Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:33, реферат
Деловая оценка персонала — это компонент диагностики персонала, целенаправленный процесс установления соответствия количественных и качественных профессиональных характеристик персонала требованиям должности (рабочего места), подразделения и организации в целом.
Оценка персонала в организации должна проводиться регулярно, для того чтобы сотрудники видели результаты своего труда, справедливо оцененные руководителями, а руководители по результатам оценки могли лучше управлять сотрудниками и эффективнее их использовать. Важная роль в осуществлении оценки принадлежит специалистам по управлению персоналом, менеджерам, в целом руководителям различного ранга.
Введение
Деловая оценка персонала
— это компонент диагностики
персонала, целенаправленный процесс
установления соответствия количественных
и качественных профессиональных характеристик
персонала требованиям
Оценка персонала в организации должна проводиться регулярно, для того чтобы сотрудники видели результаты своего труда, справедливо оцененные руководителями, а руководители по результатам оценки могли лучше управлять сотрудниками и эффективнее их использовать. Важная роль в осуществлении оценки принадлежит специалистам по управлению персоналом, менеджерам, в целом руководителям различного ранга.
Для осуществления оценки персонала важное значение имеет определение целей, задач, методов, критериев оценки.
Цели оценки персонала
Улучшение качества управления,
которое достигается путем
Единство действий в управлении, так как единая система оценки позволяет ожидать, что действия по управлению будут соответствовать результатам оценки и будут более эффективными.
Более эффективное использование
человеческого потенциала. Коллектив
организации имеет
Формирование и поддержание
здорового
Повышение производительности, так как персональные оценки — стимул для оцениваемых. Длительность повышения производительности существенно зависит от правильности оценки персонала.
Основные задачи оценки персонала:
Управленческое воздействие. С помощью оценки, а также с помощью оценочного разговора сотруднику можно показать его место в соответствии с его достижениями, что способствует управляемости персонала.
Определение размеров вознаграждения, так как лишь при объективной оценке достижений сотрудника возможно справедливо оплатить его труд.
Развитие персонала, так как обеспечивает выбор достойных форм поощрения и содействия профессиональному росту работников.
Рациональное использование сотрудника, поскольку оценка обязательна при занятии рабочего места, повышении по службе, перемещении, принятии решения об оставлении рабочего места.
Трудовая мотиваций, так
как она — импульс к
Кроме того, оценка персонала может помочь в решении таких значительных задач, как:
— установление обратной связи с сотрудником по профессиональным, организационным и иным вопросам;
— удовлетворение потребности сотрудника в оценке собственного труда и качественных характеристик.
Сущность, цели и методы деловой оценки персонала
Проблема управления людьми становится
все более насущной, так как в конечном
счете конкурентоспособность продукции,
ее низкую стоимость и высокое качество
при всей энерговооруженности производства
решает высокопроизводительный, высококачественный
труд работников всех категорий. Чтобы
организовать такой труд, необходимо отыскать
именно тот инструмент, который позволит
связать в один неразрывный узел цели
и результаты, чтобы на практике реализовать
мощную целеориентированную мотивацию
труда персонала - руководителей, специалистов,
рабочих. Таким инструментом является
оценка трудовой деятельности, которая,
по мнению западных ученых и практиков,
является «не какой-то дополнительной
мерой, а основным звеном в управлении
персоналом». Оценка человека, его деятельности,
его успехов со стороны коллектива является
важнейшим стимулом трудовой активности.
Оценка работника представляет собой процедуру, проводимую с целью выявления степени соответствия личных качеств работника, количественных и качественных результатов его деятельности определенным требованиям, предъявляемым должностными обязанностями, характером и содержанием труда, а также требованиям, обусловленным эффективной организацией производства, использованием наиболее рациональных методов работы, технических средств и т. д.
Деловая оценка персонала –
это целенаправленный процесс установления
соответствия качественных характеристик
персонала (способностей, мотиваций, свойств)
требованиям должности или рабочего места.
Деловая оценка является
важнейшей составляющей процессов отбора
и развития персонала.
Различают два основных вида
деловой оценки:
1) оценку кандидатов на вакантную должность;
2) текущую периодическую
оценку сотрудников
Цели оценки результативности труда:
- поддержание требуемого
уровня эффективности
- стимулирование повышения квалификации работника;
- отслеживание руководителем качества труда подчиненных;
- база для решения вопросов по заработной плате и премиям;
- основа для корректировки
всей работы с кадрами.
Вполне оправданной
представляется позиция западных специалистов
в области менеджмента в отношении деловой
оценки работника: она должна рассматриваться
как возможность открытого обсуждения
прогресса в деятельности работника, выбора
путей улучшения этой деятельности. Необходимо,
чтобы работник понимал, какие ошибки
он совершает, какие из них связаны с его
личностью, как наиболее полно реализовать
свой потенциал.
Показатели и методы деловой оценки персонала.
Показатели деловой оценки можно классифицировать по трем категориям:
Методы оценки подразделяются
на традиционные и нетрадиционные. Первые
сфокусированы на отдельном работнике
вне организационного контекста и основываются
на субъективном мнении руководителя
или окружающих. Сегодня все более широко
внедряются нетрадиционные методы, основанные
на том, что сотрудники оцениваются в рамках
группового взаимодействия, где в результате
имитации конкретной деятельности они
могут полностью раскрыть себя и свои
способности. При этом учитываются достижения
группы в целом, а также степень развития
и освоения субъектом новых навыков.
Метод стандартных оценок состоит в том, что руководитель заполняет специальную форму, характеризуя каждый аспект работы сотрудника. Этот метод прост и доступен в применении, но поскольку оценка руководителя всегда субъективна, для повышения ее обоснованности форма может заполняться сотрудником службы персонала, который предварительно всесторонне обсуждает с руководителем работу аттестуемого. Такая практика обеспечивает единообразие оценок в рамках организации, способствует преодолению субъективизма и хорошо воспринимается работниками.
Метод анкет и сравнительных анкет в простейшей форме основывается на наборе вопросов и описаний. Оценивающий ставит галочку против каждой характеристики или оставляет пустое место. В усложненном варианте оценка каждой позиции происходит по шкале от «отлично» до «плохо», а общей оценкой результативности становится сумма оценок. Вариантом метода анкет может быть заполнение последних не только руководителем, но и подчиненным с последующим их сравнением группой экспертов, которые формируют комплексную оценку деловых и личных качеств.
Метод вынужденного выбора заключается в том, что эксперты выбирают наиболее подходящую для работника характеристику из заданного набора (например: общительность, опыт работы, умение планировать, организация личного труда, наблюдательность и проч.).
Описательный метод предполагает тельную характеристику достоинств и может комбинироваться с предыдущим.
Метод решающей ситуации, используемый, в основном в прямой оценке исполнителей, основывается на описаниях «правильного» и «неправильного» поведения работников в определенных ситуациях, а затем распределении их в рубрики в зависимости от характера работы. С ними как с эталоном сопоставляется поведение оцениваемого работника.
Метод шкалы наблюдения за поведением также основывается на его оценке в решающих ситуациях, но предполагает фиксацию того, сколько раз и каким образом человек вел себя в них.
Метод шкалы рейтингов поведенческих установок предполагает заполнение анкеты, содержащей 6-10 важнейших характеристик работы, формулируемые как оцениваемым, так и экспертом на основе анализа 5-6 решающих ситуаций. Эксперт оценивает квалификацию работника исходя из этих характеристик и сообщает ему итоговый рейтинг. На основе этих оценок делаются прогнозы на будущее.
Оценка методом комитетов заключается в том, что работа человека обсуждается в группе. Она разделяется при этом на отдельные составляющие и оценивается по каждой из них. В результате составляется список действий, оцениваемые как успешные и неуспешные, на основе сопоставления которого с требованиями к сотруднику или должности выносится окончательное заключение с учетом «цены» достижений.
Метод независимых судей представляет собой оценку человека лицами, которые с ним не были прежде знакомы (5-7 человек), на основе «перекрестного допроса».
360-градусный метод оценки состоит в том, что сотрудник оценивается всеми, с кем контактирует в процессе работы. При этом заполняются общая и особая для каждого уровня экспертов формы. Однако этот метод потенциально конфликтен.
Ситуационное интервью состоит в том, что претендентам предлагаются описания одинаковых ситуаций, а после задаются вопросы об их возможных действиях. Оценка происходит на основе тех же принципов, что и в предыдущем случае. Недостатки метода состоят в сложности и больших затратах на подготовку, неуниверсальном характере ситуаций, а также в поощрении ответов, соответствующих традициям организации, что препятствует появлению людей с новыми идеями.
Метод моделирования ситуации, чаще всего применяемый в оценочных центрах, позволяет сделать оценку более обоснованной и объективной. Он заключается в создании искусственных, но близких к реальным условий работы и управленческих ситуаций (подбор деловых бумаг, интервьюирование, разработка проектов документов и проч.). Критериями оценки при этом являются способность организовывать и планировать, решительность, гибкость, устойчивость к стрессам, стиль работы.
Метод групповых дискуссий предполагает, что сотруднику приходится участвовать в обсуждении проблемы и отстаивать свою точку зрения в группе из 9-15 человек. Дискуссия записывается на пленку, и потом ей дают оценку специалисты – менеджеры, стоящие выше на несколько уровней управления, поскольку непосредственные руководители склонны необъективно относиться к подчиненным, давать им тенденциозные оценки, а у высших руководителей для этого нет оснований. Кроме того, они лучше понимают требования должности.
Метод интервьюирования, наоборот, состоит в том, что испытуемому предлагается провести собеседование с несколькими «кандидатами на работу» и соответственно решить вопрос. Он ориентирован на проверку умения правильно оценивать и подбирать работников.
Часто оценка сотрудников проводится в специальных «оценочных центрах», где не только всесторонне изучают работников и их управленческие способности, но и определяют программу тренировок для их развития и совершенствования.