011 гг.

     Далее нами  была проанализирована структура  персонала организации в разрезе  категорий. Так, основную долю  в структуре персонала занимают  служащие (Рис.5.). Доля же рабочего персонала совсем незначительна. Это объясняется спецификой деятельности ООО «Алкогольная Сибирская группа» - организация занимается продажей готовой алкогольной продукции. В то же время, произошло незначительное увеличение удельного веса рабочих в общей численности персонала - от 1,5% в 2009 году до 2,4% в 2011 году. За этот же период произошло резкое увеличение численности организации - с 343 человек в 2009 году до 723 человек в 2011. Таким образом, увеличение доли рабочего персонала, в число которого входят уборщики помещений, охранники, водители, является закономерным.

Рис.5. Динамика структуры персонала в разрезе категорий за 2009-2011 гг.

     Далее рассмотрим структуру самой многочисленной категории персонала – служащих. В целом можно отметить следующую тенденцию – снижение доли руководителей и специалистов при увеличении доли прочих служащих (Рис.6.). Это связано с тем, что организация, находясь на этапе роста, расширяет географию и увеличивает объемы продаж алкогольной продукции, что влечет за собой увеличение численности персонала – преимущественно по таким должностям, как региональные представители, супервайзеры, мерчендайзеры, консультанты по алкогольной продукции. Именно эти должности входят в категорию прочих служащих.

Рис.6. Динамика структуры служащих за 2009-2011 гг.

     Анализ возрастной  структуры персонала ООО «Алкогольная Сибирская группа» показал, что более половины работников организации находятся в возрасте от 21 до 30 лет. Также значительный удельный вес (более 30%) имеют работники, попавшие в возрастную категорию от 31 до 40 лет (Табл. 1). В целом, можно отметить, что в период с 2009 по 2011 год значительных изменений в возрастной структуре персонала не произошло.

Таблица 1

Динамика возрастной структуры  персонала, %

 

Рис.7.Динамика возрастной структуры персонала за 2009-2011 гг.

     Тот факт, что  более половины работников организации  – это сотрудники в возрасте  от 21 до 30 лет, можно объяснить  тем, что организация ведет целенаправленную работу по привлечению молодых, квалифицированных специалистов. Ежегодно в компании проходят практику и оплачиваемую стажировку десятки выпускников ВУЗов города Омска, и те из них, кому удалось себя хорошо зарекомендовать, получают возможность трудоустройства.

     Вследствие  того, что возрастная структура  персонала ООО «Алкогольная Сибирская группа» стабильна, средний возраст работников на протяжении последних трех лет также не претерпел значительных изменений. Он составил 30,4 года в 2009 и 30,5 лет в 2010 и 2011 годах.

     В соответствии с организационной структурой ООО «Алкогольная Сибирская группа» бухгалтерия входит в состав Финансовой дирекции корпорации. Численность персонала бухгалтерии ООО «Алкогольная Сибирская группа» по состоянию на 10.01.2011 составляет 15 человек.

2.3. Функциональное  разделение труда работников  бухгалтерии

 

     Согласно штатному расписанию ООО «Алкогольная Сибирская группа» в структуру бухгалтерии входят следующие должности:

  • Главный бухгалтер
  • Заместитель главного бухгалтера
  • Старший бухгалтер
  • Старший бухгалтер-кассир
  • Ведущий бухгалтер
  • Бухгалтер
  • Бухгалтер-кассир
  • Бухгалтер-оператор
  • Кассир

     Функциональные  обязанности сотрудников бухгалтерии ООО «Алкогольная Сибирская группа» определяются на основе должностных инструкций. Должностная инструкция содержит 5 разделов:

1. Общие положения

2. Должностные обязанности

3. Права

4. Ответственность

5. Квалификационные требования

    Рассмотрим последовательно функциональные обязанности работников бухгалтерии ООО «Алкогольная Сибирская группа».

     Отдел возглавляет главный бухгалтер, в перечень его должностных обязанностей входят следующие:

  • Разработка основных направлений работы подразделения
  • Обеспечение взаимодействия и координации деятельности подразделения с другими структурными подразделениями предприятия
  • Контроль выполнения сотрудниками подразделения своих должностных обязанностей
  • Обеспечение согласованности и увязки всех разделов планов подразделения, наличия соответствующих расчетов и обоснований к ним
  • Оказание методической и практической помощи сотрудникам подразделения
  • Внесение изменений в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных
  • Контроль законности, своевременности и правильности оформления документов
  • Организация учета и отчетности на предприятии
  • Обеспечение полного учета поступающих денежных средств и отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с их движением
  • Обеспечение правильного начисления и своевременного перечисления платежей в соответствующие бюджеты, взносов на социальное страхование, погашения в установленные сроки задолженности банкам по ссудам; отчисления средств в различные фонды и резервы
  • Обеспечение составления бухгалтерской и налоговой отчетности на основе данных бухгалтерского и налогового учета, первичных документов, представление ее соответствующим органам (Государственной налоговой инспекции, Госкомстату РФ, Экономическому комитету)
  • Контроль правильности расходования фонда оплаты труда, установления должностных окладов, соблюдение штатной, финансовой и кассовой дисциплины
  • Участие в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводственных затрат

Заместитель главного бухгалтера выполняет следующие функции:

  • Выполнение работы по ведению бухгалтерского учета в соответствии с положениями действующего законодательства РФ
  • Участие в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов
  • Осуществление приема и контроля первичной документации на  участках бухгалтерского учета и подготовку ее к счетной обработке
  • Обеспечение сохранности бухгалтерских документов
  • Участие в проведении инвентаризации (ревизии) товарно-материальных ценностей, основных средств, денежных средств, расчетов и платежных обязательств. Предоставление информации по остаткам товарно-материальных ценностей, основных средств, денежных средств и прочего имущества.
  • Проведение инвентаризации счетов по соответствующим участкам бухгалтерского учета для составления годовой бухгалтерской отчетности. Списание просроченной задолженности
  • Осуществление подготовки статистической отчетности
  • Осуществление подготовки ответов и документации по запросам контролирующих органов и смежных подразделений Корпорации
  • Подготовка планового и фактического бюджета налогов, амортизационных отчислений, предоставление данных в Планово-экономический отдел
  • Ведение учета выданных и полученных займов, начисление процентов. Контроль за оформлением договоров и уплатой процентов. Ведение налоговых регистров по начисленным процентам
  • Проведение сверок по налогам с налоговыми органами
  • Проведение мероприятий по закрытию отчетных периодов для формирования  ежемесячных отчетов, квартальной и годовой бухгалтерской отчетности
  • Формирование, проверка и передача по Контуру декларации по НДС,  декларации по налогу на имущество, транспортному налогу, налогу на прибыль, земельному налогу, бухгалтерской отчетности

    Оставшиеся должности можно условно разделить на две группы. В первую группу войдут такие должности как старший бухгалтер, ведущий бухгалтер, бухгалтер; а во вторую – старший бухгалтер-кассир, бухгалтер-кассир, бухгалтер-оператор, кассир. В каждой из групп работники выполняют схожие функции, но требования к кандидатам на занятие той или иной должности различаются. Так, например, для занятия должностей старшего бухгалтера-кассира, бухгалтера-оператора и бухгалтера-кассира необходимо иметь высшее профессиональное (экономическое) образования, но требования к опыту работы в аналогичной должности различаются. Они составляют три, два и один год соответственно. Для занятия же должности кассира достаточно обладать средне-специальным образованием и иметь опыт работы в аналогичной должности не менее года.

     Работники,  попавшие в первую группу, - старший бухгалтер, ведущий бухгалтер, бухгалтер, выполняют следующие должностные обязанности:

  • Проверка обоснований платежей и занесение в программу (1С: Бюджет)
  • Отражение на счетах бухгалтерского учета операции по оприходованию товарно-материальных ценностей, основных средств, нематериальных активов,  расчета фактической себестоимости (удорожание) материалов, основных средств, нематериальных активов
  • Подготовка доверенностей для работников. Ведение книги учета выданных доверенностей
  • Проведение сверок с поставщиками и покупателями. Оформление актов сверок
  • Оформление документов на возврат сырья и материалов, прочей реализации товарно-материальных ценностей. Учет претензий по поставщикам
  • Оформление и проведение взаимозачетов.  Сверка по проведенным взаимозачетам в программах 1С и I-Sklad
  • Регистрация поступивших счетов-фактур в книге покупок. Учет НДС к возмещению
  • Подготовка отчета по дебиторской задолженности поставщиков
  • Отражение на счетах бухгалтерского учета операции по выполненным работам (услугам)
  • Отражение на счетах бухгалтерского учета операций по реализации продукции
  • Ведение книги продаж
  • Контроль за правильностью формирования себестоимости отгруженной продукции (товаров)
  • Формирование и проверка декларации об объемах и оборотах  алкогольной продукции по оптовой торговле
  • Ведение налогового регистра по рекламным расходам.  Проверка на соответствие нормативу расходов на рекламу
  • Контроль за проведением корректировок по данным ревизии, за движением денежных средств по кассе (проверка инкассированной выручки)

     Функциональные  обязанности работников бухгалтерии, отнесенных ко второй группе, - старшего бухгалтера-кассира, бухгалтера-кассира, бухгалтера-оператора, кассира, включают в себя:

  • Отражение на счетах бухгалтерского учета кассовых операций
  • Прием, выдача в подотчет, на прочие нужды  и сдача в банк денежной наличности
  • Подготовка отчета по остаткам и движению денежных средств по кассе, расчетным счетам
  • Обеспечение хранения  и выдачи ценных бумаг
  • Контроль за своевременностью инкассирования денежной наличности. Контроль за соблюдением лимита остатка кассы
  • Составление кассовой отчетности
  • Ведение на основе приходных и расходных документов кассовую книгу
  • Составление описи ветхих купюр, подготовка документов для их передачи в учреждения банка с целью замены на новые
  • Передача в соответствии с установленным порядком денежных средств инкассаторам
  • Сверка фактического наличия денежных сумм и ценных бумаг с книжным остатком
  • Оформление и передача бухгалтерских документов  в установленном порядке к сдаче в архив. Подготовка копий документов,  формирование реестров документов  по требованиям контролирующих органов и смежных подразделений

 

2.4. Анализ методики и результатов исследования

 

     Цель исследования  – определение потребности в  проведении аттестации персонала  бухгалтерии ООО «Алкогольная Сибирская группа».

     Объект исследования  – персонал бухгалтерии ООО «Алкогольная Сибирская группа».

     Предмет исследования  – необходимость проведения аттестации  персонала бухгалтерии ООО «Алкогольная Сибирская группа».

     Для достижения  поставленной цели нами были  проведены интервью с начальником  отдела управления персоналом, а  также с главным бухгалтером  ООО «Алкогольная Сибирская группа».  Интервью проводились в полуструктурированной форме. Таким образом, это позволило, с одной стороны, сформулировать определенный перечень вопросов, обязательных для обсуждения, а с другой стороны, задавать дополнительные вопросы по ходу беседы. Инструментарий исследования, а именно бланк интервью, содержал 6 обязательных для обсуждения вопросов, направленных на определение потребности в проведении аттестации персонала бухгалтерии ООО «Алкогольная Сибирская группа». Бланк интервью представлен в Приложении 2.

     Обязательными  для обсуждения были следующие  аспекты:

  • Текущая численность персонала бухгалтерии ООО «Алкогольная Сибирская группа». Респондентам предлагалось ответить, является ли текущая численность подразделения избыточной, оптимальной или недостаточной для выполнения поставленных перед ним функций.
  • Соответствие профессионально-квалификационной структуры персонала бухгалтерии выполняемым функциям. Иными словами, все ли работники бухгалтерии обладают необходимым уровнем образования и квалификации для занятия своих должностей.
  • Методы, применяемые для оценки эффективности деятельности персонала бухгалтерии ООО «Алкогольная Сибирская группа». Данные вопросы были направлены на определение разнообразия применяемых методов, а также периодичности, с которой проводится оценка – еженедельно, ежемесячно, ежеквартально, ежегодно и т.д. Кроме того, обязательным для обсуждения был вопрос о перечне критериев, применяемых для оценки персонала бухгалтерии.
  • Необходимость проведения аттестации персонала бухгалтерии. Респондентам предлагалось дать аргументированный ответ на вопрос о том, существует ли потребность в проведении аттестации персонала бухгалтерии ООО «Алкогольная Сибирская группа».

Информация о работе Совершенствование организации оценки персонала на примере ООО «Алкогольная Сибирская группа»