Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 07:20, реферат
Система управления персоналом, то есть систематизированное и сознательное объединение людей, действующих для достижения определенных целей включает в себя субъект управления (СУ) и объект управления (ОУ). СУ - совокупность элементов системы, осуществляющих управление как целевое воздействие на объект управления, аппарат управления, организующий труд исполнителей. Его деятельность заключается в том, чтобы определить, какие действия, в каком порядке, кем и в какие сроки следует выполнить, как их следует выполнять. СУ контролирует и оценивает результаты действий исполнителей. ОУ - множество исполнителей, обеспечивающих достижение
Раздел 1 Место и роль управления персоналом в системе управления организацией
Раздел 2 Персонал как объект управления
Раздел 3 Система управления персоналом
Раздел 4 Методология управления персоналом организации
Вопросы к главе 1
Тесты для самоконтроля к главе 1
Другой
характеристикой системы
Как
и любая организационная
Рис.
2. Иллюстрация открытой
системы
В рамках системы управления персоналом вопрос открытости-закрытости решается относительно, путем установления границ между системой и средой. «Отсутствие границы не гарантирует наличие хороших связей со средой, но размывает систему и делает ее плохо управляемой». Поэтому создание систем управления персоналом, при которых функции «размыты», слишком рассредоточены и организационно не оформлены, следует признать неэффективным.
Относительная открытость системы управления персоналом проявляется как в системе в целом, так и в ее отдельных элементах. Так, например, выделяют «открытую кадровую политику» и «закрытую кадровую политику».
Проблема
открытости-закрытости системы управления
персоналом тесно связана с ее автономност
Во-первых, система должна иметь необходимый объем полномочий и прав в решении поставленных перед ней задач, она должна иметь свободу в принятии решений в той области и в той мере, в какой она компетентна это сделать. Так, во многих организациях, особенно с бюрократической структурой управления, для реализации каких-либо действий требуется чрезмерно большое количество согласований и уточнений со смежными системами управления даже по самым мелким и незначительным вопросам. При этом отметим, что персонал как объект управления отличается высокой динамичностью, что требует оперативности системы. В результате этих согласований теряется актуальность вопроса, и он находит свое решение вне системы.
Во-вторых, пределы автономности также имеют существенное значение. Этот тезис можно воспринимать как предостережение системе, когда она может работать на себя, не обеспечивая в должной мере выполнение целей, поставленных средой. Чрезмерная «деформация работы на себя» при снижении эффективности функционирования системы приводит к непродуктивному использованию ресурсов, выделенных системе, и ставит вопрос о принципиальной необходимости ее существования. Анализ практики управления показывает, что часто встречаются случаи, когда служба управления персоналом увлекается своими внутренними реорганизациями, поиском и покупкой не столько необходимых, сколько возможных и «модных» методик и технологий управления персоналом. Если это сопровождается существенными сбоями и неэффективной работой службы, то возникает конфликт между средой и системой, угрожающий самому существованию системы как таковой.
Немецкие
ученые заметили, что «излишняя автономизация
часто приводит к разрастанию
системы, включению в ее состав неактуальных
элементов, бюрократизации управления,
работе «на себя». В таких системах
преобладают внутрисистемные
Открытый характер системы обуславливает следующее ее качество - динамичность, что позволяет говорить о возможностях изменения состояния и параметров системы, закономерностях и тенденциях развития, факторах. Источниками изменения системы могут быть:
-
инерция движения, то есть сохранение
в течение некоторого времени
тенденций развития, приобретенных
системой в предшествующий
-
взаимодействие с внешней
-
внутренние источники,
Относительно
сходными являются такие качества системы
управления персоналом, как адаптивность и способность
к самоорганизации. «
С
точки зрения сложившейся в организациях
России ситуации, адаптивность систем
управления персоналом чрезвычайно
низка. Исследования показали, что изменения
внешней и
Наряду
с наличием качества самоорганизации,
как следствия объективности
протекания в организации социально-
Характеристики системы управления персоналом, с одной стороны, как динамичной и изменяющейся, а с другой стороны, как относительно автономной, самоорганизующейся и управляемой, позволяют говорить об этапах и особых механизмах ее развития.
Замечено, что внутренние качественные характеристики системы управления зависят от стадии жизненного цикла организации. Этап развития организации, по нашему мнению, является интегральным базовым фактором, определяющим содержание системы управления персоналом, что является следствием отнесения ее к числу организационных.
Вместе
с тем, как и любая другая экономическая
и социальная система, система управления
персоналом априори должна иметь
свои особенные закономерности, этапы
и стадии развития, что, однако, в
научной литературе не находит достаточно
глубокого освещения. Хотя постановка
такого вопроса подготовлена наработками
многих ученых и обоснована тем, что,
во-первых, управление персоналом рассматривается
как система, во-вторых, доказывается,
что любая социально-
Основываясь на этом, Апенько С.Н. под жизненным циклом системы управления персоналом понимает последовательную, регулярно повторяющуюся во времени смену определенных состояний системы, когда на каждой новой стадии система приобретает принципиально новые черты и характеристики, повторяя некоторые приобретенные ранее сходные черты аналогичных стадий.
Включенность
в общую систему управления организации,
а также сквозной характер протекания
внутриорганизационных
Итак, в течение своего жизненного цикла система управления персоналом проходит определенные стадии. Мы предлагаем рассматривать такие наиболее часто встречающиеся в литературе при описании организационной динамики стадии, как: создания, развития, стабилизации и спада. На каждой из этих стадий происходят существенные изменения как в целом всей системы управления персоналом, так и ее отдельных элементов.
Стадии
системы управления персоналом несколько
раз повторяются на этапах интенсивного
роста, стабилизации, спада производства.
Это связано с тем, что система
управления персоналом находится в
наиболее тесной зависимости от развития
производства продукции, которая систематически
модернизируется или
Замечена и относительная независимость цикличности системы управления персоналом зависит и от многих цикличных процессов, происходящих с персоналом. В частности, существуют циклы устаревания знаний и навыков работников: «... нормой устаревания ... профессиональных знаний в развитых странах являются примерно 8 лет, а в наиболее продвинутых технически и технологически отраслях - 5 лет, то есть за этот период обесценивается 20-30 % специальных знаний работника». Выделяют и циклы развития карьеры персонала, овладения работником новой работой, эволюции трудовой группы. Наличие этих объективных закономерностей развития работников и трудовых групп неизбежно влияет на стадии жизненного цикла системы управления персоналом.
Развитие стадий жизненного цикла осуществляется в рамках определенного типа. Система управления каждого типа в своем развитии проходит стадии создания, развития, стабилизации и спада (см. рис. 3).
На
стадии создания осуществляется первоначальное
определение концептуальной модели,
стратегии, политики управления персоналом
конкретного предприятия в
Рис.
3. Типы, стадии и этапы
развития системы
управления персоналом
На стадии роста и развития уточняется стратегия развития системы управления персоналом с учетом динамичных факторов, и на основе этого детализируется политика. Изменяется состав субъектов управления персоналом. Происходит рост эффективности функционирования службы управления персоналом. Накапливается и совершенствуется методическая база для осуществления технологий управления персоналом. Идет активная адаптация технологий, методов и средств управления персоналом к условиям организации, постепенно достигается их системная взаимосвязь.