Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 07:20, реферат
Система управления персоналом, то есть систематизированное и сознательное объединение людей, действующих для достижения определенных целей включает в себя субъект управления (СУ) и объект управления (ОУ). СУ - совокупность элементов системы, осуществляющих управление как целевое воздействие на объект управления, аппарат управления, организующий труд исполнителей. Его деятельность заключается в том, чтобы определить, какие действия, в каком порядке, кем и в какие сроки следует выполнить, как их следует выполнять. СУ контролирует и оценивает результаты действий исполнителей. ОУ - множество исполнителей, обеспечивающих достижение
Раздел 1 Место и роль управления персоналом в системе управления организацией
Раздел 2 Персонал как объект управления
Раздел 3 Система управления персоналом
Раздел 4 Методология управления персоналом организации
Вопросы к главе 1
Тесты для самоконтроля к главе 1
На
стадии стабилизации тип системы
управления персоналом достигает наибольшей
своей эффективности. Она полностью
соответствует целям
Система управления персоналом в первой половине этой стадии отличается гибкостью и адаптивностью. Но постепенно начинают проявляться негативные процессы, которые свидетельствуют о приближении стадии спада и возможного кризиса системы управления персоналом. В качестве таких негативных процессов можно назвать следующие: снижается уровень гибкости системы управления персоналом, она постепенно утрачивает способность своевременно реагировать на изменение среды своего существования (внутриорганизационной и внешней), становится слишком громоздкой, ограничивается поток новых кадровых технологий, идей, методов управления.
На
стадии спада система управления
персоналом перестает качественно
и своевременно выполнять свои цели
и задачи, не соответствует целям
функционирования предприятия. Происходит
формирование и проявление противоречий
в элементах системы управления
персоналом. Это главные черты
данной стадии. Сопутствующими, но не обязательными
признаками могут быть: устаревание
организационной структуры
В результате такого спада система управления персоналом может перейти в кризисный период своего развития, под которым чаще всего понимаются первоначальные и последующие изменения в худшую сторону параметров, характеристик каких-либо систем или крайнее обострение противоречий, резкие и значительные изменения в системе, повышающие вероятность ее распада. Кризис представляется и как глубокое расстройство и дезориентация наиболее существенных целей, функций, структуры системы, форм и методов ее функционирования и развития. Кризисная ситуация системы характеризует такое состояние, при котором она не способна жить дальше, не претерпевая внутренних изменений.
В отличие от организации, которая после спада и в результате кризиса может прекратить свое существование, система управления персоналом не может перестать существовать до тех пор, пока функционирует предприятие, на котором она создавалась. Она может быть существенно видоизменена, реорганизована и возвращена на предыдущие стадии. То есть, по нашему мнению, управление персоналом в рамках цикла может проходить систематически стадии роста, стабилизации и спада. Причем, на практике эти стадии могут иметь размытые границы, накладываться друг на друга, частично пересекаться во времени.
Крайней
формой выражения стадии спада является
кризис, который, как считают многие
авторы, в циклическом развитии системы
является неизбежным. При этом мы разделяем
точку зрения авторов, которые считают,
что возврат на новый цикл развития
может осуществляться как через
обострение кризиса, так и через
процесс реорганизации. В последнем
случае кризис, как неизбежная стадия,
преодолевается в латентном его
состоянии. Задача заключается в
своевременной диагностике
С.А. Кузьмин дал четыре основных характеристики предкризисного состояния системы, которые можно применить и к системе управления персоналом.
1) Появление «излишних» результатов функционирования системы, что проявляется в достижении системой результата деятельности, который по качественным и количественным параметрам существенно превосходит поставленные перед ней цели. Причинами такого «перепроизводства» является несовершенство информационно-управленческих структур и инерционность систем, когда результаты продолжают достигаться даже после того, как система (для частей системы) или внешний потребитель (для системы в целом) перестает испытывать потребность в них. Это может быть связано и с неспособностью субъекта использовать информацию системы для принятия управленческих решений.
Так,
например, выполняя задачу обеспечения
организации
2) Образование взаимодействий и частей, не предусмотренных системой. Внесистемные связи «имеют тенденцию к количественной экспансии, объединению в коалиции и комбинации, качественному изменению своей роли в системе». Отдельные составляющие системы в силу своего менее прочного по сравнению со всей системой статуса более восприимчивы к веяниям прогресса. Поэтому необходимо постоянно отслеживать и принимать меры по обеспечению единства целей и задач, объединению частей для реализации общесистемных функций.
В управлении персоналом такого рода связи развития могут образовываться во многих аспектах: в организационном (высокий уровень развития отдельных элементов требует их относительного обособления); в содержательном (современные достижения в рамках одного элемента должны применяться или учитываться в других или в системе в целом); в отношениях с другими системами (добиваться признания нового качества системы и изменения ее статуса).
3)
Исчерпывание пространства. Каж
Для продолжения нормального своего функционирования становится все более необходимым расширение «пространства проявлений» - предоставление услуг по отбору сторонним организациям либо перевод этой подсистемы (ее части) в другую сферу, то есть по сути необходима реорганизация как подсистемы, так и системы в целом.
4) Явления перманентной дефицитности. Эта характеристика предкризисного состояния системы проявляется в недостаточно активном освоении существующего пространства структурными элементами системы, когда система постоянно «опаздывает» с актуализацией и выполнением своих функций. Такая дефицитность свойственна системам управления персоналом, в которых отсутствуют четкие технологии управления персоналом, где ее функционирование ориентировано на выполнение текущих задач. Авральность выполнения работ отвлекает ресурсы системы на решение сиюминутных задач, отдает приоритет тем направлениям деятельности, которые сулят наиболее быстрый результат, хотя они могут быть не самыми эффективными в долгосрочной перспективе.
В
предкризисный период еще имеются
возможности вернуться к
Переход
системы на новый цикл может осуществляться
путем сохранения ее прежнего типа
(совершенствование) или путем реорганизации,
которая позволяет его
Переход от одной стадии жизненного цикла системы управления персоналом осуществляется в несколько этапов, которые укрупненно автор разбил на 3 группы: определение параметров системы, конструирование системы и реализация функций на новой стадии (см. рис. 3).
Как показано на рисунке 3, переход от одного типа системы управления персоналом к другому осуществляется через процесс реорганизации. Особенности этого процесса будут рассмотрены в других разделах настоящего исследования, здесь же заметим, что при принятии решения о темпах реорганизации с точки зрения системного подхода следует учитывать как минимум два обстоятельства.
Первое
- можно в рамках одного цикла
через обострение кризиса перейти
к новому типу системы управления
персоналом. Для этого необходимо
преобразовать внешнюю
Второе - постепенно внедрять новые элементы системы, способные быстро и эффективно доказать необходимость и возможность реорганизации, становясь основой для новой системы. При этом требуется больше времени для обновления.
Таким
образом, определив общие характеристики
системы, можно сделать вывод, что
система управления персоналом относится
к числу комбинированных (сочетает
экономические, социальные и организационные
характеристики), является сложной, абстрактной,
открытой, автономной, динамичной, адаптивной
и развивающейся. Эти характеристики
с учетом динамики свойств и развития
теории управления персоналом имеют
некоторую специфику в
Таким
образом, при переходе системы от
одного типа к другому, по нашему мнению,
наличие характеристик
Содержание:
Введение ………...3
Глава 1. Понятие системы управления цели и функции ……5
Глава 2. Виды структур управления ….11
2.1.Линейная структура управления ………11
2.2.Функциональная структура управления …...12
2.3.Линейно-функциональная структура управления ……13
2.4. Дивизиональная структура управления ……...14
2.5 Проектная структура управления …..16
2.6 Матричная структура управления …….17
2.7 Бригадная структура управления …..18
Глава 3. Построение системы управления персоналом предприятия …..22
Заключение …..32
Список литературы
……34
Введение
Характерной особенностью
современного состояния рынка является
общий рост конкуренции на многих
его сегментах. Это приводит к
тому, что ранее проводимые мероприятия
по повышению