Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 17:54, шпаргалка
· 1 ПОНЯТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА
· 2 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
· 3 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА. ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА
· 4 ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА
· 5 ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ
· 6 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА
· 7 ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА
15 АЗИАТСКИЙ СТИЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА
Возникновение азиатской модели менеджмента обусловлено спецификой стран Азии, пронизанной буддисткой философией и своеобразным мировоззрением.
В странах Азии использование западной модели было невозможно, из-за чего и возникла необходимость формирования своей специфической модели менеджмента. Такую модель назвали азиатской.
Характерные черты стиля:
1) наличие межфирменных отношений, строящихся на доверии и взаимопонимании руководителей компаний;
2) высокий уровень образования персонала, происходит постоянное обучение, повышение квалификации;
3) доверие партнеров друг к другу;
4) уверенность в успехе долгосрочных планов компании;
5) понимание совместного вклада в развитие компании.
В основе азиатского менеджмента заложено создание дружных коллективов с использованием сочетания формальных факторов организации труда с неформальными. Отличие от американского стиля менеджмента – в способе проведения переговоров японскими бизнесменами, которые обсуждают все вопросы, постепенно приближаясь к самой сути вопроса. Цель – достигнуть взаимопонимания и доверия, а только потом переходить к решению деловых проблем.
В Японии и Южной Корее фирмы обеспечивают и доход людям, дают им возможность для саморазвития и самовыражения.
Японский менеджмент включает в себя такие признаки, как:
1) утренняя зарядка для сотрудников фирмы;
2) проведение рабочего времени в форменной одежде;
3) использование метода консенсуса на совещаниях руководителей, которые заканчиваются принятием решений;
4) обязательное награждение за успехи в труде;
5) функционирование «кружков качества», в которые входят рабочие, менеджеры и руководители компаний;
6) наличие общей столовой и для руководителей и рабочих;
7) большое значение стажа работы сотрудника на фирме для назначения заработной платы и продвижении по службе;
8) пожизненное принятие на работу;
9) практика поставок точно в срок, которая дает возможность избавиться от громоздких складских помещений и позволяет достичь высокого уровня дисциплины персонала фирмы;
10) сведение перерывов в работе к минимуму;
11) предоставление пенсионного пособия всем членам семьи рабочего после выхода его на пенсию.
Особенности организации производства и сбыта продукции в Японии. Большую роль играют торговые дома, например «Сого Шоша». К середине 1990-х гг. на их долю приходилось свыше 40 % японского экспорта, а импорта – около 70 %.
В 1990-х гг. германская компания «Порше», оказавшись на грани разорения, обратилась за помощью к японским коллегам. За 3 года в результате нововведений исчезло несколько подсобных помещений, территория завода сократилась на 30 %.
16 ЗАПАДНЫЙ СТИЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА
Основными характерными
чертами западного стиля
1) индивидуальная ответственность;
2) самоутверждение руководителей отдельных подразделений на предприятии.
Формирование западной модели менеджмента происходило в специфических условиях, которые и определили ее эффективность.
В западных странах все чаще возникала потребность в эффективном управлении, она и стала источником формирования менеджмента.
К участникам англо-американской модели управления относятся владельцы; акционеры; менеджеры; правительственные организации; биржи; консалтинговые фирмы.
Отличительные признаки западного стиля менеджмента:
1) у сотрудников отсутствует чувство преданности своей работе;
2) решение принимает один руководитель, подчиненные только помогают ему выбрать решение на основе анализа издержек производства, сбыта;
3) деловые отношения никогда не совмещаются с личными.
Особенности американского менеджмента состоят в том, что бизнесмены:
1) действуют прямолинейно;
2) прибегают к приказу в процессе согласования решения на переговорах;
3) не делают долгих отступлений, а сразу переходят к самой сути вопроса.
Главная цель – договоренность. Одно из самых важных условий – соблюдение всех законов, нормативных актов, положений, а не выгода и согласие между партнерами. В состав американской делегации на переговорах обязательно входит уполномоченный представитель, имеющий право на принятие решений, и юрист.
К преимуществам английского стиля менеджмента относятся:
1) повышенное внимание издержкам производства (стремление к их постоянному сокращению);
2) разработка новых наукоемких изделий, тщательное проведение НИОКР;
3) гибкость в использовании технологических процессов, т. е. модернизация и внедрение новых процессов происходит довольно быстро. Отличительными чертами немецкого менеджмента являются:
1) дальновидность;
2) высокая дисциплина;
3) более длительный процесс внедрения новшеств, модернизации производства.
Специфика немецкой модели управления:
1) руководство компанией осуществляется двумя структурами: правлением и наблюдательным советом. Их функции разделены, и никто не может совмещать должности обеих структур. Членами правления являются только сотрудники фирмы, наблюдательный совет может частично формироваться работниками (в зависимости от размеров компании);
2) численность наблюдательного совета устанавливается законом и не может быть изменена акционерами;
3) банковское финансирование деятельности компаний предпочтительнее акционерного;
4) банки имеют право голосования на собраниях.
17 МЕНЕДЖЕР, ЕГО ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА И УМЕНИЯ
Менеджер – это руководитель, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы.
Менеджеры – это люди, которые добиваются реализации целей организации за счет других людей.
Менеджер – это:
1) организатор каких-либо работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;
2) руководитель по отношению к подчиненным;
3) администратор любого уровня управления, организующий работу в соответствии с современными методами.
Согласно требованиям, предъявляемым к руководителю, менеджер:
1) должен быть уверенным в своих решениях, быть справедливым;
2) должен относиться к своим сотрудникам, как к членам семьи.
На практике этот принцип наиболее широко используется в японском менеджменте, где
принадлежность
к фирме как к семье
Для эффективной работы менеджер должен обладать авторитетом, который позволит ему влиять на своих подчиненных.
Авторитет основывается на формальном статусе менеджера и завоеванном уважении.
Уважение к личности является неотъемлемой частью авторитета.
По мере своей деятельности менеджеру приходится работать с партнерами и конкурентами, причем, хотя их поведение может быть угрожающим и вызывающим, он должен уметь с ними корректно общаться, вести переговоры и торговаться.
Главными качествами
современного успешного менеджера
являются: высокий профессионализм;
умение поддерживать новшества и
совершенствования, поощрять персонал
к откровенности и проведению
эффективных групповых
В конце 1960-х гг. теоретик Г. Минтцберг выделил три роли менеджера, как то:
1) коммуникационная (координационная) роль. В рамках нее менеджер организует взаимодействие своих сотрудников;
2) информационная роль. Менеджер занимается приемом, передачей и обработкой информации, необходимой для работы предприятия;
3) руководящая роль. Руководитель принимает решения, которые становятся основой работы предприятия.
18 САМОМЕНЕДЖМЕНТ
Самоменеджмент
– это организация
Для менеджера должны стать обязательными заповеди:
1) добиваться результатов вместо исполнения долга;
2) оптимизировать использование ресурсов вместо снижения издержек;
3) повышать прибыль;
4) делать правильные дела вместо – делать правильно дело;
5) создавать альтернативы вместо решения проблемы.
На рабочем месте
менеджер должен четко распланировать
свой рабочий день в соответствии
с теми обязанностями, которые ему
необходимо выполнить. Следует четко
распределить время на их выполнение
с небольшим запасом для
При всем вышесказанном следует учесть, что работа менеджера в первую очередь заключается в его умении общаться с людьми и руководить ими. Для более эффективной работы менеджера необходимо постоянно поддерживать свой авторитет.
Имидж – это совокупность
черт внешнего облика и манер поведения,
это искусство управлять
Деловой календарь
необходим каждому
Руководитель должен
уметь и отдыхать. Способность
легко расслабиться и быстро собраться
с мыслями позволяет менеджеру
не накапливать утомление, которое
зачастую приводит к раздражительности,
падению внимания и, как следствие,
снижению продуктивности работы как
его самого, так и предприятия
в целом. В данном направлении
разработано достаточно большое
количество способов релаксации, таких
как прослушивание
Самоменеджмент (способность менеджера организовать свою собственную работу) не менее важен для успешной работы предприятия, чем другие факторы внешней и внутренней среды.
19 ПОНЯТИЕ
И КЛАССИФИКАЦИЯ СТИЛЕЙ
Стиль руководства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к своим сотрудникам с целью повлиять на них или побудить к действию. Существует три стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный. В различных источниках они могут называться по-разному, но смысл их всегда одинаковый.
Авторитарный стиль управления состоит в том, что вся полнота власти находится у руководителя. Все решения принимаются им единолично, без учета интересов подчиненных. Авторитарный стиль управления необходим в кризисной ситуации, когда решения должны приниматься как никогда быстро и быть четко скоординированными.
В результате снижается
удовлетворенность сотрудников
своей деятельностью и
Положительные моменты авторитарного стиля:
1) не требует особых материальных затрат;
2) позволяет быстрее наладить взаимодействие между сотрудниками и подразделениями.
Отрицательные моменты авторитарного стиля:
1) подавляет инициативу;
2) требует громоздкой системы контроля за работой персонала;
3) повышает степень бюрократизма.
Демократический стиль предполагает делегирование руководителем части своих полномочий подчиненным и принятие решений на коллегиальной основе. Такой стиль актуален при стабильной работе предприятия и стремлении его к внедрению инноваций.
Данный стиль
руководства стимулирует
Но так как за работой персонала не осуществляется жесткого централизованного контроля, то ответственность за ее выполнение может долго перекладываться, что затягивает процесс принятия решений и их выполнения.
Либеральный стиль представляет собой управление без участия руководителя. Данный стиль управления используется при высокой квалификации работников и низком уровне подготовки руководителя.
По сути дела, данный метод применялся в нашей стране в период становления рыночной экономики – с 1985 г. до середины 1990-х гг.