Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 21:05, шпаргалка
Истоки науч. менедж.: Тейлор, Гантт, Ф.Джилбрет.
Управление как научная дисциплина возникло в США в начале XX века. Основателем научного менеджмента считается Фредерик Тейлор. В 1910г. создал “Общество пропаганды научного менеджмента”. Книга “Управление фабрикой”-теория и практика научного управления. Отправная точка отсчета в создании теории управления. Система Тейлора названа им научным менеджментом.
Осн. цель менедж. – макс. процветание нанимателя вкупе с макс. благом для лиц наемного труда. Тейлор исходил из того, что управление как особая функция состоит из ряда принципов, которые могут быть приложены с равным успехом ко всем видам соц. деят-ти. Новая научная система знаний, в основе 4 науч. принципа (законами управл.):
Управление как научная дисциплина возникло в США в начале XX века. Основателем научного менеджмента считается Фредерик Тейлор. В 1910г. создал “Общество пропаганды научного менеджмента”. Книга “Управление фабрикой”-теория и практика научного управления. Отправная точка отсчета в создании теории управления. Система Тейлора названа им научным менеджментом.
Осн. цель менедж. – макс. процветание нанимателя вкупе с макс. благом для лиц наемного труда. Тейлор исходил из того, что управление как особая функция состоит из ряда принципов, которые могут быть приложены с равным успехом ко всем видам соц. деят-ти. Новая научная система знаний, в основе 4 науч. принципа (законами управл.):
1.Научное
исследование каждого
Генри Гантт - сподвижник Тейлора, занимался разработкой премиальной системы оплаты труда, соотношением труда, зарплаты и доходов. Разработал диаграммный метод – график Гантта – графич. изображение элементов производственных операций и затрач. на их выполн. время. Это позволило осущ. календар. планирование и системный контроль за работой.
Фрэнк Джилберт исследовал трудовые движения, а точнее микродвижения. Изучая трудовые джвижения строительных рабочих, он пришел к выводу, что их можно значительно сократить. Такое сокращение приведет к резкому росту производительности и, естественно, заработка. Также это дает огромную экономию любого труда. Вторым направление его работы было снижение усталости работников путем улучшения всех факторов производственной среды.
Файоль - отец менедж., созд. «теорию администрации» 1 статья в 1900г, книга в 1916г. «Общее и промышл. управл.». Весь процесс управл. это 5 ф-ций: планирование, организация, подбор, и расстановка кадров, мотивация, контроль.
Создал 14 принципов, кот. разделил на 3 блока: орг-ция труда, механизм власти и психология управления. Орг-ция труда- разделение труда, порядок, дисциплина, постоянство состава, инициатива. Механизм власти- власть, единство распорядительства, единство руководства, централизация, вертикаль власти. Психология управл.- подчинение индивид. интересов общим, вознаграждение, справедливость в поощрениях и наказаниях, корпоративный дух. Цель администрат. школы- созд. универсал. принц. управл., по кот. по убеждению создателя орг-ция достигнет успеха. Файоль выделяет в управл. произв-ва операции: Технич., Коммерч., Финансовые, Страховые, Учетные, Административные.
Макс Вебер – теория рациональной бюрократии. ( бюро – место, где работает персонал(офис)). 4 осн. положения:
2.Иерархия управл. должна быть четко прописана в каждой орг-ции в штатном расписании и служебных обязанностях.
3.
Распределение функций в
4. Управленческая власть должна быть безличной.
Фриц Шумахер создал 2 теории: маломасштабной организации и промежуточной технологии.
1.Теория промежут. технологий (ускорение работы не оч. развитого предпр. или гос-ва не навязыванием сверхновых технологий, кот. не будут усвоены, а внесением промежут.).
2.Т.к.
психология в менедж. оч. важна, то
эффективнее маломасштабная орг-ция,если
есть крупная орг-ция, следует разбить
ее на меньшие для создания устойч. псих.
климата орг-ции.
3. Менедж. чел. отношений Джилбрет, Фолетт, Мейо.
Исслед. теории управл. направл. внимание на «человеч. фактор». Можно выделить 3 крупных этапа:
1910г. – 1930-е гг. научная организация труда;
1940-е – 1960-е гг. школа человеческих отношений;
1970-е / наст. время соц.-психологический менеджмент.
Лилиан Джилбрет. 1914г. книга «Психология менедж.». (чел. аспекты труда, взаимоотн. в проф. деят-ти, организац.-произв. психология, проблемы управления персоналом. Занималась пробл. произв. утомляемости (продолжит-ть и хар-р отдыха). Важную роль играли также произв. отнош., общий настрой, физич. и псих. сост. работника, и др. факторы.
Амер. социолог и политолог Мэри Фоллетт. Менедж. как «вып. работы с пом. др. людей». Менедж. – иск-во организов. труд др. Книги «Новое государство» (1918) и «Творч. опыт» (1924). Теор. упр. наз. «динамич. менедж.», сост. из 4 эл-тов:
1)Организов. целое всегда > суммы своих составляющих;
2)Первична произв. группа (орг-ция), а личность вторична;
3)Орг-ции динамичны, а не статичны
4)Улучш. чел. отнош. в орг-ции – глав. забота менедж-та.
Элтона Мейо писал: «менеджеры должны ориентир-ся в большей степени на людей, чем на продукцию».
Мейо стал широко известен описанием и анализом Хоторнских экспериментов (Чикаго,1927–32). Суть сост. в исслед. влияния различ. факторов на ПТ: промышл. освещ., размеров помещения и др. Главными факторами стали соц.: чел. отнош., монотонность и утомляемость, психол. установка раб-ка. Он выдел. 2 фактора, оказыв. наиб. влияние на ПТ: групповая сплоченность (1) и ненавязчивое руководство (2). 1. сфера межличн. отнош. в производств. бригаде (на участке). 2. согласие менеджеров и рабочих путем осознания единства целей, достижения промышленной гармонии, недопущения антагонизма между руководством и рабочими.
4. Японская система (ЯС) менедж. Теория «Х», «Y», «Z»
5 элем. ЯС: 1) Вовлеч-ть всех раб-ков в заботу об успехах фирмы ч/з взаим. доверие и межлич. связи; 2) Пожиз. найм раб-ков; 3) Всеохват. движ. контроля кач-ва; 4) Коллектив. принятие реш.; 5) Коллект. ответств-ть и забота о фирме.
П.3 перевернул яп. промыш-сть. Низкое кач-во в 1940-е г. С 1950 г. Движ. кружков контр. кач-ва (ККК), где ок. 80% всего персонала. Привело к кач-ва. «Контролир. ку-ра» -полное самоподчин. кажд. японца традициям и обществ. мнению.
«эмэ»: 1) психол. завис-ть чел. от членов своей микрогруппы; 2) повыш. чув-во долга п/д группой, фирмой, страной.
Амер. Дуглас Мак-Грегор, разраб. 2 альтернат. концепции менедж-та: «теорию Х» и «теорию Y».
«Теория Х» вкл. традиц. видение управл. и контроля: чел. - фактор произв-ва. Учитывать его индивид-ть вредно для пр-ва. Менеджеры хорошо осознают значимость иерархии потребностей, но склонны видеть в этом знании помеху, чем средство осмысл. понимания основ чел. поведения.
«Теория Y» - интеграция индивид. и организац. целей. Чел. в кач-ве центр. фигуры произв-ва. Фигура наделена индивид., ее надо воспринимать в органич. связи с произв. средой. 5 эл-тов «теории»: 1) свобод. и более общее рук-во, без «мелочной опеки»; 2) децентрализ. офиц. полномочий; 3) меньший расчет на принужд. и контроль, а большая опора на индивид. активность и самоконтроль; 4) демократич. стиль рук-ва; 5) вовлечение рядовых работников в процесс принятия решений. Вытекает из иерархии потребностей Маслоу.
Оучи с А. Йегером «Орг-ция типа Z: стабильность в условиях мобильности» (1978). В 1981 г. Оучи опубликовал книгу, ставшую бестселлером «Теория Z: чем должен ответить американский бизнес на японский вызов». «Теория Z» продолжила теор. X и Y – соед. Америк. индивид. и предприимчивости с яп. коллективизмом и трудолюбием.
5. Развитие управленческой мысли в России и Беларуси
Соц. заказ на проф. подготовку руководит. в Рос. и Бел. (СССР) стал осознаваться лишь в 70г ХХв. «Менеджмент» вошёл позже, с переходом к рын. преобраз. в экономике.
Индустр. развит. XVIIIв. Глав. в фабрич.-завод. промышл. выступали купцы, они опред. становл. в России промыш. капитализма. У них был капитал, кот. инвестир. в промыш-ть.
Рос. предприн. имели «кодекс чести», о принц. ведения хоз-ва, торговли, получ. пр. Предприн. раздел. на «почтенных» и «непочтенных». 1. «по чести и без обмана». 2. ростовщики, спекулянты-перекупщики, биржевые игроки и пр.
Нач. ХХ предприним, подгот. спец-тов: Москов. коммерч. институт, ряд училищ. Появ-ся профессиографические опис. предприн. деят-ти, вним.: честности, порядоч., корректности.
След по реформир. экон. жизни - премьеры С.Ю. Витте и П.А. Столыпин. Д.И. Менделеев:1) сочетание запад. мысли с рос. самобыт-тью; 2) просвещ. и образов. населения; 3) развитие предприимч. и подготовка предпринимат.кадров.
А.А.Богданов: все виды управл. (в прир., общ-ве, тех. сист.) имеют общ. черты «организов. целое > простой å его частей».
Октяб. револ.1917. А.К. Гастев.1920 Центр. инстит. труда с 1-ой психол. лабор. орг. труда и управ. 16 «правил-заповед.» труда, «соц. инженерию» и «концеп. труд. установок».
20-30г. П.М. Керженцев «теория факторов эфф-ти работы орга-ции», «методика самопознания и самоконтроля» раб-ка, «3 осн. задачи руководителя»: что именно д.б. выполнено, в какой срок, на ком лежит ответ-ть за вып. задания.
50-60г. А.И. Берг - наука об оптимал. управл. слож. проц. – кибернетика, рассмат. и пробл. эфф-ти труда чел. Препят. сложив. в СССР централиз. командно-админист. сист. гос. упр., а также монополия власти в руках органов Компартии.
Распад СССР (1991) в Рос, Бел. развитие менедж., новое крупное явление в управлении экономикой наших стран.
Методы менеджм - способы воздействия на людей и события для достижения определенной цели.
Административные методы менедж - способы управл. воздействия через офиц. власть. Виды администр. методов:
1.Организац. мет: регламентир., норматив., инструктир.
2.Распорядит: способы оперативного управления- приказы, постановления, распоряжения, указания.
3.Дисциплинар. методы. Это различные формы наказания за ненадлежащее исполнение: замечания, выговоры, предупреждения о служебном несоответствии, понижение в должности и др.
Экономич. методы менеджмента — это способы управления посредством материального воздействия. Существуют три уровня применения экономических методов менеджмента: государственный, внутризаводской и персональный.
1. Государств. – экономич. способы влияния гос-ва на отдельное предприятие (организацию): налогообложение, финансирование и госзаказ.
2. Внутризаводской - способы экономич. управл. структур. подразделениями предприятия - цехами, отделами.
3.Персональный. Глав. его инструм. – индивид. материал. стимулир. работников: ↑ЗП, надбавки, премии, выплаты, пособий ит.д. В кач. экономич. наказания могут использ. штрафы, ↓ЗП, полное или частичное лишение премии и т.д.
Соц-псих. мет. - это способы управл. посредством соц. и психолог. воздействия. Соц. воздейств направлено на весь коллектив предпр. или его подразделения. Т.о., соц-псих. методы имеют два уровня применения – коллектив. и индивид.
Коллектив. уровень - способы управл. влияния предпр. на сотрудников путем предоставления им определ. соц. благ.
Индивид.
уровень применения соц-псих. методов
менедж. - это способы управл. воздействия
менеджеров на психологию сотрудников.
7. Модели и моделирование в менеджменте
Модели – представл. объекта управл. в иной форме с целью его изучения и экспериментирования. Цели моделирования: изуч. объекта управл. на упрощен. аналогах; экспериментир. там, где это невозможно либо нежелат. в реал.
3 типа моделей: Физич. – уменьш./увелич. копия объекта управл. (модель коллектива - группа из неск-ких чел) Аналог.– использ. др. объекта, кот. отлич-ся от исслед., но ведет себя подобным образом. Математическая – опис. св-в и исслед. реакции объекта управл. с пом. матем. формул и вычислений.
5 осн. видов моделирования: