Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 18:17, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в определении понятий и целей деловой оценки и аттестации персонала, а также рассмотрении их методов и процедур проведения.
Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач:
изучить понятия и цели оценки персонала;
рассмотреть методы и методики оценки персонала;
определить цели системы оценки персонала в организации;
изучить суть и методику проведения деловой оценки персонала;
рассмотреть традиционные и нетрадиционные методы деловой оценки персонала.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Оценка персонала……………………………………………………….5
Понятие и цели оценки персонала…………………………………5
1.2. Методы и методики оценки персонала………………………………8
1.3. Цели системы оценки персонала в организации…………………...18
Глава 2. Организация процесса деловой оценки персонала…………………..21
2.1. Суть и методика проведения деловой оценки персонала………….21
2.2. Традиционные и нетрадиционные методы деловой
оценки персонала……………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...
Одним из основных качественных методов оценки персонала также является традиционный анализ документов. Считается, что документы являются или могут являться надежными свидетельствами явлений, происходящих в действительности. Во многом это относится к официальным документам, но может относиться и к неофициальным. Проведение анализа документов означает преобразование первоначальной формы информации, содержащейся в документах, в необходимую для специалиста по оценке персонала форму. Фактически это не что иное, как интерпретация содержания документа, его толкование. В процессе анализа документов могут исследоваться резюме, рекомендательные и сопроводительные письма, документы об образовании (дипломы, сертификаты, квалификационные свидетельства), научно-исследовательские и публицистические работы и др.
Существуют методы, содержащие признаки как качественных, так и количественных методов. Прежде всего, это относится к бизнес-кейсам. Бизнес кейс - это всестороннее описание ситуации, в которой когда-то оказалась реальная компания. В кейсе, как правило, описывается внешнее окружение и внутренняя среда компании, а также их изменения во времени. События, с которыми столкнулись менеджеры, как и действия последних, приводятся в том порядке, в каком они реально происходили. Но самое главное - в кейсе формулируется проблема, которую должен был решить тот или иной сотрудник компании. Точность и верность выбора типичной рабочей ситуации и профессиональность создания бизнес-кейса определяют надежность прогноза при использовании данного метода. С одной стороны, в методе заложена прагматичность предложенных вариантов решения бизнес-задач, с другой - имеется возможность выявить систему нестандартных подходов к решению типовых ситуаций, что определяет степень креативности работника.
На
нынешнем этапе большинство специалистов
по оценке персонала стремятся создать
комплексные системы оценки персонала
предприятия, включающие достаточно большое
количество методик с целью минимизации
ошибок в процессе оценки. Однако прежде
всего важно не просто собрать вместе
несколько методик, но адаптировать их
к условиям, существующим в организации,
а зачастую - когда речь идет о зарубежных
методиках - и к условиям российской действительности.
Огромное значение здесь приобретает
профессионализм и опыт специалиста, руководящего
процессом оценки, поскольку выполнение
данной задачи, помимо соответствующих
личных качеств, требует знаний и компетенций
в области психологии и понимания бизнес-процессов,
целей и специфики деятельности компании.
Принятие решения по выбору метода должно
основываться на определении цели аттестации,
структуре компании, сформированности
и прозрачности внутренних коммуникаций
и т.д.
1.3.
Цели системы оценки персонала в организации
Организации существуют для достижения стоящих перед ними целей. Степень реализации этих целей показывает, насколько эффективно действует организация, т.е. насколько эффективно она использует находящиеся в ее распоряжении ресурсы. Показатель прибыли позволяет оценить эффективность работы организации в целом, складывающейся из эффективности использования всех организационных ресурсов, в том числе каждого сотрудника. Естественно, что сотрудники неодинаково выполняют свои производственные обязанности - в любой организации или подразделении есть свои лидеры, аутсайдеры и середняки. Однако чтобы провести эту дифференциацию, необходимо иметь единую систему оценки эффективности выполнения каждым сотрудником своих должностных функций.
Такая система повышает эффективность управления человеческими ресурсами организации через:
Названные выше преимущества не приходят в организацию автоматически в момент внедрения системы оценки. Они реализуются тогда, когда выполняется ряд дополнительных условий.
Во-первых, система оценки и, самое главное, фактическая оценка работы сотрудников должны быть максимально объективны и восприниматься сотрудниками как объективные. Для придания объективности системе оценки ее критерии должны быть открытыми и понятными сотрудникам.
Во-вторых, результаты оценки должны быть конфиденциальными, т.е. известными только сотруднику, его руководителю, отделу, человеческих ресурсов. Обнародование результатов создает напряженность в организации, способствует антагонизму между руководителями и подчиненными, отвлекает сотрудников от подготовки и реализации плана устранения недостатков.
Принятие сотрудниками системы оценки и их активное участие в процессе оценки также являются условием ее эффективного функционирования.
Организации оптимизируют системы оценки персонала за счет:
Создать
систему оценки, одинаково сбалансированную
с точки зрения точности, объективности,
простоты и понятности очень сложно, поэтому
на сегодняшний день существует несколько
систем оценки персонала, каждая из которых
имеет свои достоинства и недостатки.
Однако наиболее распространенной является,
безусловно, система периодической аттестации
персонала.
Глава
2. Организация процесса деловой оценки
персонала
2.1.
Суть и методика проведения деловой оценки
персонала
Деловая оценка персонала - это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места.
Различают два основных вида деловой оценки:
Отечественная и зарубежная практика деловой оценки кандидатов на вакантную должность позволяет говорить о четырех основных этапах, определяющих содержание процесса оценки. К этим типовым этапам можно отнести:
Организационная процедура подготовки деловой оценки предполагает выполнение следующих обязательных мероприятий:
2.2. Традиционные
и нетрадиционные методы деловой оценки
персонала
При оценке можно использовать несколько методов, которые определяют особенности выделения конкретных значений показателей.
1. Метод шкалирования может проявлять себя в двух формах: метод градации и метод оценочных шкал с описанием количественной оценки. При методе градации оценщику предлагается шкала с балльным определением значений показателей, причем эти баллы представляют степень выраженности показателя. Пример использования метода градации проиллюстрирован ниже
Показатель: соблюдение установленных сроков
1 - редко
2 - часто
3 - не в основном
4 - с некоторыми всегда
5- соблюдается исключениями
Этот метод, напоминающий собой систему школьных оценок, не связан с большими затратами на разработку и потому удобен и экономичен. Но при этом возникает определенный ряд проблем. Числовое обозначение выраженности показателя делает возможным широкое поле интерпретации у оценщика (например, в зависимости от уровня его собственных претензий). При оценивании это называют ошибками снисходительности или строгости. Имеются оценщики, которые склонны давать суждения либо по экстремальным (1 или 5) значениям («тенденция к экстремумам»), либо по средним значениям шкалы («тенденция к середине»).
Чтобы снизить субъективизм при использовании метода градации, используют другую разновидность шкалирования - метод оценочных шкал с описанием количественной оценки. При этом числовые значения шкалы интерпретируются более подробным описанием образа действий, соответствующего данному числовому значению. Различия будут состоять в объеме и степени конкретизации отдельных описаний.
Качество данного метода повышается при возрастающей конкретизации описания отрезков шкалы. При этом следует стремиться к непосредственному отражению в шкале требовании к рабочему месту (должности). Тем самым достигается меньшая предрасположенность к искаженным оценкам.
2.
Следующим методом оценки
При ранжировании руководитель может "выстраивать" своих сотрудников в условную цепочку - от лучшего к худшему по результатам работы за аттестационный период. При распределении все сотрудники классифицируются по группам - например, 10% лучших, 10% худших и т.д.
Методы ранжирования являются очень простым способом оценки сотрудников. Их легко применять, легко понимать, а их результаты могут быть с успехом использованы для принятия решений в области компенсации. Однако, эти методы слишком односторонни и приблизительны для того, чтобы сделанные с их помощью оценки применялись для целей развития персонала, профессионального обучения и т.д. Кроме того, сравнение сотрудников подразделения между собой является достаточно жесткой формой оценки, использование которой может повлечь за собой трения внутри подразделения, обиды, недоверие к руководителю. Кроме этого, рассматриваемый метод обладает следующими недостатками: ненормируемые затраты времени при оценке значительных групп сотрудников, отсутствие возможности сравнения групп. Также нельзя сделать достоверного заключения о качественной дистанции между двумя оцениваемыми объектами: разница в результатах работы между сотрудниками 1 и 2 может быть большой, а между сотрудниками 2 и 3 - незначительной. Эти различия нельзя выявить из упорядочения рангов.
Информация о работе Организация процесса деловой оценки персонала