Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 21:05, шпаргалка
Истоки науч. менедж.: Тейлор, Гантт, Ф.Джилбрет.
Управление как научная дисциплина возникло в США в начале XX века. Основателем научного менеджмента считается Фредерик Тейлор. В 1910г. создал “Общество пропаганды научного менеджмента”. Книга “Управление фабрикой”-теория и практика научного управления. Отправная точка отсчета в создании теории управления. Система Тейлора названа им научным менеджментом.
Осн. цель менедж. – макс. процветание нанимателя вкупе с макс. благом для лиц наемного труда. Тейлор исходил из того, что управление как особая функция состоит из ряда принципов, которые могут быть приложены с равным успехом ко всем видам соц. деят-ти. Новая научная система знаний, в основе 4 науч. принципа (законами управл.):
1. Игровое Задается ситуация для обуч./проверки персонала, м.б. групповая игра по поиску выхода из зад. пробл. ситуации.
2. Аналитическое. Анализ: систем., эконом., статист. и др. Систем.-влияние конкр. переменных на сост. сист. в целом. Эконом. оценка издержек, выгоды, эфф-сти и др. Статист.- увидеть направл. и тепы динамики тех или иных проц. и т.д.
3. Моделир. массового обслуж. Созд. схему управл. слож. разнообр. потоками, затраг. большое к-во вещ., людей. Опред. оптим. число каналов обслуж. по отнош. к потреб-ти в них. Учит.факторы: ритм измен. к-ва заказов; вероят. наплыва; ¯ издержек ожид. Прим.: очередь на компьют. расчет данных; очередь грузовиков под разгрузку на склад; очередь в кассу.
4. Модел. управл. запасами - для созд. оптим. резерва по управл. запасами и ресурсами. Цель – обеспеч. непрерыв. пр-ва, не создавая «затоваривания» сырьем, запчастями, инструм. Позволяет опред. вр. размещ. заказов на ресурсы, их к-во, объем ГП на складах. Активно используется логистикой.
5. Компьютерное Суть – созд. спец. алгоритмов действий в развитии опред. проц. С ее пом. можно контролир. и регулир. зад. парам-ы, т.е. осущ. управл. в тч. слож. проц. и системами.
Задачи: отыскать макс/мин ф-ции, учитывая огранич. на имеющ. переменные.
8. Классич. ф-ции: планир., орг-ция, стимул., контроль.
*Планир.- проц. заблаговрем. принятия реш.: что делать, для чего, когда, какими силами, кто ответств. и т.д. Виды:
Стратегич.- реализ. общей политики п/п; ген. направл. деят-ти; приоритеты; распр. ресурсов. Охватывает 5 лет и >.
Тактич.– отраж. развитие п/п на более корот. срок. - 1г.
Оператив.-1мес. Исход.из такт.пл. и операт. задач п/п, цеха..
Проект - план по реализации единич. деят-ти.
*Орг-ция - процесс расстан. во врем. и простр-ве ресурсов и определение способов их взаимодействия. 3 элем-та:
1.Норма управл. определение числа работников, которыми один человек может управлять лично. НУ = 7 2.
2. Формализация управл. – установл. взаимоотн. полномочий и ответст-ти м/у сотрудниками в письм. форме. Послед. м.б. изложено в инструкциях, приказах, нормативах
3.Стр-ра управл.-схема управл. иерархии п/п: высок. и плоск.
Высокие >3 ступеней управл. иерархии (пирамидальные)
Плоские- 2-3 ступени управленческой иерархии
*Стимулир- совокуп дейст менеджера, кот побужд персонал к качеств. и интенсив. труду (матер. и нематер., индивид., денежные и надежные, социальные и психологические, творческие и моральные)
*Контроль - проверка исполнения поставл. задач. 3 этапа:
1.Устан. нормативов - определ. индикаторов т.е. критериев, по кот. будет производ-ся контроль - точность к-во, ۷ и др.
2.Сравнение - сопоставл. нормативов и фактич. вып. раб.
3.Выводы- содержат те меры, которые рекомендуются для недопущения отклонений. Это могут быть предложения по поощрению или наказанию работников, а также по возможной корректировке планов или нормативов. Фактически выводы обеспечивают «обратную связь» в процессе контроля.
Различают
три разновидности контроля: предварительный,
текущий и заключительный.
9. Соврем. ф-ции: прогрноз., коорд., мотивац., контрол.
*Прогноз. – исслед. перспектив развития орг-ции, ее внеш. ср. Фундамент стратегии- прогноз. Нужна выс. достоверн.
Мет. Делфи (5-7 экспертов «вар-т N», не содерж. разноглас.)
Мет. сценариев. (опред. возмож. ход событий и степень его вероят, опред. осн. факторы. В нем показ., каким обр. факторы могут повлиять на предпол. события. неск-ко вар-в сценария)
Эвристич. мет. субъективны. Прогнозист может использ. как формализов. приемы (соц., статист. ит.д.) так и интуицию.
Методы экстраполяции. Лин. методы, кот. строятся на основании имеющихся тенденций и темпах их динамики.
Психолог. мет. в форме образных выражений-закономерн.
*Координ. – регулир. взаимод. ресурсов в проц. достиж. цели. Менеджер опред. «узкие» места и «усиливает» их кадрами, оборуд, деньгами... Это м.б. и просто предостав. доп. времени для реш. Поставл задач, т.е. координ. врем. ресурса.
*Мотивац.– внутр. стремл. раб-ка к кач труду. 3 вида мотив.: матер. блага, профес. признание и соц. престиж. Теории:
Теория иерархии потребностей Маслоу 5. самореализация, 4. уважение, 3. любовь, 2. в безопасности, 1. физиологические
Двухфактор. теория Фредр. Герцберга, 2 составл.: гигиенич. факторы (условия труда и его безопасность, межлич. отнош. и псих. климат) и мотиваторы (признание, успех, карьера).
Теор. приобрет. потреб. Девида МакКлелланда, базир-ся на т.Маслоу. Сущность: в разделении всех потребностей чел. на 2 гр.Ї врожденные- Низшие и приобретенные- Высшие.
Теория ожид. Виктора Врума. Он представляет труд. проц. как цепь последов. действий, заполнен. ожиданиями.
Теория справедливости Стейси Адамса. Она базируется на субъектив. оценке соответствия вознагражд. и затрат. Современ. приемы стимулир.-мотив: 3 группы: орг-ция труда, проф. этика и оплата труда.
*Контроллинг анализ и необходимая коррекция всех элем-в сист. достиж. цели. Анализ причин установл. расхожд.
10. Коммуникации в менеджменте
Коммуникация - процесс обмена инфо, вкл. субъекты коммуникации (отправителя и получателя), способ коммуник. и объект коммуникации (передаваемую информацию).
Эффективные коммуникации явл. необход. услов. достижения цели орг-ции, выполнения осн. ф-ций управления.
Коммуникационные процессы можно подразделить на:
Основная цель коммуникационного процесса – обеспечение восприятия и понимания информации, являющейся предметом обмена, то есть сообщений.
Процесс обмена информацией между отправителем сообщения и получателем через информационный канал можно описать четырьмя основными этапами.
Для
повышения эффективности обмена
информацией может быть установлена
обратная связь. Она помогает понять,
в какой мере сообщение было воспринято
и адекватно понято. При наличии
обратной связи отправитель и
получатель меняются коммуникативными
ролями.
11. Принятие управленческих решений.
Решение – есть выбор альтернативы. Виды решений:
– рациональные: в соответствии с имеющимися возможностями; в соответствии с целями (организационные решения); в результате опред. последовательности.
-компромиссные: с минимальными отриц. последствиями; минимально затрачивающими интересы других.
- интеллектуальные – на основе знаний и опыта.
- интуитивные (озарение).
Факторы влияния на принятие решения:
1-
личность менеджера (
2- среда (условие) –
3- качество инфо, полнота, достоверность.
4- последствия.
5- взаимозависимость от других сил и явлений.
Алгоритм принятия решения:
1. Постановка роблемы.
2.
Определение ограничений и
3. Принятие решения.
4. Реализация решения..
5. Контроль за исполнением.
6.
Обратная связь. Оценка
Существуют и другие критерии классификации управленческих решений: по сроку действия последствий решения: долго-, средне- и краткосрочные решения; по условиям, в которым они принимаются: в определенности и риске; по частоте принятия: одноразовые (случайные) и повторяющиеся; по широте охвата: общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализированные; по форме подготовки: единоличные, групповые и коллективные; по сложности: простые и сложные; по жесткости регламентации: контурные, структурированные и алгоритмические.
Интуитивные решения – это выбор сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Решения, основанные на суждениях – это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом.
Рациональное решение отличается от других тем, что оно не зависит от прошлого опыта. Оно обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.
Процессы подготовки, принятия и исполнения управленческого решения: 1. Осознание проблемы. 2. Формулировка проблемы. 3. Целеполагание. 4. Разработка вариантов решения. 5. Оценка вариантов. 6. Акт принятия решения. 7. Организация исполнения и мотивация исполнителей. 8. Контроль процесса исполнения. 9. Осознание поведенческой ситуации. Необходимо для коррекции проблемы и нового целеполагания.
Факторы влияния на
принятие решения: личность менеджера
(профессионализм, талант, субъективизм),
среда (условия) (определенность, риск,
динамика), качество информации (полнота,
достоверность), последствия, взаимозависимость
от других сил и явлений.
12. Классические стили руководства
5 классич. стилей: демократический, либеральный, авторитарный, тоталитарный и гибкий.