Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 07:20, реферат
Система управления персоналом, то есть систематизированное и сознательное объединение людей, действующих для достижения определенных целей включает в себя субъект управления (СУ) и объект управления (ОУ). СУ - совокупность элементов системы, осуществляющих управление как целевое воздействие на объект управления, аппарат управления, организующий труд исполнителей. Его деятельность заключается в том, чтобы определить, какие действия, в каком порядке, кем и в какие сроки следует выполнить, как их следует выполнять. СУ контролирует и оценивает результаты действий исполнителей. ОУ - множество исполнителей, обеспечивающих достижение
Раздел 1 Место и роль управления персоналом в системе управления организацией
Раздел 2 Персонал как объект управления
Раздел 3 Система управления персоналом
Раздел 4 Методология управления персоналом организации
Вопросы к главе 1
Тесты для самоконтроля к главе 1
Вариант 2: структурное
подчинение службы управления персоналом
в качестве штабного отдела общему
руководству организации (рис.2).
Преимуществом второго варианта является близость ко всем сферам руководства организации. Наиболее целесообразна такая структура для небольших организаций на начальных этапах развития, когда руководство ещё чётко не определило статус кадровой службы. С другой стороны, следует исключить при таком варианте опасность множественной подчинённости противоречивым указаниям.(13)
Вариант 3: структурная подчинённость службы управления персоналом в качестве штабного органа высшему руководству организации (рис.3).
Данный вариант
наиболее приемлем на начальных этапах
развития организации, когда первый
руководитель пытается таким образом
поднять статус и роль кадровой службы,
хотя иерархический уровень
Вариант 4: организационное включение службы УП в руководство организации (рис.4).
Данный вариант
можно рассматривать как
Следует также отметить,
что в последние годы в практике
западных фирм выделяется функциональная
сфера управления, получившая название
«контроллинг». Данная сфера управления
концентрирует в себе органы, выполняющие
функцию координации развития организации,
а также общие функции
Формирование внутренней оргструктуры системы управления персоналом состоит из этапов:
-Структуризация
целей системы управления
- Определение состава функций управления, реализации целей системы;
- Формирование состава подсистемы оргструктуры;
- Установление связи
между подсистемами
- Определение прав и ответственности подсистем;
- Расчёт трудоёмкости
функций и численности
- Построение конфигурации оргструктуры. (11)
Важнейшим этапом построения структуры управления является формирование состава её подсистем. Под подсистемами понимается подразделение (или их ряд) или должностное лицо, выполняющее функции управления для достижения определённых целей. Здесь изображена возможная типовая оргструктура управления персоналом.
Это типовая оргструктура названия подсистем, характеризует главную целевую задачу, которое решает то или иное подразделение, и при необходимости может быть скорректированное. Численность сотрудников зависит от сложности решаемых задач, которые в свою очередь определяются от уровня профессиональной подготовки кадровиков, их структурного состава. Предлагаемая типовая оргструктура УП больше подходит для достаточно крупной компании с большими финансовыми возможностями.
В общем случае подобное структурное построение можно рассматривать не только как организационно закрепление различных подсистем, но и как возможную структуризацию основных функций управления персоналом.
Видоизменение оргструктуры
зависит от возможности организации,
кадрового потенциала и прочего.
Кроме того, здесь важное значение
имеет достигнутый
Исходя из управленческого опыта, изложенного в соответствующей литературе, возможны следующие варианты изменений оргструктуры служб УП. Если персонал немногочисленен, то незначительные по своей суммарной трудоёмкости функции системы управления персоналом могут быть поручены конкретному специалисту, а не подразделению. В любом случае, вне зависимости от особенностей организации, состав функций системы управления персоналом остаётся постоянным. Меняется только трудоёмкость их выполнения.
Ряд функций может быть передан другим службам, не входящим в службу УП. Отдельные функции могут выполнять подразделения технического развития. Некоторые функции могут быть переданы в компетенцию подразделений по организации управления.
При достаточно обособленных в пространственном и административном отношениях функциональных сферах организации возможен вариант представленный на рис. 6.
Следует отметить, что само наличие централизованной службы УП определяется степенью юридической и административной самостоятельности продуктовых дивизионов.
В крупных организациях
наблюдается дальнейшее структурирование
внутренних подразделений системы,
например, подразделения в отделе
обучения персонала (рис.8).
Для определения функций подсистем оргструктуры УП необходимо, помимо структуризации целей, сформулировать критерии достижения целей и, в каком виде будут представлены результаты достижений. Т.е. на данном этапе построения оргструктуры для каждой подсистемы следует ответить на вопросы:
- что нужно делать для реализации целей;
- каким образом предоставить результаты деятельности для их дальнейшего использования;
При разработке оргструктуры особое внимание должно уделяться формированию связей между подразделениями. Должно чётко фиксироваться: вид связи, её содержание, периодичность, материальные носители.
Различают четыре вида организационных связей:
линейное (непосредственное администрирование) подчинение;
функциональное руководство (методическое обеспечение, консультирование);
соисполнительсво (совместное выполнение работ);
функциональное обслуживание (подготовка информации или иная работа смежного подразделения по обеспечению процесса принятия решения).
Этап определения
прав и ответственности очень
важен, т.к. должен быть составлен чёткий
баланс соотношения прав и ответственности
для каждого руководителя, специалиста
любого уровня. Необходимо на практике
применять принцип
На следующем этапе построения оргструктуры определяют трудоёмкость каждой функции с учётом требуемой квалификации при её выполнении, и на основе этого рассчитывается численность подразделений. После необходимых расчетов формируется окончательная конфигурация оргструктуры.
Как было уже изложено выше, роль и статус службы УП определяется уровнем организационного и финансового состояния, возможностями развития. Организационная форма также оказывает влияние на построение системы УП. При этом под организационной формой понимается сочетание двух понятий: организационно - правовая форма организации и параметры организационной структуры (её тип, мощность подразделений, особенности конфигурации структуры и т.п.).
Этап внедрения спроектированной системы включает в себя стадии: материально - техническая подготовка; профессиональная подготовка управленческих работников (обучение, переподготовка или повышение квалификации); разработка систем стимулирования внедрения проекта (материальное и моральное поощрение); опытное внедрение и внедрение проекта; король за ходом внедрения; расчёт фактического эффекта от внедрения проекта.
Итак, перечислим этапы построения системы УП:
1. структуризация целей организации;
2. определение состава функций управления для достижения целей;
3. формирование состава подсистем (подразделений);
4. установление связи между подсистемами (подразделениями);
5. определение прав и ответственности подсистем;
6. расчёт трудоёмкости функций и численности подсистем;
7. построение конфигурации
оргструктуры.
Заключение:
Одной из важнейших
проблем современного менеджмента
является построение и совершенствование
системы управления персоналом организации.
При всём многообразии подходов к
решению этой проблемы невозможно определить
универсальные методы и приёмы построения,
т.к. каждая организация имеет свои
индивидуальные особенности. В данной
работе были изложены теоретические
основы системы управления персоналом,
которые чрезвычайно
Основу для построения эффективной системы управления персоналом должна дать работа кадровой службы, значение которой в последнее время всё возрастает. Кадровое подразделение становиться центром кадровой политики. Современное планирование и развитие производства уже не может обходиться без эффективной работы кадровых служб.
На основе проведённого в работе исследования можно сделать ряд общих выводов.
1. При создании
предприятий, решающее
2. Для крупных
предприятий и фирм
3. Для средних
и малых предприятий более
эффективно применение
4. Системы управления
должны быть гибкими и легко
приспосабливаться к
5. Проведение работ
по разработке и построению
организационных систем и
Необходимо больше доверять сотрудникам, развивать во всех чувство уверенности в себе, предоставить каждому шанс на победу.
Роль управления
не в том, чтобы стоить на вершине
пирамиды и контролировать людей, но
в том, чтобы вдохновлять их, придавать
им новые силы. Таков должен быть
девиз эффективных систем управления
в современном обществе. С этой задачей
и призвана справиться кадровая служба.
Следовательно, формирование эффективной
системы управления зависти от эффективности
служб УП.
Список литературы
1. Виханский О.С.,
Наумов А.И. Менеджмент: человек,
стратегия, организация,
2. Основы управления персоналом. Под ред. Генкина Б.М. - М.: Высшая школа, 2008.
3. Основы управления персоналом. Под ред. Розарёновой Т.В.- М.:ГАСБУ, 2001.
4. Румянцева З.П. Общее управление организацией: теория и практика. – М.: ИНФРА-М, 2001
5. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом? - М.: Бизнес- школа « Интел- синтез», 2005
6. Управление персоналом
организации: учебник для
7. Управление организацией:
Учебник/под ред. А.Г.
8. Шкатулла В.И Настольная книга менеджера по кадрам. - М.: Норма - Инфра - М , 2005.
9. Хант Дж. У. Управление людьми в компаниях: руководство для менеджера: пер. с английского. – М.: Олимп-Бизнес, 1999
10. Линсис И.В. Секреты умелого руководителя, М.: Профиздат, 2005.