Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 17:54, шпаргалка
· 1 ПОНЯТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА
· 2 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
· 3 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА. ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА
· 4 ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА
· 5 ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ
· 6 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА
· 7 ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Вертикальная интеграция осуществляется путем расширения области деятельности предприятия с целью снижения издержек и усиления контроля над потоками добавленной стоимости. В некоторых отраслях компании отличаются высокой степенью вертикальной интеграции.
Основные формы интеграции предприятий, получившие развитие в современных условиях:
1) корпорация – организация, созданная для защиты интересов и привилегий ее участников и образующая самостоятельное юридическое лицо;
2) холдинг – организация, владеющая контрольными пакетами акций других компаний с целью осуществления над ними функций контроля и управления;
3) консорциум – одна из форм объединений, создаваемых на основе соглашения между несколькими банками, предприятиями, компаниями, фирмами, научными центрами, государствами для совместного проведения крупных финансовых операций по размещению займов, акций или осуществлению науко– и капиталоемких проектов, в том числе международных.
Современный менеджмент
представляет многообразие форм интеграции,
которые организация может
11 МЕНЕДЖМЕНТ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Социальная сфера
– это вид деятельности, предмет
которой составляют человек и
его потребности. Социальная сфера
– сфера воспроизводства
Целями социальной
деятельности являются охрана жизни
и здоровья людей; обеспечение и
поддержание их жилищных условий
на достойном уровне; предоставление
возможностей для получения образования
и трудоустройства; обеспечение
справедливых условий оплаты труда;
обеспечение благополучной
Организация – это объединение людей, совместно реализующих какую-либо общую цель и действующих на основе определенных правил. Для более эффективного руководства предприятием менеджеру важно знать одну из особенностей организации, которая обусловлена свойством социальных систем к адаптации, самоорганизации и саморегулированию в организации управления. Различаются понятия:
1) формальная организация – узаконенная система норм, правил, принципов деятельности;
2) неформальная организация – система непредписанных социальных ролей, неформальных институтов и санкций.
Особенностью менеджмента
в социальной сфере является квалификационная
структура занятого в ней персонала.
Доля работников, имеющих высшее и
среднее специальное
Объектами изучения социальной сферы в узком смысле являются человек как потребитель услуг и товаров, его физическое здоровье, умственные и другие способности, а также сведения о его деятельности.
Деятельность в социальной сфере можно разделить по целевому назначению на группы, как то:
1) развитие человеческих ресурсов;
2) обслуживание населения;
3) защита населения.
Менеджмент в социальной сфере уделяет особое внимание работе социальных организаций, обеспеченности социальных групп соответствующими услугами, необходимыми для поддержания жизни людей и их развития. Данная деятельность базируется на социально-экономических исследованиях, в ходе которых рассматриваются вопросы:
1) изменения состава народонаселения, способов увеличения его численности;
2) территориального и природно-климатическое размещения людей;
3) возможности свободного перемещения по стране и за ее пределами, выбора местожительства и работы;
4) создания экономических условий и т. д.
12 ЭТИКА МЕНЕДЖМЕНТА
Этика – это одна из древнейших дисциплин, объектом изучения которой является мораль. Основа данного предмета была заложена Аристотелем, который и ввел данный термин.
Этика – это свод
незафиксированных и
Профессиональная роль любого сотрудника организации неразрывно связана с выполнением им этических норм, правил поведения и взаимоотношений со своим внешним окружением. Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма.
Этика бизнеса – это инструмент, с помощью которого менеджер принимает свои решения. В России в настоящее время деловая этика является лишь совокупностью моральных принципов.
Для каждого типа организаций необходимо выработать определенную стратегию поведения. Существует ряд постулатов, которым надо следовать по отношению к любой организации:
1) проявлять уважение к фирме вне зависимости от того, является она конкурентом или нет;
2) запрет на антирекламу деятельности данной фирмы;
3) развитие партнерских отношений. Американские менеджеры считают причинами, по которым происходит расширение неэтичной деловой практики, следующие:
1) конкурентную борьбу, которая оттесняет этические соображения;
2) усиливающееся стремление указывать уровень прибыльности в квартальных отчетах;
3) снижение значения этики в обществе, что исподволь оправдывает неэтичное поведение на рабочем месте;
4) давление со стороны руководителей на рядовых работников с целью нахождения ими компромисса между собственными личными ценностями и ценностями управляющих. Российскими менеджерами указываются следующие причины неэтичной практики ведения дел:
1) коррупция;
2) влияние организованной преступности;
3) низкая квалификация и непрофессионализм менеджмента.
Этика осуществляется
на нескольких уровнях. Мировой уровень.
Менеджер осуществляет свои рабочие
функции на основе общечеловеческих
ценностей. Макроуровень. Реализация моральных
принципов в соответствии с отраслевым
или национальным кодексом, этика
бизнеса – уважение к частной
собственности и свободной
В организации разработка и культивация этических норм являются практически необходимыми. При наличии системы этики межорганизационных отношений можно добиться того, что персонал будет удовлетворен своей деятельностью. Организация в глазах общественности будет сформирована в положительную сторону. Будет повышена
13 ЭФФЕКТИВНОСТЬ
И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Результативность
менеджмента – способность
Существуют условия, при которых менеджмент результативен:
1) высокий уровень достижения цели, т. е. социально-экономическая система достигла результатов, в которых в значительной степени реализована общая цель;
2) уровень удовлетворения потребности, при котором конечные результаты соизмеримы с потребностью;
3) уровень возможного расширения производства, когда определена потенциальная потребность, являющаяся основанием для формирования новой цели и создания условий устойчивого развития;
4) достижение положительных результатов по каждому виду функционального менеджмента.
Оценка результативности
деятельности менеджмента позволяет
выявить возможности и
Основная функция эффективности – достижение цели за счет управленческого воздействия и взаимодействия.
Экономический смысл эффективности управления заключается в обеспечении экономического эффекта в народном хозяйстве при данных ресурсах (затратах) на управление.
Социальный смысл
состоит в обеспечении
Эффективность менеджмента оценивается по девяти направлениям, среди них:
1) постановка и обоснование цели оценки;
2) выбор критерия отбора показателей оценки;
3) соизмерение цели и конечного результата;
4) соизмерение конечного результата и потребности;
5) определение результативности менеджмента;
6) определение ресурсообеспеченности цели;
7) ресурсосбережение;
8) отношение экономического эффекта к величине каждого вида использованных ресурсов;
9) отношение экономического эффекта к величине затрат на управление и т. д.
В теория управления определяются следующие виды эффективности менеджмента:
1) по средствам воздействия и взаимодействия: целевая эффективность, мотивационная, стратегическая, тактическая, ресурсная и т. д.;
2) по содержанию эффекта: экономическая, организационная, социальная, экологическая;
3) по фактору времени: перспективная, текущая, оперативная;
4) по стадиям развития систем менеджмента: эффективность при формировании, становлении, совершенствовании, от реформирования, в результате антикризисной программы;
5) по видам управленческой деятельности: маркетинговая, инновационная, инвестиционная, производственная, финансовая, коммерческая;
6) по способу достижения эффективности: система менеджмента, управленческая деятельность, процесс управления, управленческое нововведение, деятельность менеджера и служащего.
14 МАРКЕТИНГ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА
Известным исследователем в области маркетинга считается Ф. Котлер. Маркетинг в системе менеджмента зачастую воспринимается как деятельность по сбыту, но в соответствии с определением Ф. Котлера его цели и задачи намного шире, а сбыт является лишь одним из его направлений.
Маркетинговая деятельность реализуется в семи основных областях:
1) в определении доли рынка и конкурентоспособности;
2) в разработке многообразного и качественного ассортимента товаров;
3) в рыночной демографической статистике;
4) в исследованиях рынка и разработках;
5) в предпродажном и послепродажном обслуживании клиентов;
6) в эффективном сбыте, рекламе и продвижении товара;
7) в прибыли.
Доля рынка и конкурентоспособность. Доля рынка, занимаемая предприятием, в его общей емкости является значительным показателем эффективности деятельности фирмы. Объем прибыли не всегда напрямую связан с размером сегмента рынка, так как небольшое количество клиентов может приносить огромную прибыль.
Многообразие и
качество ассортимента товаров. В процессе
деятельности отдела маркетинга определяется
степень необходимости
Рыночная демографическая статистика.
Демографические особенности
сегмента рынка позволяют предприятию
выделить наиболее значимые для него
группы потенциальных покупателей,
на которые следует
Рыночные исследования и разработки. Разработка нового товара является одной из самых острых проблем, так как спрос на них постепенно снижается в связи с насыщением рынка. Деятельность маркетинговых служб в связи с этим направляется на исследование потенциальных потребностей покупателей.
Предпродажное и послепродажное обслуживание. Обслуживание покупателей является одним из слабых мест в деятельности предприятия, особенно в России. Качество обслуживания клиентов зачастую оказывает большое влияние. Следует учитывать что, чем выше уровень обслуживания, тем больше клиентов вернется за новым товаром. Высокий уровень обслуживания позволяет предприятию устанавливать высокие цены на товар.
Эффективный сбыт, реклама и продвижение товара. От активности работы маркетинга в данной области успех предприятия зависит в значительной степени. Координация сбыта, рекламы и промоушинга является существенной управленческой функцией.
Прибыли. Прибыль
является одним из основных показателей
эффективности и