Система управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 07:20, реферат

Краткое описание

Система управления персоналом, то есть систематизированное и сознательное объединение людей, действующих для достижения определенных целей включает в себя субъект управления (СУ) и объект управления (ОУ). СУ - совокупность элементов системы, осуществляющих управление как целевое воздействие на объект управления, аппарат управления, организующий труд исполнителей. Его деятельность заключается в том, чтобы определить, какие действия, в каком порядке, кем и в какие сроки следует выполнить, как их следует выполнять. СУ контролирует и оценивает результаты действий исполнителей. ОУ - множество исполнителей, обеспечивающих достижение

Оглавление

Раздел 1 Место и роль управления персоналом в системе управления организацией
Раздел 2 Персонал как объект управления
Раздел 3 Система управления персоналом
Раздел 4 Методология управления персоналом организации
Вопросы к главе 1
Тесты для самоконтроля к главе 1

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 232.52 Кб (Скачать)

   В то время как трудовой потенциал  объединяет всех работников, обладающих способностью к труду, численность  трудового потенциала больше численности  кадров на ту часть, которая составляет неквалифицированных и малоквалифицированных  работников.

   Персонал - это, прежде всего, люди со сложным комплексом индивидуальных качеств, среди которых социально-психологические играют главную роль, это часть экономического и инновационного пространства предприятия, в котором радикальные рыночные преобразования должны не только целенаправленно адсорбироваться (впитываться внутрь жизненной среды предприятия и адаптироваться в ней), но и приносить ожидаемые от них результаты. Поэтому передовые предприятия руководствуются философией превосходства человеческих ресурсов над другими видами ресурсов, справедливо считая, что основной потенциал успешной деятельности хозяйствующих субъектов заключен в персонале, его квалификации и преданности интересам предприятия.

   Персонал  является более широким понятием, органически включающим понятие "кадры", поэтому предметом управления персоналом выступают персонал и отношения  работников в процессе производства с точки зрения наиболее полного  и эффективного развития и использования  их потенциала в функционировании производственных систем, достижения целей организации.

   Численность персонала определяется характером, масштабами, сложностью, трудоемкостью  процессов, степенью автоматизации. Эти  факторы задают нормативную (плановую) величину. Списочная (фактическая) численность  представляет собой число сотрудников, которые официально работают в организации  в данный момент. В составе списочной  численности выделяют три категории  работников: постоянные, принятые в  организацию бессрочно или на срок более одного года; временные, принятые на срок до 2 месяцев или  для замещения отсутствующего лица - до 4 месяцев; сезонные, принятые на работу, носящую сезонный характер, на срок до 6 месяцев.

   Не  включаются в списочную численность  и относятся к работникам несписочного состава внешние совместители; лица, привлеченные для разовых и специальных  работ; работающие на основе договоров; лица, направленные на учебу с отрывом  от производства и получающие стипендию  за счет предприятия, и др.

   Списочная численность персонала ежедневно  учитывается в табельных записях, в которых отмечаются все работники, как присутствующие на работе (явочная численность), так и отсутствующие по тем или иным причинам, то есть общая сумма явок и неявок на работу.

   Списочная численность персонала может  рассматриваться не только как моментная, но и как средняя величина за период (месяц, квартал, год).

   Распределение персонала отражается, прежде всего, по участию в основных видах деятельности организации. Так, выделяется персонал основных видов деятельности (иначе, производственный). К нему относят  лиц, работающих в основных и вспомогательных  подразделениях, в аппарате управления, занятых созданием продукции, услуг  или обслуживающих эти процессы. В отдельную самостоятельную  группу выделяют персонал неосновных видов деятельности (иначе, непроизводственный). К ним относят работников жилищно-коммунального  хозяйства, подразделений социальной сферы (базы отдыха, центры обучения, детские  дошкольные учреждения, здравпункты  и другие сопутствующие учреждения, состоящие на балансе предприятия).

   В деятельности рабочих преобладает  доля физического труда, они непосредственно  создают материальные ценности или  оказывают услуги производственного  характера. Принято различать основных и вспомогательных рабочих. Основные рабочие заняты в технологических  процессах, изменяющих форму, структуру, свойства предмета труда, в результате чего создаются материальные продукты или услуги. Вспомогательные рабочие  связаны с обслуживанием оборудования и рабочих мест, сосредоточены  во вспомогательных подразделениях (ремонтных, инструментальных, транспортных, складских). К рабочим относится  и младший обслуживающий персонал, занятый в основном оказанием  несвязанных с основной деятельностью  услуг, - дворники, курьеры, уборщики непроизводственных помещений.

   Служащие  осуществляют организацию деятельности людей, управление производством, административно-хозяйственные, финансово-бухгалтерские, юридические, исследовательские и другие функции.

   Служащих  относят к профессиональной группе лиц, занятых преимущественно умственным, интеллектуальным трудом. Они объединяются в несколько подгрупп: руководители, специалисты, технические исполнители.

   Руководители  осуществляют функции общего управления. Они обладают юридическим правом принятия решений, имеют в подчинении других работников. Руководителей условно  разделяют на три уровня: высший (руководство организацией в целом), средний (возглавляют основные структурные  подразделения), низовой (работают непосредственно  с исполнителями). К руководителям  относят также их заместителей и  главных специалистов. В совокупности они образуют администрацию. Кроме  того, принято выделять линейных руководителей, отвечающих за принятие решений по всем функциям управления, и функциональных руководителей, реализующих отдельные функции управления.

   Специалисты разного профиля являются наиболее многочисленной подгруппой служащих. Они подразделяются на специалистов-инженеров, результатом деятельности которых  является конструкторско-технологическая  или проектная информация в области  техники и технологии производства (технологи, конструкторы, проектировщики, механики и др.); на функциональных специалистов управления, результатом деятельности которых является управленческая информация (бухгалтеры, экономисты, референты, финансисты, маркетологи и др.).

   Наконец, подгруппу технических исполнителей составляют служащие (машинистки, операторы, курьеры, архивариусы и др.), выполняющие  вспомогательные работы в управленческом процессе: создание, тиражирование, передачу, преобразование, хранение информации.

   Основанием  для отнесения людей к той  или иной группе (категории) является занимаемая должность, то есть штатная  единица организации (первичный  элемент в структуре управления), которая определяется в соответствии с единым тарифно-квалификационным справочником профессий рабочих  и должностей служащих.

   Персонал  организации структурировать следующим  образом.

   Организационная структура - это состав и соподчиненность взаимосвязанных звеньев в управлении, которые включают аппарат управления и производственные подразделения.

   Функциональная  структура отражает разделение управленческих функций между руководством и отдельными подразделениями. Функция управления представляет собой часть процесса управления, выделенную по определенному признаку (качество, труд и зарплата, учет и т. д.). Обычно выделяют от 10 до 25 функций.

   Ролевая структура характеризует коллектив по участию в творческом процессе на производстве, по коммуникационным и поведенческим ролям. Творческие роли свойственны энтузиастам, изобретателям и организаторам, характеризуют активную позицию в решении проблемных ситуаций, в поиске альтернативных решений (генераторы идей, эрудиты, критики). Коммуникационные роли определяют содержание и степень участия в информационном процессе, взаимодействие в обмене информацией. Выделяют лидеров, связных, координаторов. Поведенческие роли характеризуют типовые психологические модели поведения людей на производстве, в быту, на отдыхе, в конфликтных ситуациях (оптимист, нигилист, конформист, кляузник и др.).

   Социальная  структура характеризует трудовой коллектив предприятия как совокупность групп по полу, возрасту, национальному и социальному составам, уровню образования, семейному положению.

   Штатная структура определяет количественно-профессиональный состав персонала, состав подразделений и перечень должностей, размеры оплаты труда и фонд заработной платы работников.

   Персонал  находится в постоянном движении вследствие приема на работу одних  и увольнения других работников. Процесс  обновления коллектива называется сменяемостью (оборотом) кадров. Выбытие может быть обусловлено объективными и субъективными причинами, среди которых различают биологические (ухудшение здоровья), производственные (сокращение штатов), социальные (наступление пенсионного возраста), личные (семейные обстоятельства), государственные (призыв на военную службу). Однако в целом повышенный оборот кадров снижает укомплектованность рабочих мест исполнителями, отвлекает от обязанностей высококвалифицированных специалистов для помощи новым сотрудникам, нарушает морально-психологический климат в коллективе, вызывает экономические потери. Поэтому в статистике используются многочисленные абсолютные и относительные показатели оборота по приему и выбытию кадров.

   Наибольший  практический интерес представляет текучесть кадров, которая связана  с субъективными причинами: увольнением  сотрудника по собственному желанию, а  также по инициативе администрации. Считается, что нормальная текучесть  кадров составляет до 5% в год. Движение кадров отражается в балансе, который  содержит данные о численности работников на начало и конец периода, числе  поступивших и выбывших за период (квартал, год) по специальностям, профессиям, категориям, источникам прибытия и  причинам ухода.

   Движение  персонала характеризуется абсолютными  и относительными показателями оборота  и текучести.

   Абсолютные  показатели:

  • оборот по приему - число лиц, зачисленных на работу после окончания учебных заведений по оргнабору, в порядке перевода из других организаций, по распределению, по направлению органов трудоустройства, по приглашению самой организации;
  • оборот по выбытию - численность лиц, уволившихся из организации за данный период, сгруппированных по причинам выбытия;
  • необходимый оборот по выбытию - уход в армию или на пенсию;
  • излишний оборот (текучесть) - уход по субъективным причинам: по собственному желанию, увольнение за нарушение трудовой дисциплины.

   Относительный оборот персонала:

  • интенсивность оборота по приему равно отношению числа принятых за период на среднесписочную численность персонала за период;
  • интенсивность оборота к выбытию находится как отношение выбывших за период по всем причинам сотрудников к среднесписочной численности персонала за период;
  • коэффициент постоянства персонала есть отношение числа работников, состоящих в списках организации за весь период к среднесписочной численности персонала за этот период.

Раздел 3 Система управления персоналом

   Система управления персоналом, то есть систематизированное  и сознательное объединение людей, действующих для достижения определенных целей включает в себя субъект  управления (СУ) и объект управления (ОУ). СУ - совокупность элементов системы, осуществляющих управление как целевое  воздействие на объект управления, аппарат управления, организующий труд исполнителей. Его деятельность заключается  в том, чтобы определить, какие  действия, в каком порядке, кем  и в какие сроки следует  выполнить, как их следует выполнять. СУ контролирует и оценивает результаты действий исполнителей. ОУ - множество  исполнителей, обеспечивающих достижение цели. СУ, используя управляющее  воздействие, направляет, корректирует действия ОУ, получая информацию о  результатах труда исполнителей посредством обратной связи. Управляющее  воздействие может возникнуть только в том случае, если между СУ и  ОУ установлены отношения управления, то есть налажены взаимодействие и  отношения подчинения, распределены власть, права и ответственность, которые позволяют одним вырабатывать управленческие команды, а другим - эти команды выполнять.

   Кадры в одно и то же время могут выступать  как объектом, так и субъектом  управления. Работники предприятия  выступают объектом потому, что они  являются частью производственного  процесса. Поэтому планирование, формирование, перераспределение и рациональное использование людских ресурсов на производстве составляют основное содержание управления персоналом и  с этой точки зрения рассматриваются  аналогично управлению материально-вещественными  элементами производства.

   Управление  персоналом преследует цели:

  • помощь фирме в достижении общих целей;
  • эффективное использование мастерства и возможностей работников;
  • обеспечение фирмы высококвалифицированными и заинтересованными служащими;
  • стремление к наиболее полному удовлетворению работников своей работой, к их наиболее полному самовыражению, что делает желанной работу в данной фирме.

Информация о работе Система управления персоналом