Организация процесса деловой оценки персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 18:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в определении понятий и целей деловой оценки и аттестации персонала, а также рассмотрении их методов и процедур проведения.

Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач:

изучить понятия и цели оценки персонала;
рассмотреть методы и методики оценки персонала;
определить цели системы оценки персонала в организации;
изучить суть и методику проведения деловой оценки персонала;
рассмотреть традиционные и нетрадиционные методы деловой оценки персонала.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Оценка персонала……………………………………………………….5

Понятие и цели оценки персонала…………………………………5
1.2. Методы и методики оценки персонала………………………………8

1.3. Цели системы оценки персонала в организации…………………...18

Глава 2. Организация процесса деловой оценки персонала…………………..21

2.1. Суть и методика проведения деловой оценки персонала………….21

2.2. Традиционные и нетрадиционные методы деловой

оценки персонала……………………………………………………..22

Заключение……………………………………………………………………….29

Список использованной литературы…………………………………………...

Файлы: 1 файл

Деловая оценка персонала.doc

— 149.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Оценка персонала……………………………………………………….5

    1. Понятие и цели оценки персонала…………………………………5

          1.2. Методы и методики оценки персонала………………………………8

     1.3. Цели системы оценки персонала в организации…………………...18

Глава 2. Организация процесса деловой оценки персонала…………………..21

        2.1. Суть и методика проведения деловой оценки персонала………….21

          2.2. Традиционные и нетрадиционные методы деловой

                 оценки персонала……………………………………………………..22

Заключение……………………………………………………………………….29

Список  использованной литературы…………………………………………...31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Деловая оценка персонала - это компонент  диагностики персонала, целенаправленный процесс установления соответствия количественных и качественных профессиональных характеристик персонала требованиям должности (рабочего места), подразделения и организации в целом.

     Оценка  персонала в организации должна проводиться регулярно, для того чтобы сотрудники видели результаты своего труда, справедливо оцененные руководителями, а руководители по результатам оценки могли лучше управлять сотрудниками и эффективнее их использовать. Важная роль в осуществлении оценки принадлежит специалистам по управлению персоналом, менеджерам, в целом руководителям различного ранга.

     В условиях нестабильности оценка персонала  приобретает особый смысл. В период кризиса и минимизации затрат на персонал сокращаются соцпакеты, заработная плата, происходят массовые сокращения работников, каждый сотрудник рассматривается как единица для инвестирования финансового капитала. Для того чтобы правильно разместить капиталовложения, важно четкое представление о возможностях каждого представителя компании. В условиях кризиса особенно важным для компании становится сохранение наиболее эффективных сотрудников.

     Актуальность  темы обусловлена тем, что на современном  этапе развития бизнес-технологий большинство  руководителей организаций, обладающих определенными финансовыми, информационными, технологическими ресурсами достигли понимания того, что человеческие ресурсы являются ключевыми. Компании конкурируют на уровне профессионального развития своих сотрудников - их знаний, умений, навыков. Для разумного использования данного вида капитала необходимо правильно определить, каков он.  Деловая оценка и аттестация персонала позволяет выявить и раскрыть потенциал каждого сотрудника и направить этот потенциал на реализацию стратегических целей компании.

     Объектом  данной работы является деловая оценка персонала.

     Предметом – организация процесса деловой  оценки персонала на предприятии.

     Цель  данной курсовой работы состоит в  определении понятий и целей  деловой оценки и аттестации персонала, а также рассмотрении их методов  и процедур проведения.

     Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач:

  • изучить понятия и цели оценки персонала;
  • рассмотреть методы и методики оценки персонала;
  • определить цели системы оценки персонала в организации;
  • изучить суть и методику проведения деловой оценки персонала;
  • рассмотреть традиционные и нетрадиционные методы деловой оценки персонала.

     Гипотеза  исследования – мы сможем изучить организацию процесса деловой оценки персонала, если нами будут рассмотрены все поставленные задачи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Оценка персонала 

    1. Понятие и цели оценки персонала
 

   Оценка  работы персонала была и остается одним из важнейших направлений  деятельности кадровиков.

   На  каждом предприятии практически  каждый руководитель хочет знать, насколько  хорошо работает его персонал и как  можно повышать эффективность его работы.

   Однако, понимая всю важность оценки персонала, многие руководители все же избегают процедуры оценки. И для этого  есть вполне объяснимые причины:

  • руководители не хотят проводить оценивание потому, что считают эту процедуру дополнительной нагрузкой, являющейся малоэффективной, «очередной кампанией», которая может испортить их отношения с подчиненными и т.д.;
  • рядовые сотрудники сопротивляются проведению процедуры оценки, поскольку опасаются, что их положение ухудшится в результате проверки их компетенций;
  • часто сопротивление введению процедуры оценки вызвано сопротивлением переменам как таковым («жили же раньше без этого..»)

   Оценка  персонала - деятельность, проводимая на разных этапах функционирования системы  управления персоналом для различных целей, в том числе:

  • подбор кандидата на вакантную должность: оценка необходима для установления соответствия умений и навыков кандидата (как профессиональных, так и личностных) должностным требованиям и корпоративной культуре компании;
  • в ходе прохождения испытания (испытательного срока): целью является дополнительная оценка уровня соответствия сотрудника занимаемой должности и уровня его адаптации в компании;
  • в ходе выполнения текущей деятельности: на данном этапе оценка направлена на уточнение плана профессионального и карьерного роста сотрудника, принятие решений о премировании, пересмотре заработной платы;
  • обучение сотрудника (в соответствии с целями компании): необходимо определить текущие знания сотрудника и потребность в его обучении, желательно провести подобную процедуру и после прохождения обучения;
  • перевод в другое структурное подразделение: следует определить возможности сотрудника для выполнения новых должностных обязанностей;
  • формирование кадрового резерва: оценка профессионального и в первую очередь личностного потенциала сотрудника;
  • увольнение: на данном этапе оценка требуется для выявления некомпетентности сотрудника, причем основанием увольнения в этом случае могут служить только результаты аттестации.

   Основной  вопрос любой оценки - установление ее показателей, позволяющих определить соответствие работников предъявляемым требованиям. При всем многообразии показателей оценки их можно условно разделить на три следующие группы:

  • результативность труда;
  • профессиональное поведение;
  • личностные качества.

   Под результативностью труда понимаются способности и/или желание выполнять  общие функции управления как  по отношению к другим объектам воздействия, так и по отношению к самому себе: планирование деятельности, организация  и регулирование процесса, учет и контроль хода работы.

   Показатели  профессионального поведения охватывают следующие стороны деятельности: сотрудничество и коллективизм в  работе, самостоятельность в решении  тех или иных задач, готовность к  принятию дополнительной ответственности  или дополнительной нагрузки.

   Личностные  качества показывают индивидуальные способности  работника, отличающие его от других работников: квалификационный потенциал, образовательный потенциал, психофизиологический потенциал, нравственный потенциал, творческий потенциал, коммуникативный потенциал.

   Оценка, так или иначе, проводится на каждом этапе работы с персоналом. Внеплановая оценка проводится, когда руководство вынуждено прибегнуть к данной процедуре, например, при найме нового работника, во время прохождения новым сотрудником испытания, при выявлении каких-либо проблем во взаимодействиях между подразделениями или реорганизации компании, ходатайством сотрудника о повышении оклада или переводе на новую должность и т.д. В этом случае инициатива исходит от непосредственного руководителя сотрудника. Плановая оценка персонала обычно проводится по инициативе генерального директора, так как позволяет проанализировать положение дел внутри компании и помогает в выстраивании стратегии дальнейшего развития.

   Соответственно  и цели оценки персонала будут различными. В случае плановой оценки это может быть составление индивидуальных карьерных планов, создание системы обучения и повышения квалификации, создание кадрового резерва, пересмотр системы стимулирования, разработка плана мероприятий по внутреннему PR и развитию НR бренда, валидизация техник подбора персонала, внесение изменений в организационную структуру предприятия и введение в штатное расписание новых должностей. Вынужденная оценка проводится для принятия решения по конкретному вопросу, и результаты ее носят скорее оперативный, чем стратегический характер.

   В случае корректного проведения оценки сотрудник получает информацию о  том, что у него получается хорошо, какие навыки и компетенции ему  необходимо развивать. И в таком аспекте регулярно проводимая оценка помогает сотрудникам понимать свое место в организации, видеть свои успехи и яснее понимать стоящие перед ним задачи.

   Для руководителя такая процедура ценна  тем, что у него появляется четкая картина ресурсов подразделения, видение необходимых перемен, возможность активнее влиять на развитие своего отдела в направлении поставленных задач. Кроме того, оценка - это хороший повод поддержать сотрудника, похвалить его за достигнутые (пусть даже не очень большие и заметные) успехи и тем самым повысить его мотивацию для работы на этом предприятии.

   Оценка  персонала должна иметь четкие цели. Это могут быть ожидаемые изменения  в политике компании, кадровые перестановки, изменение системы оплаты и многое другое. Перед тем, как принять решение о проведении процедуры оценки, руководство компании должно четко понимать: для чего проводится процедура, какие результаты они ожидают увидеть, и для чего эти результаты будут использованы.

   Для того что бы качественно и легко  провести в компании оценку персонала необходимо провести очень серьезную подготовку. Хорошая подготовка, важнее хорошего проведения самой процедуры оценки персонала.  

1.2. Методы и методики оценки персонала 

   Условно все методы исследования организации  можно подразделить на три основных подхода: гуманитарный, инженерный и эмпирический. Методы оценки персонала в наибольшей степени относятся к эмпирическому подходу, так как основываются на распространении успешного отраслевого или функционального опыта, использовании прецедентного опыта в принятии решений. В большинстве случаев оценка - это сравнение полученных в ходе исследования характеристик с характеристиками "эталонного образца". Методы эмпирических исследований принято разделять на количественные и качественные.

   Количественные методы

   Количественные  методы можно охарактеризовать как  формализованные и массовые. Формализация выражается в направленности на изучение строго определенных анализируемых  переменных, заданных заранее, и их количественном измерении. Высокий  уровень формализации количественных методов связан с их статистической обработкой.

   Наиболее  распространенным количественным методом  является анкетирование. В процессе анкетирования сотруднику/кандидату на вакансию предлагается письменно ответить на вопросы, представленные в форме опросного листа - анкеты. Благодаря простоте использования и обработки анкетирование может применяться как отдельно, так и в качестве составляющей практически всех видов комплексной системы оценки персонала. По форме вопросы в анкете разделяются на открытые, предполагающие свободный ответ, и закрытые, ответ на которые заключается в выборе одного (или более) из нескольких предлагаемых в анкете утверждений. Одним из многочисленных вариантов применения анкеты является сбор информации о реальных деловых и личностных компетенциях работника в рамках системы оценки "360 градусов". В данном случае анкетирование его руководителя, коллег, подчиненных и клиентов значительно экономит время как опрашиваемых, так и сотрудника, который занимается обработкой полученных данных.

Информация о работе Организация процесса деловой оценки персонала