Содержание.
Введение. |
3 |
1. Понятие мотивации и ее
сущность. |
4 |
1.1. Понятие мотивации
трудовой деятельности. |
4 |
1.2. Сущность мотивации |
6 |
2. Основные теории мотивации. |
10 |
2.1. Теория А. Маслоу. |
10 |
2.2. Теория существования,
связи и роста К. Альдерфера |
12 |
2.3. Теория приобретенных
потребностей Д. Мак-Клелланда |
14 |
2.4. Теория двух факторов
Ф. Герцберга |
18 |
3. Методы мотивации трудовой
деятельности. |
20 |
3.1. Материальные методы
мотивации. |
20 |
3.2. Нематериальные методы
мотивации. |
21 |
3.3. Нетрадиционные способы
мотивации |
22 |
Заключение |
24 |
Список литературы |
25 |
Введение.
Управление человеком
– это управление его мотивацией.
Практически любое социально
значимое поведение (за исключением
простейших импульсивных реакций), так
или иначе, мотивировано. Хотя при
совершении простых привычных действий
мотивационный процесс осуществляется
почти незаметно и для самого
человека, и для окружающих, поскольку
в случае формирования у него в
предшествующий период устойчивых установок
и соответствующих поведенческих
навыков этот процесс становится
как бы автоматическим, свернутым. В
рамках мотивационной системы осуществляется
личностно-значимый анализ ситуации, выявление
и выбор поведенческих альтернатив,
принятие решений и управление реальными
действиями.
Мотивация характеризует
процесс сложного взаимодействие человека,
его психики и среды, в том
числе субъективную реальность, внутренние
детерминанты человеческой активности,
которые нельзя «потрогать». Это
затрудняет использование объективных,
признаваемых всеми критериев различения
понятий, отражающих процесс мотивации,
и обусловливает неодинаковость
их толкования различными авторами.
Мотивация представляет собой
сложный процесс побуждения человека
к определенному поведению и деятельности
под воздействием внутриличностных и
внешних факторов. Она – результат многоступенчатого
взаимодействия внутреннего мира человека
и, прежде всего, его потребностей,
стимулов способных удовлетворить их,
а также ситуации, в которой осуществляются
восприятие стимула, и проявляется активность,
направленная на его получение.
1. Понятие мотивации и ее
сущность.
1.1. Понятие мотивации трудовой
деятельности.
Мотивация трудовой деятельности
– система действий по активизации мотивов
трудовой деятельности работников организации,
для достижения целей организации.
Трудовая деятельность -
осознанная, энергозатратная, общепризнанная
целесообразной деятельность человека,
требующая приложения усилий и осуществления
работы. Посредством трудовой деятельности
человек видоизменяет предметы природы
и приспосабливает их для удовлетворения
своих потребностей.
Под мотивом (лат. movere — побуждать,
приводить в движение) понимается психологические
причины, побуждающие людей к активным
действиям. Мотив определяет, что и как
надо делать для удовлетворения потребностей
человека. Мотивы поддаются осознанию,
и человек может воздействовать на них,
усиливая или приглушая их действие, а
в некоторых случаях устраняя их из своих
движущих сил. Другими словами мотив -
это то, что активизирует поведение либо
поддерживает и направляет его.
В целом процесс мотивации
можно разбить на четыре основных
этапа.
- Возникновение потребности (голод, жажда, влечение к другому человеку, желание получить образование и т.п.).
- Разработка стратегии и поиск путей удовлетворения потребностей (купить пищу или пообедать в кафе, познакомиться с тем, кто вызвал интерес и симпатию или загасить эмоции, поступить в вуз или заняться самообразованием и т.п.).
- Определение тактики деятельности и поэтапное осуществление действий (быстро или медленно действовать, найти средства, определить пути действия, анализ альтернатив, выбор решения и т.п.).
- Удовлетворение потребности и получение материального или духовного вознаграждения.
Потребности - это нужда
в чем-то, объективно необходимом
для поддержания жизнедеятельности
и развития организма, личности и
социальной группы.
Различают биологические
и социальные потребности.
- Биологические потребности - это потребности в пище, воде, воздухе, продолжении рода, жилище и/др., необходимые для поддержания организма в нормальном жизнедеятельном состоянии.
- Социальные потребности - это потребность принадлежать к роду, национальности, социальной группе, самовыражаться, строить свою карьеру, быть признанным и пр.
Потребности находятся в
динамическом развитии и имеют тенденцию
к росту, как для отдельного человека,
так и для общества в целом.
Выделяется три уровня
удовлетворения потребностей:
- минимальный – обеспечивает выживание;
- нормальный - поддерживает у работника способность трудится с должной отдачей;
- уровень роскоши – удовлетворение потребности становиться целью или средством демонстрации высокого общественного положения.
Важное значение в удовлетворении
потребностей имеют стимулы. Широко бытует
мнение, что стимул -
это вознаграждение. Это не совсем правильно,
так как слово происходит от латинского
stimulus - буквально: остроконечная палка,
которой кололи зверей и гладиаторов на
арене, заставляя их сражаться, - и имеет
как раз обратное значение - принуждение.
Поэтому более правильно говорить, что
стимул - это побуждение к действию или
причина поведения человека.
Различают четыре основные
формы стимулов.
- Принуждение. История свидетельствует о широком спектре форм принуждения, начиная с казни, пыток и физического наказания до лишения имущества, гражданства и звания. В демократическом обществе на предприятиях используются административные методы принуждения: замечание, выговор, перевод на другую должность, строгий выговор, перенос отпуска, увольнение с работы.
- Материальное поощрение. Сюда относятся стимулы в материально-вещественной форме: заработная плата и тарифные ставки, вознаграждение за результаты, премии из дохода или прибыли, компенсации, путевки, кредиты на покупку автомобиля или мебели, ссуды на строительство жилья и др.
- Моральное поощрение. Стимулы, направленные на удовлетворение духовных и нравственных потребностей человека: благодарности, почетные грамоты, доски почета, почетные звания, ученые степени, дипломы, публикации в прессе, правительственные награды и др.
- Самоутверждение. Внутренние движущие силы человека, побуждающие его к достижению поставленных целей без прямого внешнего поощрения. Например, написание диссертации, публикация книги, авторское изобретение, съемка фильма, получение второго образования и др. Это самый сильный стимул из известных в природе, однако он проявляется только у наиболее развитых членов общества.
1.2. Сущность мотивации1.
Мотивация как сложный, многогранный
социальный феномен может классифицироваться
по разным основаниям, подразделяясь
на различные типы и виды.
Она может быть потенциальной или актуальной.
- Потенциальная мотивация – это желание человека что-то делать (например, выполнить сложное задание) или кем-то стать (например, известным менеджером), его представления об успехе в достижении желания. В этом случае человек еще не предпринимает какой-либо реальной поведенческой активности.
- Актуальная мотивация означает наличие у человека идеального плана деятельности, а также реальной побудительной силы, детерминирующей его поведенческую активность. Психологической границей между двумя видами мотивации обычно служит принятие решения об определенном поведении, действиях.
Различается внутренняя (самомотивация)
и внешняя мотивация. В первом случае человек,
используя сознание, волю и стимулы, сам
побуждает себя к определенному поведению,
во втором – он побуждается другими или
ситуацией, т.е. посредством воздействия
извне.
В литературе, особенно западной,
в зависимости от стимулов, вызывающих
активность человека, мотивацию подразделяют
на экстенсивную и интенсивную.
- Экстенсивная мотивация обусловлена внешними стимулами, которыми могут выступать, например, деньги, карьера, ценные подарки и т.п. В этом случае человек находит удовлетворение в получении внешнего стимула.
- Интенсивная же мотивация движима внутренними стимулами: повышение самоуважения, самооценки и т.п.
Параметры
и виды мотивации
Мотивация может измеряться
по ряду параметров. Важнейшие из них:
- направленность мотивации. Она проявляется в идеальном плане действий и характеризует то, на что они направлены, что человек стремится сделать. В конечном счете, мотивация направлена на получение стимула. Однако стимулы и способы их получения могут быть различны, что и отражается в различной направленности проявления активности человека. Так, например, если стимулом активности являются деньги, то приобрести их можно различными способами: заработать, занять у друзей, что-то украсть и продать и т.п. В этом случае даже при наличии одного стимула направленность мотивации будет существенно различаться и побуждать к различным видам поведения. Направленность мотивации определяется внутренним миром личности, набором стимулов, способных удовлетворить потребности, а также ситуацией, в которой осуществляется достижение стимула. Наиболее четко направленность мотивации проявляется в целях, которые собирается достичь человек, их иерархии, а также способах их достижения;
- сила мотивации. Она характеризует степень усердия, величину усилий, с которыми человек стремится осуществить свое намерение, достичь цели и связана с величиной возбуждения соответствующих центров головного мозга (гипоталамуса). Сила мотивации в целом положительно влияет на трудовые (и иные достижения). Однако чрезмерно сильная мотивация может снижать их;
- устойчивость мотивации. Она отражает сохранение или изменение интенсивности усилий. Под воздействием многих внутренних и внешних факторов мотивация может, как усиливаться, так и ослабевать, что прямо влиять на трудовые достижения;
- временная продолжительность, «настойчивость» мотивации. Существует краткосрочная и долгосрочная мотивация. Нередко эти виды мотивации противоречат друг другу, проявляясь в борьбе мотивов, например, когда студенту перед экзаменом хочется подольше побыть в веселой компании друзей, однако он идет в библиотеку, осознавая приоритетную важность успешной сдачи сессии.
Существуют различные
виды мотивации, важнейшие из которых:
- нормативная мотивация – побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения, ментального программирования и т.п. Последний из этих терминов - «ментальное программирование психики» сравнительно нов и поэтому требует уточнения. Определяемое в наиболее общем виде ментальное программирование представляет собой последовательный «процесс планирования, компоновки, кодирования и ввода в психику человека информации с целью получения совершенно определенных реакций в виде мыслей, образов, состояний, желаний, мотивации и поведения»2 (подробнее о программирование психики как способе мотивации см. Пугачев В.П. Управление свободой. М., 2005.);
- принудительная мотивация, основывающаяся на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований. Иногда принудительную мотивацию называют негативным стимулированием. Хотя в обыденном языке термин «стимулирование» обычно связывается с возможностью получения определенных благ;
- стимулирование – воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ – стимулов, побуждающих работника к определенному поведению. Первые два способа мотивации являются прямыми, ибо предполагают непосредственное воздействие на человека, третий способ – стимулирование – косвенный, поскольку в его основе лежит воздействие внешних факторов – стимулов.
Стимулирование является
центральным видом мотивации
организационного поведения, поскольку
в современной организации возможности
формирования или «перевоспитания»
взрослых людей, а также принуждения
довольно ограничены и подавляющее
большинство работников вступает в
трудовые отношения для получения вознаграждения
и других благ, которые воздействуют на
них как стимулы.
2. Основные теории мотивации.
2.1. Теория А. Маслоу.
В соответствии с этой концепцией
люди постоянно испытывают различные
потребности, которые можно объединить
в группы, находящиеся в иерархическом
отношении друг к другу. Маслоу выделил
пять таких групп и графически расположил
их в виде структуры, в виде пирамиды рисунок
1. Чем более высокое место занимают потребности
в иерархии, тем для меньшего числа людей
они становятся реальными мотиваторами
поведения. Порядок потребностей называется
иерархическим, так как они располагаются
в определенном порядке: от низших (материальных),
к высшим (духовным).