Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 23:22, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопросов организации работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала в России и на предприятии ОАО «Газпромтрубинвест»
Задачами курсовой работы является:
раскрыть сущностные характеристики понятия подготовка, переподготовка и повышения квалификации кадров;
рассмотреть системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
сформировать предложение по разработке оптимальной системы повышения квалификации кадров на предприятии;
рассмотреть опыт по организации подготовки, переподготовки и повышению квалификации кадров на Волгореченском трубном заводе ОАО «Газпромтрубинвест»
Введение…………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы подготовки и повышения квалификации кадров….5
§ 1 Сущность, значение, особенности подготовки и повышения
квалификации кадров……………………………………………………………...5
§ 2 Организация и методика производственного обучения……………………8
§ 3 Управление профессиональным обучением кадров………………………..12
Глава 2. Виды профессионального обучения……………………………………………..15
§ 1 Подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих………15
§ 2 Повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих. Основные направления повышения квалификации……………………………………20
§ 3 Пути совершенствования организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров предприятия……………………………………….23
Глава 3. Разработка системы подготовки, переподготовки и повышение квалификации персонала на Волгореченском трубном заводе ОАО «Газпромтрубинвест»………26
§1. Характеристика предприятия ОАО «Газпромтрубинвест»………………..26
§2 Общие положения порядка оценки и повышения компетентности персонала, процесса непрерывного профессионального обучения работников и контроля за квалификацией персонала ОАО «Газпромтрубинвест»………………………………27
§ 3 Профессиональное обучение персонала и планирование непрерывного профессионального обучения персонала на ОАО «Газпромтрубинвест»………….30
§ 4 Организация профессиональной подготовки рабочих на ОАО «Газпромтрубинвест»……………………………………………………………………33
§ 5 Организация непрерывного повышения квалификации, проверка знаний и аттестации работников по итогам обучения на ОАО «Газпромтрубинвест»………..36
Заключение…………………………………………………………………………41
Список использованной литературы…………………………………
§ 4 Организация профессиональной подготовки рабочих и порядок учета учебной работы на ОАО «Газпромтрубинвест»
Профессиональная подготовка рабочих – это первоначальное профессиональное обучение лиц, принятых на работу и ранее не имевших специальностей, необходимый для работы в подразделениях предприятия или лиц, переходящих из одного подразделения организации в другое, если меняется характер работы и тип оборудования, на котором он работал ранее.
Требования к обучению должны обеспечивать обучение персонала по системе менеджмента качества и профессиональное обучение.
Необходимость обучения вновь принятых рабочих (или переведенных) определяется при оформлении документов о приеме их на работу или при переводе из одного подразделения в другое (в зависимости от характера работы, квалификации работника). Все рабочие, в том числе выпускники профтехучилищ, учебно-производственных (курсовых) комбинатов, техникумов, ВУЗов после первичного инструктажа на рабочем месте должны пройти обучение под руководством лиц, назначенных приказом. Рабочие допускаются к самостоятельной работе после обучения, проверки теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы (приложение 4).
Для организации подготовки принятого на работу лица (или переведенного), нуждающегося в обучении по специальности, издается приказ, в котором указывается:
- наименование специальности;
- продолжительность обучения по специальности;
- преподаватель теоретического
обучения и инструктор
- порядок оплаты работы преподавателей и инструкторов производственного обучения в соответствии с требованиями Положения по оплате работникам ОАО «Газпромтрубинвест» в период профессионального обучения персонала.
Подготовка рабочих производится по групповой и индивидуальной формам обучения.
Для организации обучения принятого работника (или переведенного) руководитель подразделения направляет в ОУП письменную заявку (приложение 2) с указанием фамилии работника, его табельного номера, специальности, которой следует его обучить и данных о преподавателях теоретического и производственного обучения (или личное заявление работника на обучение новой профессии).
ОУП после получения заявок от подразделений в двухнедельный срок принимает решение об организации группового или индивидуального обучения, готовит и оформляет приказ оь обучении персонала. Теоретическое и производственное обучение при групповой форме должно осуществляться в учебной группе численностью не менее 3-х человек. При индивидуальной подготовке обучаемый изучает теоретический курс самостоятельно под руководством консультанта из числа преподавателей теоретического обучения, а производственное обучение проходит на рабочем месте под руководством квалифицированного рабочего-инструктора производственного обучения. Данные об обучении и аттестации работника заносятся в его личную карточку формы Т-2 в корпоративную информационную систему «Флагман» модуль «Персонал».
Перед началом учебы ОУП обеспечивает преподавателей журналами и дневниками для учета учебной работы.
При наличии группы обучающихся преподаватель теоретического обучения заполняет журнал, в котором содержится список слушателей, ведется учет посещаемости, успеваемости и записываются темы учебных занятий и ссылки на нормативно-техническую документацию или техническую литературу, которая использовалась при обучении.
При индивидуальном обучении преподаватель ведет журнал консультаций, в котором указывает дату проведения занятия, его продолжительность, наименование темы, краткое содержание занятий со ссылками на нормативно-техническую документацию или техническую литературу, которая использовалась при обучении, и проставляет текущие оценки знаний обучаемым пройденного материала. Оценки слушателям выставляются по пятибалльной системе.
Инструктор производственного обучения ведет учет учебной работы в дневнике, в котором указывается дата проведения и время, затраченное на занятие, тема занятия, краткое содержание выполненной практической работы, ее оценка инструктором и подпись последнего.
После окончания теоретического
и производственного обучения слушатели
выполняют пробную
На выполненную
После утверждения заключения о выполнении квалифицированной пробной работы преподаватель-консультант и инструктор производственного обучения передают журнал теоретического обучения и дневник производственного обучения в ОУП. Журналы и дневники хранятся в ОУП в течении 5 лет.
§ 5 Организация непрерывного повышения квалификации и проверка знаний и аттестации работников по итогам обучения на ОАО «Газпромтрубинвест»
Для обеспечения непрерывного повышения квалификации рабочих используются следующие виды дополнительного обучения:
- техническая учеба
(занятия или консультации
- переподготовка;
- обучение вторым
- повышение квалификации.
Техническая учеба рабочих должна проводиться не реже, чем 1 раз в 3 года с целью обеспечения роста квалификации и технических знаний по обслуживанию технологического оборудования, повышения производительности труда, недопущения дефектов продукции и аварий в работе, улучшения качества продукции и снижения ее себестоимости. Техническая учеба не является основанием для присвоения или повышения тарифно-квалификационного разряда.
Переподготовка рабочих
организуется с целью освоения работающими
вновь появившихся профессий
или при желании сменить
Обучение рабочих вторым
(смежным) профессиям – это обучение
лиц, имеющих профессию для
Формы и сроки обучения рабочих вторым профессиям, порядок разработки учебных планов и программ, а также завершение обучения аналогичны применяемым при переподготовке рабочих.
Повышение квалификации рабочих – это обучение, направленно на последовательное совершенствование их профессиональных знаний и умений, роста профессионального мастерства в процессе выполнения рабочими своих основных обязанностей. Все вновь поступившие рабочие, а также рабочие, претендующие на повышение квалификационного разряда, получение смежной специальности в обязательном порядке проходят обучение по охране труда и технике безопасности с последующей проверкой знаний. Раздел охраны труда и промышленной безопасности входит в состав учебных программ по профессиям.
Оценку качества процесса обучения организует начальник ОУП. В оценке принимают участие работники, прошедшие обучение, руководители заинтересованных подразделений, преподаватели и специалисты ОУП.
Работник прошедшие обучение не позднее пяти календарных дней после окончания учебы заполняют анкету оценки качества процесса обучения для определения качества обучения и корректировки учебного процесса. Оценка результативности обучения персонала осуществляется руководителями структурных подразделений при заполнении заключения квалификационной (пробной) работы (приложение 4) . Начальник ОУП совместно со специалистами анализирует содержание анкет, проводит анализ результатов проверки знаний и навыков по окончании обучения, ежеквартально составляет отчет о профессиональном обучении работников. На основании отчета, содержащего рекомендации по улучшению процесса обучения специалисты ОУП разрабатывают соответствующие мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков. Мероприятия утверждает заместитель генерального директора по производству – технический директор организации или лицо назначенное им. Работники Общества, в том числе и вновь принимаемые на работу, имеющие определенные функции в Системе менеджмента и качества (СМК), должны пройти инструктажи и обучение по документам СМК, относящимся к их должностным обязанностям. Периодичность прохождения каждым работником инструктажей должна соответствовать периодичности изменений редакций Руководства по СМК или документов СМК. Внеплановый инструктаж по документам СМК проводится при:
- изменении технологического
процесс, замене или
- нарушениях работниками
требований документов СМК,
- выявлении несоответствий
по результатам внутренних
Внеплановый инструктаж проводится индивидуально или с группой работников одной профессии в объеме первичного инструктажа на рабочем месте.
Факт прохождения первичного и повторного инструктажей подтверждается записью в листе регистрации инструктажей, обучения и аттестации работника и личной подписью лица, прошедшего инструктаж.
Повышение (присвоение) тарифно-квалификационного разряда рабочему персоналу осуществляется путем проверки знаний, навыков и умений после самоподготовки (или обучения) работника тарифно-квалификационной (аттестационной) комиссией Организации. Для этого оформляют следующие документы:
- заявление рабочего о направлении на тарифно-квалификационную комиссию, подписанное мастером, начальником цеха и заместителем генерального директора по производству – техническим директором;
- заключение руководителя
структурного подразделения на
выполненную рабочим
- заключение о проверке теоретических знаний (приложение 8);
- протоколы заседания аттестационной комиссии (приложение 5).
Протоколы заседаний тарифно-квалификационной (аттестационной) комиссии хранятся в ОУП в течении 15 лет.
Для оценки результатов
обучения всех категорий работников,
принятия решений о допуске новых
рабочих к самостоятельной
Лица, не допущенные решением
комиссии к самостоятельной работе,
направляются на повторную аттестацию
или подлежат дополнительному обучению.
Организация дополнительного
Для повторной проверки
знаний рабочих создаются
- председатель – руководитель подразделения;
- члены комиссии –
ИТР и специалисты
Заключение
Проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, способных конкурировать в условиях рыночных отношений, по ряду важных причин приобретает ныне особую актуальность. Во-первых, сказываются неблагоприятные тенденции на рынке рабочей силы. Современное производство предъявляет всё более жёсткие требования к профессиональным качествам рабочих кадров. Идёт сокращение численности рабочих мест. Во-вторых, обостряется конкуренция за рабочие места внутри трудовых коллективов. Идёт объективный процесс отторжения рабочих кадров с низкими профессиональными качествами. В-третьих, профессиональное образование и квалификация в личностном плане не просто выступают характеристиками того или иного рабочего, но и становятся для него гарантией социального благополучия, условием его конкурентоспособности на рынке труда.
Информация о работе Разработка системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала