Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 17:54, шпаргалка

Краткое описание

· 1 ПОНЯТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА
· 2 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
· 3 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА. ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА
· 4 ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА
· 5 ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ
· 6 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА
· 7 ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Файлы: 1 файл

менеджмент шпоры.docx

— 208.99 Кб (Скачать)

2) достижение экономии на масштабе производства;

3) увеличение валютных ресурсов фирмы. Руководство любой фирмы должно представлять, какие особенности страны базирования определяют способность или неспособность фирмы создавать и удерживать преимущество на международном уровне.

Международная торговля позволяет стране в целом повышать продуктивность своего производства. В наше время существует глобализация международных связей. Фирма будет  иметь успех на рынке, если будет  более эффективно использовать факторы  конкурентных преимуществ.

На стратегию  любой фирмы немалое влияние  оказывает внешнеэкономическая  политика государства.

Выделяются четыре основных вида внешнеэкономической  стратегии государства:

1) стратегия изоляции – стратегия исключения государства из мирохозяйственных связей, проводится исключительно из политических соображений;

2) стратегия протекционизма – стратегия защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Такая стратегия принимается, если национальное производство неконкурентоспособно;

3) стратегия свободной торговли – стратегия уменьшения до минимума ограничений во внешней торговле;

4) стратегия наполнения дефицитного рынка («протекционизм наоборот») – эффективная стратегия только в случаях большого дефицитного национального рынка, на котором найдется место всем. Существуют так называемые рычаги, позволяющие государству регулировать внешнеторговые отношения:

1) тарифные ограничения – высокие ставки таможенных пошлин и для экспорта, и для импорта;

2) нетарифные ограничения.

4 °CПОСОБЫ МОБИЛИЗАЦИИ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Организации мало создать  необходимые условия для достижения стратегических целей. Для того чтобы  организация успешно следовала  разработанной стратегии, необходимы формирование и мобилизация ресурсов организации и ее человеческого  потенциала.

Сейчас выделяют два основных направления в данной области:

1) приверженность персонала организации. Создать это очень нелегко, руководство фирмы должно сделать все, чтобы у сотрудников выработалось устойчивое восприятие стратегии как своего личного достижения;

2) наличие положительных результатов в осуществлении стратегии.

Их появление  зависят от того, что предпринимают  сотрудники для достижения успешной работы в их деле.

Сам процесс мобилизации  ресурсов начинается с того, что  механизм использования ресурсного потенциала организации приводится в соответствие со стратегией организации.

Здесь решаются вопросы, связанные с перечнем работ функциональных подразделений организации.

Это является необходимым  для того, чтобы все структурные  подразделения имели направленность, реализацию стратегии. Это значит, все  новые задачи необходимо доводить до функциональных подразделений.

Для выполнения стратегии  главную задачу разрабатывает руководство  организации. Оно решает два основных вопроса, касающиеся проведения стратегических изменений и мобилизации потенциала организации.

Основным инструментом для распределения ресурсов является бюджет. Он может касаться не только денежных средств, но и запасов, капитальных  средств, продаж и т. д.

Непосредственное  выполнение часто является самым  сложным этапом в любом процессе. Выполнение стратегии включает в  себя проведение стратегических изменений, мобилизацию потенциала организации  на осуществление стратегии.

Эти две задачи требуют  от руководителей организации ясного видения процесса и направления  развития организации.

Необходимо максимально  мобилизовать ресурсы организации  и распределить их так, чтобы их использование  дало эффект, провести изменения, построить  свои отношения с членами организации.

Фирма, которая планирует  завоевать часть рынка, вступает в конкурентную борьбу, в условиях которой выживание предприятия  может обеспечиваться двумя вариантами:

1) атакой на лидера. Это может осуществиться, если предприятие обладает конкурентными преимуществами;

2) атакой на более мелкого конкурента, который не может противостоять натиску фирмы и сдает свои позиции.

41 ПОНЯТИЕ  МОТИВАЦИИ, ЕЕ СУЩНОСТЬ. ЭВОЛЮЦИЯ  МОТИВАЦИИ 

Одной из главных  задач руководителя всегда является определение целей (функционирования организации и эффективное распределение  запланированных работ). Эффективное  распределение позволяет руководителю непосредственно контролировать деятельность своих работников. При осуществлении  подобного процесса управления руководители могут использовать различные принципы воздействия на работника, которые  называются мотивацией.

Мотивация – это  процесс побуждения людей к деловой  активности для достижения личных целей, а также целей организации.

Мотивация – это  совокупность внутренних и внешних  движущих сил. Такие силы побуждают  человека к какой-либо деятельности, задают определенные формы и придают  ей направленность, ориентированную  на достижение определенных целей. В  основе мотивов всегда лежат потребности.

К первоначальным и  самым простым концепциям мотивации  относятся политика кнута и пряника, а также попытки использовать в управлении методы психологии.

До того как термин «мотивация» вошел в обиход, было известно, что можно намеренно  воздействовать на людей для достижения целей организации. В истории  можно найти большое количество примеров, в которых короли держали  награду перед глазами героя. Однако награда предлагались не каждому, здесь рассматривался сам факт, что  люди будут благодарны за все, что  позволило бы им выжить.

В 1910 г. возникла первая школа научного управления, она выступала за разделение управленческих функций и обязанностей. Основоположником этой школы является Г. Тейлор. Он открыл и разработал модель «экономического человека». Смысл заключался в том, что человек выполняет свою работу только для получения определенного количества прибыли, т. е. платы за свой труд.

Г. Тейлор выделял  следующие основные принципы научного управления:

1) создание научного фундамента – подразумевалось исследование каждого отдельного вида трудового действия;

2) отбор рабочих и менеджеров, их тренировка и обучение на основе научных критериев;

3) эффективное сотрудничество между руководителями и рабочими в области внедрения научной организации труда;

4) эффективное делегирование полномочий. Каждый из участников должен точно и своевременно выполнять свою работу. Попытки же применения в управлении психологических мотивов начались с появления работ Элтона Мэйо (1880–1949). Это человек с академическим образованием своего времени. Э. Мэйо определил, что решение проблемы снижения текучести кадров лежит в изменении условий труда, а не в увеличении вознаграждения за него. Он автор идеи об увеличении перерывов во время работы. Результаты от внедрения этой идеи не заставили себя долго ждать.

42 СОВРЕМЕННЫЕ  ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ 

Современные теории мотивации можно подразделять на две категории: содержательные и  процессуальные.

Главными теоретиками  содержательной теории мотиваций являются Дэвид Мак-Клелланд, Абрахам Маслоу и Фредерик Гер-цберг.

Представители данной теории были уверены в наличии  у человека внутренних побуждающих  факторов, называемых потребностями.

Такие теории мотиваций  считаются взаимодополняемыми, а  не взаимоисключающими.

Для того чтобы полностью  понять смысл содержательной или  процессуальной теорий мотивации, необходимо понять смысл таких понятий как  потребность и вознаграждение, поскольку  они являются основополагающими  звеньями мотивации.

Потребность – это  нехватка чего-либо, желание иметь  нечто такое, без чего человек  чувствует себя некомфортно. На сегодняшний  день существуют два вида потребностей – первичные и вторичные.

Первичные потребности  – это самые основные потребности, которые можно отнести к физиологическим, так как они появляются у человека вместе с его рождением.

Вторичные потребности  имеют психологический характер. К ним можно отнести потребность  в успехе, творческой самореализации, уважении, власти и т. д.

Здесь понятие «вознаграждение» означает более широкий смысл, чем  деньги или удовольствие.

Вознаграждением является все то, что человек считает  ценным для себя. Различают внутреннее и внешнее вознаграждение.

Внутреннее вознаграждение происходит при самом процессе работы, как внутреннее вознаграждение можно  рассматривать дружбу и общение, возникшие между людьми в процессе какой-либо деятельности.

Наиболее простыми способами обеспечения данного  вида вознаграждения служат создание соответствующих условий работы и точная постановка задач.

Внешнее вознаграждение, в отличие от внутреннего, не возникает  в процессе работы. Такой вид вознаграждения следует рассматривать как материальное вознаграждение в виде заработной платы, выплаты пособий, льгот, премий, дохода, и т. д.

Необходимо нематериальное вознаграждение в виде продвижения  по служебной лестнице, похвалы и  т. д.

Для того чтобы более  эффективно использовать внутренние и  внешние вознаграждения в целях  мотивации, следует точно определить реальные потребности своих работников.

На практике многих известных фирм получили широкое  распространение методы мотивации, связанные с материальным поощрением, и те методы, при которых работники  участвуют в распределении прибыли.

43 СПОСОБЫ  УЛУЧШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ТРУДА 

На сегодняшний  момент выделяют пять основных направлений  улучшения мотивации труда:

1) материальное стимулирование;

2) повышение качества рабочей силы;

3) улучшение организации труда;

4) вовлечение персонала в процесс управления;

5) неденежное стимулирование. Материальное стимулирование – это одна из самых эффективных и распространенных форм мотивации персонала.

Это один из так называемых рычагов воздействия на определенного  работника при осуществлении  мотивирования.

Такое стимулирование происходит с помощью системы  оплаты труда, премий, надбавок и т. д.

Сюда же можно  отнести возможность персонала  участвовать в капитале предприятия  и распределении прибыли при  прямом участии в управлении организацией посредством покупки работником акций предприятия.

Такое стимулирование внушает работнику уверенность  в себе, вызывает у него удовлетворенность  своей работой, коллективом.

При применении этого  метода руководитель преследует цель, чтобы работник сам проявлял инициативу, решительность, улучшал качество труда  и сам заслуживал признательность  и благодарность.

Улучшение качества организации труда заключается  в постановке целей, расширении трудовых функций, использовании гибких графиков выполнения заданий, улучшении условий  труда.

Правильно поставленная цель может служить мотивирующим фактором для работника предприятия.

Сама суть использования  этого способа мотивации заключается  в сокращении рабочего времени.

Постановка цели – это мотив для сотрудника предприятия, это необходимость  наличия у человека определенных благ через какой-то промежуток времени.

Улучшение условий  труда является актуальным вопросом, который должна решать каждая организация.

Улучшение условий  труда является не только потребностью, но и мотивом, побуждающим трудиться  с определенной отдачей.

Расширение трудовых функций – эта функция включает внедрение различных дополнительных обязанностей и операций, выполняемых  работником.

Такое мероприятие  направлено на увеличение рабочего цикла  и интенсивности труда.

44 ТЕОРИЯ  МОТИВАЦИИ ТРУДА НА ЗАПАДЕ 

На Западе существует большое количество теорий мотивации  труда. Одна из них теория Мак-Клелланда.

Она делает упор на такие потребности, как власть и  успех.

Человек, у которого есть власть, ведет себя наиболее энергично, у него есть стремление отстаивать свою точку зрения, он не боится конфликтов и не избегает их.

Человек, который  успешен в чем-либо, не склонен  к риску, но способен брать ответственность  на себя.

Таким личностям  необходимо предоставлять самостоятельность  и возможность самим доводить дело до конца.

Известный ученый в  области лидерства Д. Мак-Грегор выделяет два основных принципа влияния  на поведение людей.

Они были заложены в  основы двух теорий – теории Х и  теории Y.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"