Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 21:05, шпаргалка

Краткое описание

Истоки науч. менедж.: Тейлор, Гантт, Ф.Джилбрет.
Управление как научная дисциплина возникло в США в начале XX века. Основателем научного менеджмента считается Фредерик Тейлор. В 1910г. создал “Общество пропаганды научного менеджмента”. Книга “Управление фабрикой”-теория и практика научного управления. Отправная точка отсчета в создании теории управления. Система Тейлора названа им научным менеджментом.
Осн. цель менедж. – макс. процветание нанимателя вкупе с макс. благом для лиц наемного труда. Тейлор исходил из того, что управление как особая функция состоит из ряда принципов, которые могут быть приложены с равным успехом ко всем видам соц. деят-ти. Новая научная система знаний, в основе 4 науч. принципа (законами управл.):

Файлы: 1 файл

шпоры по менеджменту.docx

— 95.78 Кб (Скачать)

   1. Игровое Задается ситуация для обуч./проверки персонала, м.б. групповая игра по поиску выхода из зад. пробл. ситуации.

   2. Аналитическое. Анализ: систем., эконом., статист. и др. Систем.-влияние конкр. переменных на сост. сист. в целом. Эконом. оценка издержек, выгоды, эфф-сти и др. Статист.- увидеть направл. и тепы динамики тех или иных проц. и т.д. 

   3. Моделир. массового обслуж. Созд. схему управл. слож. разнообр. потоками, затраг. большое к-во вещ., людей. Опред. оптим. число каналов обслуж. по отнош. к потреб-ти в них. Учит.факторы: ритм измен. к-ва заказов; вероят. ­ наплыва; ¯ издержек ожид. Прим.: очередь на компьют. расчет данных; очередь грузовиков под разгрузку на склад; очередь в кассу.

   4. Модел. управл. запасами - для созд. оптим. резерва по управл. запасами и ресурсами. Цель – обеспеч. непрерыв. пр-ва, не создавая «затоваривания» сырьем, запчастями, инструм. Позволяет опред. вр. размещ. заказов на ресурсы, их к-во, объем ГП на складах. Активно используется логистикой.

   5. Компьютерное Суть – созд. спец. алгоритмов действий в развитии опред. проц. С ее пом. можно контролир. и регулир. зад. парам-ы, т.е. осущ. управл. в тч. слож. проц. и системами.

   Задачи: отыскать макс/мин ф-ции, учитывая огранич. на имеющ. переменные.

 

     

    8. Классич. ф-ции: планир., орг-ция, стимул., контроль.

 *Планир.- проц. заблаговрем. принятия реш.: что делать, для чего, когда, какими силами, кто ответств. и т.д. Виды:

 Стратегич.- реализ. общей политики п/п; ген. направл. деят-ти; приоритеты; распр. ресурсов. Охватывает 5 лет и >.

 Тактич.– отраж. развитие п/п на более корот. срок. - 1г.

 Оператив.-1мес. Исход.из такт.пл. и операт. задач п/п, цеха..

 Проект - план по реализации единич. деят-ти.

 *Орг-ция - процесс расстан. во врем. и простр-ве ресурсов и определение способов их взаимодействия. 3 элем-та:

 1.Норма  управл. определение числа работников, которыми один человек может управлять лично. НУ = 7 2.

 2. Формализация управл. – установл. взаимоотн. полномочий и ответст-ти м/у сотрудниками в письм. форме. Послед. м.б. изложено в инструкциях, приказах, нормативах

 3.Стр-ра управл.-схема управл. иерархии п/п: высок. и плоск.

 Высокие >3 ступеней управл. иерархии (пирамидальные)

 Плоские- 2-3 ступени управленческой иерархии

 *Стимулир- совокуп дейст менеджера, кот побужд персонал к качеств. и интенсив. труду (матер. и нематер., индивид., денежные и надежные, социальные и психологические, творческие и моральные)

 *Контроль - проверка исполнения поставл. задач. 3 этапа:

 1.Устан. нормативов - определ. индикаторов т.е. критериев, по кот. будет производ-ся контроль - точность к-во, ۷ и др.

 2.Сравнение - сопоставл. нормативов и фактич. вып. раб.

 3.Выводы- содержат те меры, которые рекомендуются для недопущения отклонений. Это могут быть предложения по поощрению или наказанию работников, а также по возможной корректировке планов или нормативов. Фактически выводы обеспечивают «обратную связь» в процессе контроля.

   Различают три разновидности контроля: предварительный, текущий и заключительный.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 9. Соврем. ф-ции: прогрноз., коорд., мотивац., контрол.

 *Прогноз. – исслед. перспектив развития орг-ции, ее внеш. ср. Фундамент стратегии- прогноз. Нужна выс. достоверн.

 Мет. Делфи (5-7 экспертов «вар-т N», не содерж. разноглас.)

 Мет. сценариев. (опред. возмож. ход событий и степень его вероят, опред. осн. факторы. В нем показ., каким обр. факторы могут повлиять на предпол. события. неск-ко вар-в сценария)

 Эвристич. мет. субъективны. Прогнозист может использ. как формализов. приемы (соц., статист. ит.д.) так и интуицию.

 Методы  экстраполяции. Лин. методы, кот. строятся на основании имеющихся тенденций и темпах их динамики.

 Психолог. мет. в форме образных выражений-закономерн.

 *Координ. – регулир. взаимод. ресурсов в проц. достиж. цели. Менеджер опред. «узкие» места и «усиливает» их кадрами, оборуд, деньгами... Это м.б. и просто предостав. доп. времени для реш. Поставл задач, т.е. координ. врем. ресурса.

 *Мотивац.– внутр. стремл. раб-ка к кач труду. 3 вида мотив.: матер. блага, профес. признание и соц. престиж. Теории:

 Теория  иерархии потребностей Маслоу 5. самореализация, 4. уважение, 3. любовь, 2. в безопасности, 1. физиологические

 Двухфактор. теория Фредр. Герцберга, 2 составл.: гигиенич. факторы (условия труда и его безопасность, межлич. отнош. и псих. климат) и мотиваторы (признание, успех, карьера).

 Теор. приобрет. потреб. Девида МакКлелланда, базир-ся на т.Маслоу. Сущность: в разделении всех потребностей чел. на 2 гр.Ї врожденные- Низшие и приобретенные- Высшие.

 Теория  ожид. Виктора Врума. Он представляет труд. проц. как цепь последов. действий, заполнен. ожиданиями.

 Теория  справедливости Стейси Адамса. Она базируется на субъектив. оценке соответствия вознагражд. и затрат. Современ. приемы стимулир.-мотив: 3 группы: орг-ция труда, проф. этика и оплата труда.

 *Контроллинг анализ и необходимая коррекция всех элем-в сист. достиж. цели. Анализ причин установл. расхожд.

 

10.  Коммуникации в менеджменте

     Коммуникация  - процесс обмена инфо, вкл. субъекты коммуникации (отправителя и получателя), способ коммуник. и объект коммуникации (передаваемую информацию).

     Эффективные коммуникации явл. необход. услов. достижения цели орг-ции, выполнения осн. ф-ций управления.

     Коммуникационные  процессы можно подразделить на:

  • коммуникации между организацией и внешней средой;
  • коммуникации между управленческими уровнями в организации (вертикальные коммуникации), которые в свою очередь делятся на нисходящие коммуникации (с высших уровней на низшие); восходящие коммуникации (с низших уровней на высшие); коммуникации между руководителем и подчинённым; коммуникации между руководителем и рабочей группой;
  • коммуникации между подразделениями организации (горизонтальные коммуникации);
  • коммуникации между членами группы и группами (также горизонтальные коммуникации);
  • неформальные коммуникации;

     Основная  цель коммуникационного процесса –  обеспечение восприятия и понимания  информации, являющейся предметом обмена, то есть сообщений.

     Процесс обмена информацией между отправителем сообщения и получателем через информационный канал можно описать четырьмя основными этапами.

  • Формулировка или отбор идеи сообщения. На этом этапе отправитель решает, какую значимую идею сделать предметом общения.
  • Кодирование идеи и выбор информационного канала. Для того, чтобы передать идею, её необходимо перевести в текст, то есть закодировать. Для этого используют вербальные (словесные) и невербальные (интонации, жесты) символы. Кодирование превращает идею в сообщение. Затем отправитель выбирает канал, совместимый с типом символов, использованных для кодирования (речь, жесты, письменные материалы, видео- и аудио-ленты, электронные средства связи, графические символы). Эффективность обмена информацией будет зависеть от того, насколько информационный канал соответствует передаваемой идее. Эффективность коммуникации увеличивается, если используется несколько каналов (например, обмен письменной и устной информацией).
  • Передача информации. На этом этапе отправитель использует выбранный канал/каналы для физической передачи сообщения.
  • Прием и декодирование информации. На этом этапе получатель принимает информацию и декодирует её, то есть переводит в свои мысли. Если реакции на идею не требуется, процесс обмена информацией на этом завершается. С точки зрения руководителя, обмен информацией следует считать эффективным, если получатель произвел действия, которых от него ждал отправитель.

     Для повышения эффективности обмена информацией может быть установлена  обратная связь. Она помогает понять, в какой мере сообщение было воспринято и адекватно понято. При наличии  обратной связи отправитель и  получатель меняются коммуникативными ролями. 
 

 

     

11. Принятие управленческих решений.

     Решение – есть выбор альтернативы. Виды решений:

     – рациональные: в соответствии с имеющимися возможностями; в соответствии с  целями (организационные решения); в  результате опред. последовательности.

       -компромиссные: с минимальными отриц. последствиями; минимально затрачивающими интересы других.

     - интеллектуальные – на основе  знаний и опыта.

     - интуитивные (озарение).

     Факторы влияния на принятие решения:

     1- личность менеджера (профессионализм,  талант, субъективизм),

      2- среда (условие) – определенность  риска, динамика.

      3- качество инфо, полнота, достоверность.

      4- последствия. 

     5- взаимозависимость от других  сил и явлений. 

     Алгоритм  принятия решения:

     1. Постановка роблемы.

     2. Определение ограничений и выявление  альтернатив. силах изменить.

      3. Принятие решения. 

     4. Реализация решения..

     5. Контроль за исполнением. 

     6. Обратная связь. Оценка результатов.

     Существуют  и другие критерии классификации управленческих решений: по сроку действия последствий решения: долго-, средне- и краткосрочные решения; по условиям, в которым они принимаются: в определенности и риске; по частоте принятия: одноразовые (случайные) и повторяющиеся; по широте охвата: общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализированные; по форме подготовки: единоличные, групповые и коллективные; по сложности: простые и сложные; по жесткости регламентации: контурные, структурированные и алгоритмические.

       Интуитивные решения – это выбор сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Решения, основанные на суждениях – это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом.

     Рациональное  решение отличается от других тем, что оно не зависит от прошлого опыта. Оно обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

     Процессы  подготовки, принятия и исполнения управленческого  решения: 1. Осознание проблемы. 2. Формулировка проблемы. 3. Целеполагание. 4. Разработка вариантов решения. 5. Оценка вариантов. 6. Акт принятия решения. 7. Организация исполнения и мотивация исполнителей. 8. Контроль процесса исполнения. 9. Осознание поведенческой ситуации. Необходимо для коррекции проблемы и нового целеполагания.

       Факторы влияния на принятие решения: личность менеджера (профессионализм, талант, субъективизм), среда (условия) (определенность, риск, динамика), качество информации (полнота, достоверность), последствия, взаимозависимость от других сил и явлений. 

12. Классические стили  руководства

    5 классич. стилей: демократический, либеральный, авторитарный, тоталитарный и гибкий.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"