Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 07:20, реферат
Система управления персоналом, то есть систематизированное и сознательное объединение людей, действующих для достижения определенных целей включает в себя субъект управления (СУ) и объект управления (ОУ). СУ - совокупность элементов системы, осуществляющих управление как целевое воздействие на объект управления, аппарат управления, организующий труд исполнителей. Его деятельность заключается в том, чтобы определить, какие действия, в каком порядке, кем и в какие сроки следует выполнить, как их следует выполнять. СУ контролирует и оценивает результаты действий исполнителей. ОУ - множество исполнителей, обеспечивающих достижение
Раздел 1 Место и роль управления персоналом в системе управления организацией
Раздел 2 Персонал как объект управления
Раздел 3 Система управления персоналом
Раздел 4 Методология управления персоналом организации
Вопросы к главе 1
Тесты для самоконтроля к главе 1
- собственные управленческие
полномочия по выполнению
Организационный статус службы УП определяется уровнем организационного, финансового, потенциального развития организации и позиции её руководства.
Основные тенденции в развитии функционального разделения труда по управлению персоналом организации:
- выделение практически
всех функциональных
- широкое развитие
внешних консультативных
- делегирование полномочий
и ответственности по
- развитие центров
подготовки и развития
2.
Виды структур
управления
2.1.
Линейная структура
управления
Сущность линейной
(иерархической) структуры управления
состоит в том, что управляющие
воздействия на объект могут передаваться
только одним доминантным лицом
— руководителем, который получает
официальную информацию только от своих,
непосредственно ему
Данный тип организационной
структуры управления применяется
в условиях функционирования мелких
предприятий с несложным
Преимущества линейной
структуры объясняются
В числе недостатков
линейного построения организации
обычно отмечается жесткость, негибкость,
неприспособленность к
При этом рост объема
работ по управлению сопровождается
углублением функционального
2.2. Функциональная
структура управления
Функциональная структура сложилась как неизбежный результат усложнения процесса управления. Особенность функциональной структуры заключается в том, что хотя и сохраняется единоначалие, но по отдельным фикциям управления формируются специальные подразделения, работники которых обладают знаниями и навыками работы в данной области управления.
В принципе создание функциональной структуры сводится к группировке персонала по тем широким задачам, которые он выполняет. Конкретные характеристики и особенности деятельности того или иного подразделения (блока) соответствуют наиболее важным направлениям деятельности всего предприятия.
Традиционные функциональные блоки предприятия — это отделы производства, маркетинга, финансов. Это широкие области деятельности, или функции, которые имеются на каждом предприятии для обеспечения достижения его целей.
Если размер всей организаций или данного отдела велик, то основные функциональные отделы можно, в свою очередь, подразделить на более мелкие функциональные подразделения. Они называются вторичными, или производными.
Основная идея здесь
состоит в том, чтобы максимально
использовать преимущества специализации
и не допускать перегрузки руководства.
При этом необходимо соблюдать известную
осторожность с тем, чтобы такой
отдел (или подразделение) не ставил
бы свои собственные цели выше общих
целей всего предприятия. На практике
обычно используется линейно-функциональная,
или штабная, структура, предусматривающая
создание при основных звеньях линейной
структуры функциональных подразделений.
2.3. Линейно-функциональная
структура управления
Линейно-функциональная структура управления представляет собой наиболее распространенный вид иерархической структуры. Ее основу составляют так называемый «шахтный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и пр.).
По каждой из них формируется иерархия служб («шахта»), пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы каждой службы аппарата управления организацией оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач.
Соответственно строится
и система материального
Многолетний опыт использования линейно-функциональных структур управления показал, что они наиболее эффективны там, где аппарат управления выполняет рутинные, часто повторяющиеся и редко меняющиеся задачи и функции. Их достоинства проявляются в управлении небольшими предприятиями, а также организациями с массовым или крупносерийным типом производства. Если компания работает не только на внутреннем, но и на международном рынке, эта структура может быть полезной только в случае однородности требований к продукту и технологии его изготовления на всех видах рынка. Если же спрос на разных рынках различен, структура неэффективна. (6)
Существенным препятствием
к эффективному использованию этой
структуры является то, что она
не позволяет быстро реагировать
на изменения в области науки
и техники, которые чаще всего
приводят к «разбалансировке» отношений
между функциональными
Положение усугубляется утратой гибкости во взаимоотношениях работников аппарата управления из-за высокого уровня формализации, органически свойственной данной структуре. Результатом является замедление и сложности с передачей информации, а это приводит к снижению скорости принятия решений.
Необходимость согласования действий разных функциональных служб резко увеличивает объем работы руководителя организации и его заместителей.
Недостатки линейно-
2. 4. Дивизиональная
структура управления
Выше было отмечено, что необходимость изменения вида структуры управления чаще всего связана с ростом организации, диверсификацией ее деятельности и усложнением взаимодействий с внешней средой.
Конкуренция заставляет руководителей концентрировать все больше внимания и усилий на конечных результатах, т.е. на продукции, услугах и потребителях. Соответственно меняются подходы к построению структур управления. Подход к перестройке и формированию структур, основу которого составляет выделение в составе организации производственных отделений (подразделений) как самостоятельных объектов управления, получил название дивизионального (от англ. Division — отделение).
Первыми перестройку структуры по этой модели начали крупнейшие организации, которые в рамках своих гигантских предприятий (корпораций) стали создавать производственные отделения, предоставив им определенную самостоятельность в осуществлении оперативной деятельности.
В то же время администрация
оставляла за собой право жесткого
контроля по общекорпоративным вопросам
стратегии развития, научно-исследовательских
разработок, инвестиций и т.п. Поэтому
этот тип структуры нередко
Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные отделения. Структуризация организации по отделениям производится, как правило, по одному из трех критериев: по выпускаемой продукции или предоставляемым услугам (продуктовая специализация), по ориентации на потребителя (потребительская специализация), по обслуживаемым территориям (региональная специализация). (7)
Такой подход обеспечивает
более тесную связь производства
с потребителями, существенно ускоряя
его реакцию на изменения, происходящие
во внешней среде. В результате расширения
границ оперативно-хозяйственной
В то же время дивизиональные
структуры управления привели к
росту иерархичности, т.е. вертикали
управления. Они потребовали формирования
промежуточных уровней
На дивизиональную
структуру управления успешно переходят
многие отечественные организации
(в первую очередь корпорации, акционерные
общества, холдинги и т.п.), используя
заложенные в ней возможности
децентрализации роста
Различные модификации
иерархических структур, использовавшиеся
за рубежом и в нашей стране, не позволяли
решать проблемы координации функциональных
звеньев по горизонтали, повышения ответственности
и расширения полномочий руководителей
низовых и средних уровней, освобождения
высшего эшелона от оперативного контроля.
Требовался переход к более гибким структурам,
лучше приспособленным к динамичным изменениям
и требованиям производства.
2.5 Проектная структура
управления
Ускорение процессов, связанных с научными исследованиями, разработками и нововведениями, неизбежно привело к активизации проектных разработок в организациях. Результатом стало выделение в составе организаций полуавтономных групп, каждая из которых концентрируется на выполнении определенного проекта. Проектом считается любой процесс целенаправленных изменений в организации (например, модернизация производства, освоение новых видов продукции или технологий, автоматизация управления финансами, проектирование новой структуры управления и т.п.), обладающий следующими характерными чертами: целостный характер деятельности; участие в работе различных специалистов, между которыми устанавливаются отношения кооперации; четко сформулированный конечный результат деятельности; ограничения во времени и ресурсах, выделяемых для достижения целей проектирования. (8)
Управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию выполнения работ, координационные механизмы. Одной из форм проектного управления является формирование специального подразделения — проектной команды (или группы), работающей на временной основе. В ее состав входят необходимые специалисты, в том числе и по управлению.