В последнее
время широкое распространение
получил такой метод оценки
персонала как «360 градусов». Он
представляет собой оценочное мероприятие,
которое заключается в сборе информации
о человеке (или группе) от взаимодействующих
с ним лиц, с последующей обратной связью
[35, с.103]. В перечень субъектов оценки включается
все, кто связан с оцениваемым единым бизнес-процессом:
руководители, коллеги, сотрудники смежных
подразделений, подчиненные, партнеры,
клиенты. Такой метод аттестации персонала
помогает аттестуемому работнику увидеть,
как его воспринимают окружающие, скорректировать
свои самооценку и поведение. Оценка методом
«360 градусов» обычно проводится с использованием
бумажных опросников. Опросники предлагают
респондентам оценить сотрудника по определенному
набору критериев или компетенциям, представленным
в балльной шкале. Обычно на одного аттестуемого
заполняется 5-6 экземпляров опросника,
что позволяет получить достаточно полную
и объективную оценку и сохранить конфиденциальность
экспертов. Затем полученная информация
сводится воедино, и на ее основе готовится
подробный отчет. Итоговый отчет представляет
собой детальную картину сильных сторон
аттестуемого и его потребностей в развитии
[26, с. 59-60].
Одно из достоинств
данного метода аттестации персонала
– наличие обратной связи. Существует
ряд правил предоставления работникам
обратной связи по результатам оценки
[3, с.446; 33, с.63-64]:
- Обратная связь должна строиться по принципу «плюс-минус-плюс». Суть этого принципа в том, что необходимо начинать с признания успехов и достижений сотрудника, затем переходить к негативным моментам в его работе, а в завершение акцентировать внимание на перспективах и направлениях развития работника.
- Обратная связь должна предоставляться оперативно, сразу после события, обсуждаемого с сотрудником.
- Обратная связь должна быть конструктивной и построенной на фактах. Необходимо избегать общих комментариев, говорить конкретно, что именно было сделано хорошо или неудовлетворительно.
- Обратная связь должна концентрироваться на том, что можно изменить. Субъект, предоставляющий обратную связь, должен помогать работнику корректировать только те качества, на которые он реально может повлиять.
- Необходимо вовлекать сотрудника в обсуждение, давать ему высказаться.
Еще один
метод, позволяющий провести комплексную
оценку соответствия работника
занимаемой должности, - Ассессмент-центр
(Центр оценки). Сущность данного
метода как комплексной технологии
оценки раскрывается через принципиальные
требования, предъявляемые при формировании
методического обеспечения и реализации
технологии [39, с.132-133; 16, с.119]:
- Разработка системы критериев оценки проводится специально для каждого Центра оценки в соответствии со спецификой конкретной деятельности, что позволяет выявить действительно значимые для данной деятельности параметры.
- Выявляются и описываются не только альтернативные характеристики результата, но и качественные поведенческие индикаторы, особенности индивидуального стиля деятельности, оцениваемые в различных моделируемых ситуациях, что позволяет прогнозировать успешность испытуемых в различных областях профессиональной деятельности.
- Моделирование реальных ситуаций профессиональной деятельности. Это позволяет непосредственно наблюдать и оценивать уровень владения компетенциями в процессе решения конкретных задач, а также уровень результативности и успешности оцениваемых работников.
- Оценивается только реальное поведение и достигнутые результаты работника.
- Процедура Центра оценки предполагает испытание работника различными взаимодополняющими методиками, техниками и упражнениями, направленными на перекрестное измерение результата и предпосылок его достижения.
- Оценка производится не только специалистами (профессиональными асессорами), но и специально подготовленными наблюдателями из числа сотрудников организации. Это дает возможность учесть такие сложно поддающиеся описанию факторов, как условия деятельности, культура и философия организации.
- Каждый участник Центра оценки оценивается несколькими наблюдателями, и каждый наблюдатель оценивает нескольких участников. Использование перекрестных оценок позволяет снизить субъективность оценки.
- Итоговое решение выносится на основе объединенных данных, собранных всеми экспертами во всех упражнениях, в процессе совместного обсуждения.
- Центр оценки предполагает определенную пространственно-временную организованность своей технологии и использование специальной команды профессионалов – организатора Центра оценки, экспертов-наблюдателей и технического персонала.
Описанные
принципиальные особенности комплексной
технологии центра оценки имеют
ряд преимуществ относительно
других методов [30, с.77; 25, с.46-48]:
- Множественность критериев оценки, упражнений и экспертов-наблюдателей повышает точность и надежность оценок.
- При групповой работе оцениваемых возникают эффекты соревнования и взаимопомощи, что позволяет каждому из них раскрыть свой личностный потенциал, способности к результативной деятельности.
- Работа в группе дает возможности непосредственного сравнения испытуемых через оценку достигнутых в упражнениях результатов и поведения в процессе достижения этих результатов.
- Использование упражнений, моделирующих профессиональную результативную деятельность, представляет собой элемент тренинга и способствует целенаправленному развитию и использованию успешных моделей поведения в реальной практической деятельности участников Центра оценки.
Еще один распространенный
метод оценки персонала – оценка по компетенциям.
В настоящий момент не существует единого
определения понятия «компетенции». Рассмотрим
различные подходы к трактовке данного
термина.
Компетенция –
базовое качество индивидуума, имеющее
причинное отношение к эффективному и/или
наилучшему на основе критериев исполнению
в работе или других ситуациях [24, с.18].
Компетенция –
это основная характеристика личности,
обладатель которой способен добиться
высоких результатов в работе [32].
Компетенции
– это интересы, ценностные ориентации,
характеристики мотивации, способности,
знания, умения, навыки, которые являются
важными/критическими с точки
зрения успешности, результативности
выполнения деятельности, проявляются
в поведении и могут быть
измерены [39, с.97].
Компетенции
– атрибуты личности, которые
важны для успешного выполнения
профессиональной деятельности
на соответствующей позиции и
которые могут быть измерены
через наблюдаемое поведение
[34].
Таким образом,
компетенция представляет собой
совокупность знаний, умений, навыков,
профессионально важных качеств,
мотивации, определяющих успешность
деятельности работника на конкретной
должности, в конкретной организации
и проявляющаяся через наблюдаемое
поведение.
Выделяют следующие
виды компетенций [39, с.100; 42]:
- Корпоративные компетенции. Данный вид компетенций тесно связан и следует из философии и ценностей организации. Корпоративные компетенции применимы к любой должности в организации, независимо от иерархии и фиксируются в таких документах, как Стратегия, Кодекс корпоративной этики и т.д. Общекорпоративных компетенций не должно быть слишком много, их оптимальное число 4-6.
- Управленческие (менеджерские) компетенции. Они разрабатываются только для сотрудников, занятых управленческой деятельностью и имеющих персонал в подчинении. Они составляются с учетом трех аспектов: видение (умение видеть дальние цели и строить свою деятельность исходя из них, умение находить новые пути развития бизнеса), организация (умение организовать собственную деятельность и деятельность других, транслировать цели и задачи подчиненным, нести ответственность за принимаемые решения), работа с людьми (умение мотивировать подчиненных, делегировать полномочия, развивать потенциал, способность убеждать).
- Профессиональные (технические) компетенции. Набор профессиональных компетенций зависит от специфики деятельности сотрудника на каждой отдельно взятой позиции в организации.
Все перечисленные
виды компетенций в определенном
соотношении входят в модель
компетенций для конкретной должности.
Модель компетенций – полный
набор компетенций и индикаторов
поведения, необходимых для успешного
выполнения сотрудником его функций
[32].
Профиль компетенций
(карта компетенций сотрудника) – это
индивидуальная эталонная модель компетенций,
необходимая для достижения успеха в конкретной
должности [2, с.67].
При разработке
модели компетенции могут быть
использованы следующие методы [40,
с.78-79]:
• использование или адаптация
под требования компании готовых моделей,
созданных в результате исследований
управленческого опыта лидирующих организаций
- как правило, иностранных;
• создание модели компетенций
«с нуля» с помощью внешних
консультантов или самостоятельно.
Здесь важно помнить, что
стандартной модели не существует.
Поэтому второй способ разработки модели
компетенций является более эффективным,
так как позволяет максимально
учесть в модели компетенций специфику
деятельности конкретной организации,
но в то же время является наиболее
ресурсоемким.
Прежде, чем
приступать к разработке модели
компетенций, необходимо ответить
на следующие вопросы:
- Зачем организации нужна модель компетенций? В организации должна существовать реальная потребность в модели компетенций. Зачастую компании разрабатывают модели компетенций только потому, что это делают конкуренты или потому, что это модно в данный момент времени.
- Как будет использоваться модель компетенций? Модель компетенций может разрабатываться под определенную задачу, например, для оценки или отбора кандидата на какую-то должность. Другой вариант – это разработка такой модели компетенции, которая станет «стержнем» системы управления персоналом в организации, и на ней будут завязаны подбор, оценка, развитие персонала.
- Насколько руководство организации заинтересовано в разработке модели компетенций? Важно, чтобы процесс разработки был поддержан высшим руководством организации. Это подчеркнет важность данного проекта для организации и будет способствовать более быстрому принятию изменений со стороны персонала.
Рассмотрим последовательно
этапы разработки модели компетенций
[39, с.106; 48].
На первом
этапе разработки модели компетенций
создается рабочая группа. К разработке
модели следует привлекать сотрудников,
которые в дальнейшем будут
ее использовать. Как правило,
это сотрудники службы управления
персоналом, линейные руководители,
исполнители деятельности, внешние
эксперты и консультанты. Кроме
того, необходимо включать в состав
рабочей группы представителя
высшего руководства, это подчеркнет
значимость разработки модели
компетенций для компании и
будет способствовать снижению
сопротивлению изменениям со
стороны персонала. Оптимальная
численность рабочей группы составляет
8-12 человек. Участники рабочей
группы определяют методологию
разработки модели компетенций,
определяют план мероприятий,
сроки и ответственных за их
реализацию. Процесс разработки
модели компетенций занимает, как
правило, от одного до трех
месяцев и зависит от степени
вовлеченности участников рабочей
группы в проект.
На втором
этапе происходит сбор и анализ
информации, необходимой для проектирования
модели компетенций. На данном
этапе необходимо собрать примеры
стандартов поведения, которые
обеспечивают эффективное исполнение
работы, а также определить те
стандарты, которые могут понадобиться
в будущем. Источниками информации
могут служить как сами сотрудники,
руководители, клиенты, партнеры, так
и такие документы как стратегия,
миссия, цели, стандарты поведения,
должностные инструкции.
Сбор информации
для проектирования модели компетенций
может осуществляться следующими
методами:
- Анализ работ (наблюдение). Цель метода – сбор всесторонней информации о целях, задачах, ожидаемых результатах деятельности. Дает возможность получить представление об условиях, в которых происходит деятельность, выполняемых функциях, демонстрируемом поведении.
- Опросы, в том числе интервью. Данный метод, как правило, применяется для опытных исполнителей, экспертов данной деятельности, ключевых сотрудников, хорошо владеющих технологией работы. Часто используется полуструктурированное интервью, объединяющее конкретные, детальные, точечные вопросы в отношении поставленных задач и ожидаемых результатов деятельности и открытые уточняющие вопросы.
- Мозговой штурм. Может проводиться в каждом подразделении компании, если их число не превышает 12-15. К участию в мозговом штурме необходимо привлекать ведущих, авторитетных специалистов.
- Фокус-группы. К участию в фокус-группах целесообразно привлекать линейных руководителей, а также сотрудников смежных подразделений в случаях, когда они тесно взаимодействуют друг с другом и могут охарактеризовать наиболее эффективное поведение коллег в рабочих ситуациях.
- Метод критических инцидентов. Цель данного метода – сбор информации о событиях, случаях и ситуациях, результаты которых оказались важными или критическими в контексте достижения целей деятельности. Акцент делается не на повседневные действия, а скорее на более редкие, но существенные события, которые явно демонстрируют различия между успехом и неудачей в деятельности. Опросы по выявлению критических инцидентов обычно проводятся с исполнителями или руководителями (их просят привести примеры, демонстрирующие «эффективное» и «неэффективное» поведение подчиненных). Данные получают в виде коротких рассказов о том, как вели себя конкретные люди в определенных обстоятельствах. От каждого интервьюируемого необходимо получить, по меньшей мере, три инцидента, демонстрирующих успешное поведение, и три инцидента, демонстрирующих неуспешное поведение. Преимуществом данного метода является то, что он обеспечивает многообразное представление о выполняемой деятельности.
- Метод репертуарных решеток. Цель данного метода – посредством структурированной психологической методики выстроить систему личных биполярных конструктов руководителя (выявить свойства, отличающие более успешных подчиненных от менее успешных), не предлагая респондентам заранее установленные рамки для описания этих характеристик, а позволяя им привлекать собственный опыт [39, с.78]. Например: опытный-неопытный, сотрудничающий-соперничающий. Данный метод особенно эффективен при выявлении скрытых аспектов деятельности, влияющих на успешность или неуспешность в ней. Обычно метод применяется для руководителей, имеющих не менее 6 подчиненных, которых они могли бы сравнить по уровню успешности. При этом половина подчиненных считаются эффективными исполнителями, а другая половина – неэффективными. Далее проводятся последовательные сравнения между работниками и описываются различия, что, в свою очередь, выявляет характеристики, необходимые для успешного выполнения деятельности.
- Прогностическое интервью. Данный метод применяется в целях сбора информации о наиболее вероятных организационных изменениях и предполагаемом воздействии этих изменений на персонал, а также на востребованность новых навыков, способностей и поведенческих моделей в будущем. Прогностические интервью проводятся с руководителями высшего уровня.
- Метод прямых атрибутов. Данный метод является самым простым и быстрым. Он основан на использовании «карточек компетенций», которые определяют модели поведения, влияющие на успешность выполнения работы. Карточки описывают большое количество моделей поведения, которые чаще всего используются в организации. Однако для любой конкретной позиции важными будут не все карточки, а только их некоторое подмножество. Поэтому они сортируются, ранжируются по значимости, критичности для успеха при выполнении деятельности.