Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 17:54, шпаргалка
· 1 ПОНЯТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА
· 2 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
· 3 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА. ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА
· 4 ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА
· 5 ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ
· 6 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА
· 7 ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА
К функциям современного предприятия относят следующие функции:
1) планирование (ресурс – время);
2) маркетинг (ресурс – потребитель);
3) предпринимательство (ресурс – бизнес);
4) финансы (ресурс – деньги);
5) организация ресурс – люди);
6) производство (ресурс – технологии);
7) инновация (ресурс – идеи);
8) информация (ресурс – данные);
9) социальное развитие (ресурс – культура).
6 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Методы менеджмента – это способы воздействия на объект управления для достижения поставленных перед ним целей. Но при этом одна и та же цель может быть достигнута с помощью различных методов, или несколько целей может быть достигнуто с помощью одного какого-либо метода. Также они позволяют управлять производственно-сбытовой деятельностью, строить ее в соответствии с требованиями рынка.
Главная цель деятельности организации – это получение прибыли. Работа должна быть структурирована и не должна регулироваться принципами ведения управленческой деятельности, в соответствии с которыми разрабатываются методы достижения целей.
Методы управления
делятся на административные, организационно-правовые,
экономические и социально-
1. Административный метод управления. Такой метод основывается на том, что вся деятельность организации проводится на жестком подчинении работников и на их беспрекословном выполнении указаний.
Этот метод применяется, если велик вес традиций, в соответствии с которыми может быть принято только однозначное решение.
В результате применения административного метода достигается поставленный результат, но не предоставляется возможность его развития. Еще одной отличительной чертой данного метода является поощрение исполнительности, а не инициативности. Эффективность этого метода значительно ограничивается, так как не учитывает и не использует все возможности организации.
2. Организационно-правовой метод. Определяет организационно-правовую форму фирмы, условия функционирования, структуру организации, регламентирует права и ответственность персонала и т. д. Данный метод является своеобразным каркасом, в рамках которого функционирует предприятие.
3. Экономический метод. Метод основан на материальной заинтересованности работников и позволяет активизировать их деятельность. Фирма получает дополнительную прибыль за счет снижения издержек, из которой выплачиваются премии сотрудникам. Для большей заинтересованности работников денежные выплаты (заработная плата, премии) привязываются к прибыли или достигнутым результатам.
4. Социально-психологические методы.
Подразделяются на виды воздействия:
1) создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и доверительных отношений между руководителем и подчиненными;
2) предоставление возможности развития и реализации личных способностей работников, что приведет к повышению удовлетворенности и эффективности работы сотрудников и предприятия в целом.
Все перечисленные методы не противопоставляются, так как наибольшего результата фирма может добиться только при их взаимодействии.
7 ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Только в ХХ в. управление было признано самостоятельной областью знаний, подлежащей изучению и рассмотрению.
Рассмотрим основополагающие школы управления.
Научная школа управления (1885–1920 гг.).
Школа связана с
именем Фредерика Уин-слоу Тейлора.
Представители этой школы обосновали
необходимость подбора
Благодаря этой школе было разработано 12 принципов управления, которые не потеряли своего значения и в настоящее время:
1) отчетливо поставленные цели – исходный пункт управления;
2) здравый смысл, предполагающий признание ошибок и поиск их причин;
3) компетентная консультация профессионалов и совершенствование процессов управления на основе их рекомендаций;
4) дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем за ее исполнением;
5) справедливое отношение к персоналу;
6) письменные стандартные инструкции;
7) нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов;
8) нормализация условий труда;
9) нормирование операций; ^вознаграждение за производительность.
Классическая, или административная, школа (1920–1950 гг.).
Это направление связано с именем Анри Файо-ля. Специалисты такого направления исследовали эффективность работы всей организации. Итогом многих работ и проведенных исследований А. Файо-ля является создание принципов управления всей организацией:
1) первоначальная функция – разделение труда;
2) полномочия и ответственность. Полномочие – право отдавать приказы, а ответственность – это ее составляющая противоположность;
3) дисциплина как взаимное уважение, достигнутое соглашением;
4) единоначалие и порядок;
5) единство направления, т. е. каждая группа действует в определенных рамках для достижения определенных целей;
6) подчиненность личных интересов общим;
7) скалярная цепь – это ряд лиц, стоящих на управленческой пирамиде;
8) стабильность рабочего места.
Школа человеческих отношений (с начала 1950-х гг. до настоящего времени).
Основная цель этой
школы – повышение
8 РАЗНОВИДНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР
Организационная структура управления – это упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.
Виды отношений внутри организации делятся на:
1) линейные отношения – это отношения между руководителем и подчиненными;
2) функциональные отношения – отношения специалиста с другими членами организации;
3) отношения управленческого аппарата, имеющие место в случае представления чьих-либо прав и полномочий. Должностные обязанности при этом состоят в предоставлении рекомендаций, советов.
Между всеми составляющими
организационной структуры
Увеличение количества
элементов и уровней в
Связи между элементами структуры управления бывают:
1) вертикальными, когда происходит взаимодействие между руководителем и подчиненным;
2) горизонтальными, когда происходит взаимодействие равноправных элементов.
Основные системы управления организациями: линейная, функциональная, смешанная (линейно-функциональная), матричная, матрично-штабная.
Линейная система управления – схема непосредственного подчинения по всем вопросам нижестоящих подразделений вышестоящим. Такая система достаточно проста и вполне эффективна.
Функциональная система управления – система представляет собой схему подчинения нижестоящего подразделения ряду функциональных подразделений, решающих отдельные вопросы управления – технические, плановые, финансовые и т. д.
Линейно-функциональная система. Решения, подготовленные функциональными подразделениями, рассматриваются и утверждаются линейным руководителем, который передает их подчиненным подразделениям.
Матричная система
управления – сеть горизонтальных
связей, многочисленные пересечения
которых с вертикальными
Матрично-штабная система управления – система отражает все виды руководства и обеспечивает всестороннюю координацию деятельности между ними, сохраняя единство распорядительства и контроля на высшем уровне.
9 ПРОЕКТИРОВАНИЕ
СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ
К принципам проектирования
организационной структуры
1) организационная структура управления, отражающая цели и задачи организации, подчиненность производству и его потребностям;
2) необходимость предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками;
3) формирование структуры управления определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними;
4) соответствие между функциями, обязанностями, полномочиями, ответственностью;
5) адекватность организационной структуры управления социально-культурной среде организации, оказание влияния на решения относительно уровня централизации, на распределение полномочий и ответственности. Размер организации – фактор, определяющий возможные контуры и параметры структуры управления.
Структура управления
крупными предприятиями более сложна:
все функции менеджмента подчас
сосредоточены в руках
По мере роста
организации и объема управленческих
работ развивается разделение полномочий
и формируются
ординации и контроля за работой этих звеньев. Необходимым становится также построение формальной структуры управления.
Изменения организационных форм предприятия оказывают влияние на формирование структуры управления. При вхождении фирмы в состав какого-либо более крупного объединения происходит перераспределение управленческих функций, в связи с этим меняется и структура управления фирмы.
Уровень развития на предприятии информационной технологии является одним из важных факторов при формировании управленческих структур.
Требования, предъявляемые к формированию эффективных структур управления:
1) сокращение размеров подразделений и набор в них более квалифицированного персонала;
2) уменьшение числа уровней управления;
3) организация труда как основа новой структуры управления;
4) ориентация текущей работы на запросы потребителей;
5) создание условий для гибкой комплектации продукции;
6) минимизация запасов;
7) наличие быстрой реакции на изменения;
8) налаживание гибко переналаживаемого оборудования;
9) создание условий для высокой производительности и низких затрат;
10) выпуск качественной продукции и ориентация на прочные связи с потребителем.
10 ИНТЕГРАЦИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
Интеграция – процесс объединения усилий различных подсистем для достижения целей организации. Интеграция присуща любой системе, в том числе и человеку.
Важнейшим условием
обеспечения эффективности
Для того чтобы достаточно эффективно интегрировать организацию, менеджеры должны постоянно иметь в виду общие цели организации и столь же постоянно напоминать всем сотрудникам о необходимости концентрировать свои усилия именно на общих целях.
Существует несколько
методов эффективной
Метод эффективен лишь в условиях относительно устойчивой и прогнозируемой внешней среды.
Выделяют внутреннюю и внешнюю интеграцию. Внутренняя интеграция осуществляется собственными ресурсами организации либо фирмы и затрагивает только ее структурные подразделения.
Внешняя интеграция осуществляется путем объединения усилий нескольких организаций или предприятий.
Выделяют горизонтальную и вертикальную интеграцию.
Горизонтальная
интеграция – это объединение
структурных подразделений