Разработка системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 23:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопросов организации работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала в России и на предприятии ОАО «Газпромтрубинвест»
Задачами курсовой работы является:
раскрыть сущностные характеристики понятия подготовка, переподготовка и повышения квалификации кадров;
рассмотреть системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
сформировать предложение по разработке оптимальной системы повышения квалификации кадров на предприятии;
рассмотреть опыт по организации подготовки, переподготовки и повышению квалификации кадров на Волгореченском трубном заводе ОАО «Газпромтрубинвест»

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы подготовки и повышения квалификации кадров….5
§ 1 Сущность, значение, особенности подготовки и повышения
квалификации кадров……………………………………………………………...5
§ 2 Организация и методика производственного обучения……………………8
§ 3 Управление профессиональным обучением кадров………………………..12
Глава 2. Виды профессионального обучения……………………………………………..15
§ 1 Подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих………15
§ 2 Повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих. Основные направления повышения квалификации……………………………………20
§ 3 Пути совершенствования организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров предприятия……………………………………….23
Глава 3. Разработка системы подготовки, переподготовки и повышение квалификации персонала на Волгореченском трубном заводе ОАО «Газпромтрубинвест»………26
§1. Характеристика предприятия ОАО «Газпромтрубинвест»………………..26
§2 Общие положения порядка оценки и повышения компетентности персонала, процесса непрерывного профессионального обучения работников и контроля за квалификацией персонала ОАО «Газпромтрубинвест»………………………………27
§ 3 Профессиональное обучение персонала и планирование непрерывного профессионального обучения персонала на ОАО «Газпромтрубинвест»………….30
§ 4 Организация профессиональной подготовки рабочих на ОАО «Газпромтрубинвест»……………………………………………………………………33
§ 5 Организация непрерывного повышения квалификации, проверка знаний и аттестации работников по итогам обучения на ОАО «Газпромтрубинвест»………..36
Заключение…………………………………………………………………………41
Список использованной литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по управл.персоналом.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

 

§ 4 Организация профессиональной подготовки рабочих и порядок учета учебной работы на ОАО «Газпромтрубинвест»

 

Профессиональная подготовка рабочих – это первоначальное профессиональное обучение лиц, принятых на работу и ранее не имевших специальностей, необходимый для работы в подразделениях предприятия или лиц, переходящих  из одного подразделения организации в другое, если меняется характер работы и тип оборудования, на котором он работал ранее.

Требования к обучению должны обеспечивать обучение персонала  по системе менеджмента качества и профессиональное обучение.

Необходимость обучения вновь принятых рабочих (или переведенных) определяется при оформлении документов о приеме их на работу или при переводе из одного подразделения в другое (в зависимости от характера работы, квалификации работника). Все рабочие, в том числе выпускники профтехучилищ, учебно-производственных (курсовых) комбинатов, техникумов, ВУЗов после первичного инструктажа на рабочем месте должны пройти обучение под руководством лиц, назначенных приказом. Рабочие допускаются к самостоятельной работе после обучения, проверки теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы (приложение 4).

Для организации подготовки принятого на работу лица (или переведенного), нуждающегося в обучении по специальности, издается приказ, в котором указывается:

- наименование специальности;

- продолжительность обучения  по специальности;

- преподаватель теоретического  обучения и инструктор производственного  обучения;

- порядок оплаты работы  преподавателей и инструкторов  производственного обучения в  соответствии с требованиями Положения по оплате работникам ОАО «Газпромтрубинвест» в период профессионального обучения персонала.

Подготовка рабочих  производится по групповой и индивидуальной формам обучения.

Для организации обучения принятого работника (или переведенного) руководитель подразделения направляет в ОУП письменную заявку (приложение 2) с указанием фамилии работника, его табельного номера, специальности, которой следует его обучить и данных о преподавателях теоретического и производственного обучения (или личное заявление работника на обучение новой профессии).

ОУП после получения заявок от подразделений в двухнедельный срок принимает решение об организации группового или индивидуального обучения, готовит и оформляет приказ оь обучении персонала. Теоретическое  и производственное обучение при групповой форме должно осуществляться в учебной группе численностью не менее 3-х человек. При индивидуальной подготовке обучаемый изучает теоретический курс самостоятельно под руководством консультанта из числа преподавателей теоретического обучения, а производственное обучение проходит на рабочем месте под руководством квалифицированного рабочего-инструктора производственного обучения. Данные об обучении и аттестации работника заносятся в его личную карточку формы Т-2 в корпоративную информационную систему «Флагман» модуль «Персонал».

Перед началом учебы  ОУП обеспечивает преподавателей журналами  и дневниками для учета учебной  работы.

При наличии группы обучающихся  преподаватель теоретического обучения заполняет журнал, в котором содержится список слушателей, ведется учет посещаемости, успеваемости и записываются темы учебных занятий и ссылки на нормативно-техническую документацию или техническую литературу, которая использовалась при обучении.

При индивидуальном обучении преподаватель ведет журнал консультаций, в котором указывает дату проведения занятия, его продолжительность, наименование темы, краткое содержание занятий со ссылками на нормативно-техническую документацию или техническую литературу, которая использовалась при обучении, и проставляет текущие оценки знаний обучаемым пройденного материала. Оценки слушателям выставляются по пятибалльной системе.

Инструктор производственного  обучения ведет учет учебной работы в дневнике, в котором указывается  дата проведения и время, затраченное на занятие, тема занятия, краткое содержание выполненной практической работы, ее оценка инструктором и подпись последнего.

После окончания теоретического и производственного обучения слушатели  выполняют пробную квалифицированную  работу, соответствующую тарифному разряду, определенному перед началом обучения для конкретного работника.

На выполненную квалифицированную  работу инструктор оформляет заключение, форма которого определена в дневнике производственного обучения. Заключение утверждает начальник подразделения.

После утверждения заключения о выполнении квалифицированной  пробной работы преподаватель-консультант  и инструктор производственного  обучения передают журнал теоретического обучения и дневник производственного  обучения в ОУП. Журналы и дневники хранятся в ОУП в течении 5 лет.

 

§ 5 Организация  непрерывного повышения квалификации и проверка знаний и аттестации работников по итогам обучения на ОАО «Газпромтрубинвест»

Для обеспечения непрерывного повышения квалификации рабочих  используются следующие виды дополнительного обучения:

- техническая учеба  (занятия или консультации перед  проверкой знаний по специальности);

- переподготовка;

- обучение вторым специальностям;

- повышение квалификации.

Техническая учеба рабочих  должна проводиться не реже, чем 1 раз в 3 года с целью обеспечения роста квалификации и технических знаний по обслуживанию технологического оборудования, повышения производительности труда, недопущения дефектов продукции и аварий в работе, улучшения качества продукции и снижения ее себестоимости. Техническая учеба не является основанием для присвоения или повышения тарифно-квалификационного разряда.

Переподготовка рабочих  организуется с целью освоения работающими  вновь появившихся профессий  или при желании сменить профессию  в интересах производства. При переподготовке допускается сокращение программ обучения за счет исключения ранее изученного материала по имеющейся профессии и с учетом фактического уровня профессиональных знаний, умений и навыков обучаемых. Сокращение тематики по вопросам охраны труда и техники безопасности не допускается. Переподготовка завершается итоговой аттестацией. 

Обучение рабочих вторым (смежным) профессиям – это обучение лиц, имеющих профессию для расширения их профессионального профиля, подготовки к работе по совмещенным профессиям. Обучение рабочих вторым профессиям организуется для расширения их профессионального уровня и зоны обслуживания оборудования. Перечень вторых профессий определяется руководством Общества, исходя из конкретных условий производства.

Формы и сроки обучения рабочих вторым профессиям, порядок  разработки учебных планов и программ, а также завершение обучения аналогичны применяемым при переподготовке рабочих.

Повышение квалификации рабочих – это обучение, направленно  на последовательное совершенствование их профессиональных знаний и умений, роста профессионального мастерства в процессе выполнения рабочими своих основных обязанностей. Все вновь поступившие рабочие, а также рабочие, претендующие на повышение квалификационного разряда, получение смежной специальности в обязательном порядке проходят обучение по охране труда и технике безопасности с последующей проверкой знаний. Раздел охраны труда и промышленной безопасности входит в состав учебных программ по профессиям.

Оценку качества процесса обучения организует начальник ОУП. В оценке принимают участие работники, прошедшие обучение, руководители заинтересованных подразделений, преподаватели и специалисты ОУП.

 

Работник прошедшие  обучение не позднее пяти календарных  дней после окончания учебы заполняют анкету оценки качества процесса обучения для определения качества обучения и корректировки учебного процесса. Оценка результативности обучения персонала осуществляется руководителями структурных подразделений при заполнении заключения квалификационной (пробной) работы (приложение 4) . Начальник ОУП совместно со специалистами анализирует содержание анкет, проводит анализ результатов проверки знаний и навыков по окончании обучения, ежеквартально составляет отчет о профессиональном обучении работников. На основании отчета, содержащего рекомендации по улучшению процесса обучения специалисты ОУП разрабатывают соответствующие мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков. Мероприятия утверждает заместитель генерального директора по производству – технический директор организации или лицо назначенное им. Работники Общества, в том числе и вновь принимаемые на работу, имеющие определенные функции в Системе менеджмента и качества (СМК), должны пройти инструктажи и обучение по документам СМК, относящимся к их должностным обязанностям. Периодичность прохождения каждым работником инструктажей должна соответствовать периодичности изменений редакций Руководства по СМК или документов СМК. Внеплановый инструктаж по документам СМК проводится при:

- изменении технологического  процесс, замене или модернизации  оборудования, приспособлений и  инструмента, исходного сырья,  материалов и других факторов;

- нарушениях работниками  требований документов СМК, которые могут отрицательно повлиять на технологию производственного процесса или привести к аварии;

- выявлении несоответствий  по результатам внутренних аудитов  по СМК.

Внеплановый инструктаж проводится индивидуально или с  группой работников одной профессии  в объеме первичного инструктажа  на рабочем месте.

Факт прохождения первичного и повторного инструктажей подтверждается записью в листе регистрации  инструктажей, обучения и аттестации работника и личной подписью лица, прошедшего инструктаж.

Повышение (присвоение) тарифно-квалификационного  разряда рабочему персоналу осуществляется путем проверки знаний, навыков и умений после самоподготовки (или обучения) работника тарифно-квалификационной (аттестационной) комиссией Организации. Для этого оформляют следующие документы:

- заявление рабочего  о направлении на тарифно-квалификационную комиссию, подписанное мастером, начальником цеха и заместителем генерального директора по производству – техническим директором;

- заключение руководителя  структурного подразделения на  выполненную рабочим квалификационную (пробную) работу, соответствующую более высокому квалификационному разряду (приложение 4);

- заключение о проверке  теоретических знаний (приложение 8);

- протоколы заседания  аттестационной комиссии (приложение 5).

Протоколы заседаний  тарифно-квалификационной (аттестационной) комиссии хранятся в ОУП в течении 15 лет.

Для оценки результатов  обучения всех категорий работников, принятия решений о допуске новых  рабочих к самостоятельной работе, оценке профессиональных качеств и  присвоения тарифно-квалификационных разрядов, а также аттестации рабочих определенных специальностей, приказом генерального директора создается постоянно действующая аттестационная комиссия под председательством заместителя генерального директора по производству – технического директора. В состав комиссии входят руководители и специалисты структурных подразделений, представители отдела охраны труда и промышленной безопасности, ОУП. Аттестационная комиссия регулярно, по мере окончания обучения групп новых рабочих, или лиц, прошедших обучение индивидуально, проводит заседания для оценки результатов обучения.

Лица, не допущенные решением комиссии к самостоятельной работе, направляются на повторную аттестацию или подлежат дополнительному обучению. Организация дополнительного обучения производится аналогично первому. Повторная аттестация на допуск к самостоятельной работе новых рабочих проводится через 10-15 дней после первичной. Лица, получившие отрицательную оценку при повторной аттестации, направляются комиссией в распоряжение ОУП для решения целесообразности их трудоустройства. Решения комиссии оформляются протоколом и заключением о выполнении квалификационной (пробной) работы (приложение 4). Лица, успешно закончившие первичное обучение, на смежную профессию и прошедшие аттестацию, получают свидетельства о прохождении обучения и/или присвоении им тарифно-квалификационного разряда по форме согласно приложению 6. Повторная (периодическая) проверка знаний по специальностям (профессии) проводится 1 раз в 3 года в объеме правил, норм, производственных инструкций по охране труда, пожарной безопасности и документов СМК, согласно графику проверки знаний.

Для повторной проверки знаний рабочих создаются аттестационные комиссии руководителями подразделений  и служб организации конкретно  для каждого подразделения и службы. Аттестационная комиссия состоит из:

- председатель – руководитель  подразделения;

- члены комиссии –  ИТР и специалисты подразделений  и служб организации, представитель  отдела охраны труда и промышленной  безопасности, уполномоченный по  охране труда подразделений и служб организации. Решение комиссии о повторной проверке знаний оформляется протоколом. Протоколы заседаний комиссии после обучения хранятся в ОУП в течении 15 лет. Протоколы заседаний комиссии повторной проверки знаний хранятся в ОУП в течении 5 лет.

 

 

 

Заключение

Проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, способных конкурировать  в условиях рыночных отношений, по ряду важных причин приобретает ныне особую актуальность. Во-первых, сказываются  неблагоприятные тенденции на рынке рабочей силы. Современное производство предъявляет всё более жёсткие требования к профессиональным качествам рабочих кадров. Идёт сокращение численности рабочих мест. Во-вторых, обостряется конкуренция за рабочие места внутри трудовых коллективов. Идёт объективный процесс отторжения рабочих кадров с низкими профессиональными качествами. В-третьих, профессиональное образование и квалификация в личностном плане не просто выступают характеристиками того или иного рабочего, но и становятся для него гарантией социального благополучия, условием его конкурентоспособности на рынке труда.

Информация о работе Разработка системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала