Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 18:17, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в определении понятий и целей деловой оценки и аттестации персонала, а также рассмотрении их методов и процедур проведения.
Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач:
изучить понятия и цели оценки персонала;
рассмотреть методы и методики оценки персонала;
определить цели системы оценки персонала в организации;
изучить суть и методику проведения деловой оценки персонала;
рассмотреть традиционные и нетрадиционные методы деловой оценки персонала.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Оценка персонала……………………………………………………….5
Понятие и цели оценки персонала…………………………………5
1.2. Методы и методики оценки персонала………………………………8
1.3. Цели системы оценки персонала в организации…………………...18
Глава 2. Организация процесса деловой оценки персонала…………………..21
2.1. Суть и методика проведения деловой оценки персонала………….21
2.2. Традиционные и нетрадиционные методы деловой
оценки персонала……………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...
Одним
из видов анкетирования, применяемых
для оценки персонала, являются личностные
опросники - класс психодиагностических
методик, предназначенных для
1.
Многофакторные личностные
- Опросник Кеттела (16PF): основными факторами являются общий уровень интеллекта, уровень развития воображения, восприимчивость к новому радикализму, эмоциональная устойчивость, степень тревожности, наличие внутренних напряжений, уровень развития самоконтроля, степень социальной нормированности и организованности, открытость, замкнутость, смелость, отношение к людям, степень доминирования - подчиненности, зависимость от группы, динамичность.
-
Опросник MMPI: к основным шкалам
относятся соматизация тревоги,
-
Опросник FPI: данный опросник создан
преимущественно для
-
Характерологический опросник
2.
Опросники мотивационных
-
Опросник Реана:
-
Тест на педантичность
3.
Опросники психического
-
Методика определения
-
Методика экспресс-диагностики
-
Шкала реактивной и личностной
тревожности Спилбергера:
4.
Опросники самоотношения (
-
Методика самооценки личности (Будасси):
определяется уровень
-
Опросник Стефансона: методика используется
для изучения представлений
5. Опросники темперамента:
- Личностный опросник Айзенка: тест направлен на диагностику личностных параметров, нейротизма и экстраверсии-интроверсии.
-
Опросник Стреляу:
6.
Опросники ценностей (
- Тест Рокича "Ценностные ориентации": методика основана на прямом ранжировании списка ценностей.
7.
Опросники эмоциональных
-
Тест "Эмоциональное выгорание":
выявляется степень
-
Шкала оценки значимости
8. Тесты на активность поведения:
-
Методика "Выход из трудных
жизненных ситуаций": определяется
доминирующий у человека
Следует отметить, что многие из вышеуказанных методик изначально разрабатывались и использовались в клинической психологии и лишь затем стали использоваться на предприятиях для оценки персонала. Однако эти методики в большинстве своем не были в достаточной мере адаптированы для оценки сотрудников, поэтому для того, чтобы использовать их в организациях, необходим специалист с достаточно высоким уровнем знаний в сфере психологии.
Еще одним важным методом оценки персонала являются тесты способностей. Они представляют собой специально подобранный стандартизованный набор заданий, служащий для оценки потенциальной способности человека решать различные задачи. Любая разновидность тестов интеллекта может рассматриваться как тест способностей. Для выявления специфических способностей, например к определенным видам деятельности (медицине, технике, юриспруденции, образованию и т.д.), разрабатываются специальные тесты. Пожалуй, самыми распространенными среди методик, применяемых в оценке персонала, являются те, которые направлены на выявление профессиональных способностей сотрудников. Наиболее зарекомендовавшими себя методиками можно считать следующие:
-
Тест структуры интеллекта
-
Тест Гилфорда: позволяет измерить
социальный интеллект, который
является профессионально
-
Тест Равена: позволяет при помощи
прогрессивных матриц не
Необходимо отметить, что многие из известных тестов способностей не дают достаточно материала для того, чтобы делать на их основе прогнозы. Они позволяют получить ограниченную информацию, которую необходимо дополнять сведениями из других источников.
Качественные методы
В
противоположность
Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: интервьюер (специалист, который проводит интервью) задает вопросы респонденту (оцениваемому сотруднику), не ведет с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своего личного отношения к задаваемым вопросам и ответам испытуемого. Задачей интервьюера является сведение своего влияния на содержание ответов респондента к минимуму и обеспечение благоприятной атмосферы общения. Цель интервью с точки зрения интервьюера - получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами исследования (качествами и характеристиками оцениваемого, отсутствие либо наличие которых необходимо выявить).
На основе различных параметров принято выделять несколько видов интервью. Наиболее применяемыми в оценке персонала являются следующие виды.
Биографическое интервью сосредоточено на прошлой трудовой деятельности кандидата. При его проведении исходят из того, что поведение в прошлом является индикатором поведения в будущем. Биографические интервью сосредотачиваются на трудовом опыте и стиле работы оцениваемого. Сведения о работе собирают в обратном хронологическом порядке. В интервью оценивается степень важности текущей работы сотрудника для организации и его компетентность в терминах соответствия требованиям, предъявляемым к определенной должности. При этом следует задавать правильно подобранные вопросы и соблюдать одинаковые условия для всех оцениваемых. На практике вопросы исходят из "требований к сотруднику", в которых перечислены индивидуальные характеристики, необходимые для успешного выполнения работы. Преимущество биографического интервью заключается в том, что оно соответствует ожиданиям кандидата (сотрудника) и дает ему возможность проявить себя наилучшим образом. Тем не менее, этот же фактор может стать причиной необъективности оценки. Эффективность такого интервью также зависит от того, насколько верно вопросы соотносятся с критериями работы.
Поведенческое интервью содержит структурированный перечень вопросов, разработанных относительно опыта или способностей в определенных областях или применительно к критериям, связанным с работой. Эти критерии выявляются в процессе анализа, предметом рассмотрения которого были работа и поведение успешных сотрудников. Основное преимущество поведенческого подхода состоит в том, что он имеет дело с навыками, важными для работы. С другой стороны, подобное интервью может занимать много времени, так как в ходе него необходимо обсудить все важные аспекты работы. Кроме того, в связи с тем, что интервью сосредоточено на процессе осуществления определенной работы, легко упустить из виду немаловажные вопросы, касающиеся общей профессиональной подготовки кандидата/сотрудника.
Ситуационное интервью основано на построении определенных ситуаций и предложении оцениваемому сотруднику описать модель своего поведения или выхода из данной ситуации. В процессе оценки сотрудник старается дать социально желательные ответы, то есть те, которые он считает социально верными. В ходе интервью появляется возможность оценить, насколько данные представления соответствуют ценностям организации, принятым моделям поведения, а также той работе, которую выполняет сотрудник.
Проективное интервью основано на особом построении вопросов таким образом, что они предлагают сотруднику/кандидату оценить не себя, а людей вообще или какого-то персонажа. Проективные методики основаны на том, что человек склонен переносить свой жизненный опыт и установки на интерпретацию действий других людей, а также на вымышленные ситуации, персонажей и т.п. В ходе проективного интервью сотрудник с меньшей вероятностью будет давать социально желательные ответы. Однако процесс проведения проективного интервью весьма длителен, полученные данные достаточно сложно обработать. Кроме того, значительное влияние на результат будут оказывать профессиональные и личностные качества интервьюера.
Информация о работе Организация процесса деловой оценки персонала