Разработка системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 23:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопросов организации работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала в России и на предприятии ОАО «Газпромтрубинвест»
Задачами курсовой работы является:
раскрыть сущностные характеристики понятия подготовка, переподготовка и повышения квалификации кадров;
рассмотреть системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
сформировать предложение по разработке оптимальной системы повышения квалификации кадров на предприятии;
рассмотреть опыт по организации подготовки, переподготовки и повышению квалификации кадров на Волгореченском трубном заводе ОАО «Газпромтрубинвест»

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы подготовки и повышения квалификации кадров….5
§ 1 Сущность, значение, особенности подготовки и повышения
квалификации кадров……………………………………………………………...5
§ 2 Организация и методика производственного обучения……………………8
§ 3 Управление профессиональным обучением кадров………………………..12
Глава 2. Виды профессионального обучения……………………………………………..15
§ 1 Подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих………15
§ 2 Повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих. Основные направления повышения квалификации……………………………………20
§ 3 Пути совершенствования организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров предприятия……………………………………….23
Глава 3. Разработка системы подготовки, переподготовки и повышение квалификации персонала на Волгореченском трубном заводе ОАО «Газпромтрубинвест»………26
§1. Характеристика предприятия ОАО «Газпромтрубинвест»………………..26
§2 Общие положения порядка оценки и повышения компетентности персонала, процесса непрерывного профессионального обучения работников и контроля за квалификацией персонала ОАО «Газпромтрубинвест»………………………………27
§ 3 Профессиональное обучение персонала и планирование непрерывного профессионального обучения персонала на ОАО «Газпромтрубинвест»………….30
§ 4 Организация профессиональной подготовки рабочих на ОАО «Газпромтрубинвест»……………………………………………………………………33
§ 5 Организация непрерывного повышения квалификации, проверка знаний и аттестации работников по итогам обучения на ОАО «Газпромтрубинвест»………..36
Заключение…………………………………………………………………………41
Список использованной литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по управл.персоналом.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

Особенно большое распространение  освоение вторых и смежных профессий  получило в связи с развитием  коллективных форм организации труда  как важного условия реализации на практике принципа взаимопомощи и взаимозаменяемости.

Управление процессом  переподготовки работников предполагает:

– определение масштабов переподготовки и факторов, влияющих на нее;

– выбор форм переподготовки с учетом достижения нужного результата с минимизацией средств на ее проведение;

– проведение социологических исследований среди высвобождаемого контингента работников, подбор рационального сочетания прежней и новой профессий как условия выработки программы и метода обучения.

Численность работников, нуждающихся в переподготовке, зависит от:

– численности высвобождаемых работников;

– контингента высвобождаемых работников;

– возможностей их трудоустройства на предприятии (появление новых или вакантных рабочих мест на других участках производства);

– доли работников (из числа высвобождаемых), согласившихся на переподготовку.

Планирование переподготовки кадров предполагает наличие информации о том, по каким профессиям требуется  обучить рабочих.

Переподготовка кадров проводится за счет средств, относимых на себестоимость продукции. Кроме того, источником финансирования выступают специально создаваемые в службах занятости фонды, часть

которых может быть передана на предприятия для переподготовки кадров в рамках программ занятости  населения на данной территории.

При расчете средств, необходимых на переподготовку кадров, должны учитываться не только затраты  на сам процесс обучения (на оплату педагогов, учебные расходы, на материалы и т.д.), но и материальное обеспечение работников в процессе их переподготовки.

 

Система повышения квалификации, сложившаяся на производстве, включает производственно-технические курсы, курсы обучения вторым и совмещаемым  профессиям, курсы целевого назначения по изучению новых изделий, оборудования, технологии, школы по изучению передовых методов труда, школы мастеров и бригадиров.

Производственно-технические  курсы, как наиболее массовая форма, создаются в целях повышения  производственных умении и технических  знаний рабочих до необходимого для  выполнения ими работ уровня, в целях повышения квалификации рабочих разряда, класса.

Если рабочий осваивает  смежные профессии, т.е. находящиеся в тесной связи с основной, относящиеся к комплексу взаимосвязанных работ, на выполнении которых начинает специализироваться рабочий (работник), это можно рассматривать как повышение его квалификации

Если же осваиваются  далекие друг от друга профессии, как предпосылки внутризаводского движения рабочих, такое обучение ближе  к переподготовке кадров.

Обучение включает в  себя практические занятия на рабочем месте, проводимые передовиками, а также теоретические занятия, проводимые специалистами.

Курсы целевого назначения создаются непосредственно на предприятиях для изучения новой техники, оборудования, технологии, техники безопасности, прогрессивных форм организации труда. Их задача – краткосрочное обучение вновь принятых на предприятие квалифицированных рабочих с тем, чтобы в течение первого месяца работы на предприятии они могли усвоить особенности технологических процессов.

Необходимость повышения квалификации обусловлена различными причинами, а потому оно может быть организовано в различных формах и занимать различные сроки.

Так, процесс обучения, направленный на повышение квалификации, может быть осуществлен с отрывом  и без отрыва от производства, само обучение может быть рассчитано на долгосрочный и краткосрочный его варианты.

Повышение квалификации связано с определенными издержками, как для предприятия (фирмы), так  и для работника. Это затраты  на оплату преподавателей, аренду помещений, приобретение материалов и т.п. Поэтому повышение квалификации и обучение с отрывом от производства, вследствие чего предприятие испытывает временные трудности, должно быть организовано таким образом, чтобы результат от этого – более высокий уровень производительности труда, качества продукции вследствие освоения новых технологий, оборудования, приемов и методов труда – перекрывал издержки.12

 

§ 2 Повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих. Основные направления повышения квалификации

 

Вопросы повышения квалификации руководителей, специалистов и служащих являются в настоящее время одной из самых актуальных тем современного бизнес-образования. В качестве эталона следует разрабатывать профессиональную программу руководителям, специалистам и служащим. Идеальный руководитель должен обладать следующими качествами:

– высокий уровень коммуникабельности;

– высокий уровень самоконтроля;

– способность вести переговоры, убеждать собеседника;

– позитивное мышление;

– оптимизм;

 

 

Проведение курсов по повышению квалификации руководителей, специалистов и служащих требует серьезной работы и подготовки, существенных финансовых вложений, прочных деловых связей в кадровом сообществе, где будет проводиться учеба.13

Повышение квалификации является взаимообусловленным процессом, оказывающим влияние, как на эффективность труда, так и на качество кадрового потенциала компании, что находит проявление в следующем:

– в процессе обучения происходит повышение способности персонала адаптировать к изменяющимся экономическим условиям, что обеспечивает организацию повышение ценности находящихся в ее распоряжении человеческих ресурсов;

– обучение работников позволяет организации более успешно решать проблемы, связанные с новыми направлениями деятельности и поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности, что находит проявление в повышении качества обслуживания клиентов и эффективности труда персонала, сокращении издержек;

– повышение квалификации сопровождается ростом приверженности персонала своей организацией, также снижением текучести кадров;

– обучение позволяет поддерживать и распространять среди сотрудников основные ценности и приоритетные организационной культуры, пропагандировать новые подходы и нормы поведения, призванные поддерживать организационную стратегию.

В свою очередь, сотрудник в процессе обучения получает следующие преимущества:

– расширение карьерных перспектив как внутри, так и за пределами организации;

– более высокую удовлетворенность своей работой;

– повышение самооценки;

– повышение квалификации и профессиональной компетентности.

Таким образом, повышение  квалификации работников в современных  условиях становится неотъемлемой составляющей процесса управления организацией.

Вместе с тем современная  система бизнес-образования исходит  из того, что качество обучения персонала для любой организации самым непосредственным образом связано с качеством управления, а значит, и с эффективностью работы компании, и с уровнем её конкурентоспособности. Особенно возрастет роль обучения в условиях организационных изменений, когда старые подходы к работе, старые управленческие схемы не только становятся менее действенными, но часто оказывают отрицательное воздействие на эффективность труда. В то же время как повышение квалификации, как и приобретение знаний, навыков, умений и способов общения, позволяет достичь цели за более короткий срок, поскольку направлено на последовательное совершенствование профессиональных знаний и рост мастерства по имеющейся у работников профессии. Особенность повышения квалификации состоит еще и в том, что слушатели, уже обладая определенными знаниями и практическими навыками выполнения работ, могут в силу этого критически относиться к учебному материалу, стремясь получить именно то, что им, прежде всего, нужно для производственной деятельности. 14

Современное производство предъявляет высокие требования к обновлению конкретных знаний и навыков не только рабочих, но и других категорий промышленно-производственного персонала.

Главная задача повышения  квалификации руководителей и специалистов – обеспечить быструю реализацию новых научных, технических, организационных и экономических идей в практику деятельности предприятия (организации, фирмы).

Повышение квалификации служащих и категорий специалистов осуществляется в различных формах. В частности, это могут быть курсы при предприятиях и учреждениях с использованием в качестве преподавателей, как собственных квалифицированных работников, так и специалистов со стороны. Такая форма повышения квалификации носит оперативный характер и обеспечивает достаточную целенаправленность подготовки. Организацию работы курсов осуществляет отдел подготовки кадров, а при его отсутствии – отдел кадров.

Повышение квалификации руководителей и специалистов будет  более эффективным при соблюдении принципа преемственности обучения и последующего рационального использования кадров с учетом приобретенных ими знаний, умений, навыков и способов общения. Чтобы повысить ответственность и заинтересованность кадров в непрерывном повышении своей квалификации, необходимо обеспечить взаимосвязь результатов повышения квалификации, аттестации, должностных перемещений и оплаты труда работников с качеством знаний и эффективностью их практического использования.

Основным направлениям повышения квалификации является способ повышения эффективности работы любой организации. Одним из подходов повышения квалификации кадров является – традиционный подход. Он более эффективен – в том плане, что для его претворения в жизнь не требуется кардинальной перестройки структуры компании.

 

§ 3 Пути совершенствования организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров предприятия

 

Один из путей совершенствования  системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров предприятия является – переход от сложившейся практики периодического обучения к непрерывному пополнению и обновлению знаний.

Поэтому повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих должно стать  составной частью государственной  системы непрерывного образования  с подключением сюда системы высшего  и среднего специального образования страны.

Следующим путём по совершенствованию  организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров предприятия является улучшение работы по профессиональной ориентации. Профессиональная ориентация необходима для того, чтобы вовремя заметить и развить потенциальные возможности молодёжи к труду, чтобы растить таланты в различных областях науки и техники, производства и культуры, чтобы обеспечить защищённость молодёжи в условиях рыночной экономики.

Деятельность по профессиональной ориентации молодёжи преследует несколько целей. Во-первых, она направлена на снижение диспропорции между кадрами и потребностями народного хозяйства и профессиональными ориентациями молодёжи. В принципе наличие такой диспропорции в определённых размерах имеет даже положительное значение, ибо ведёт к организации здорового конкурса между претендентами на престижные трудовые места. Отсюда вторая функция профессиональной ориентации – обеспечить соответствие между способностями претендентов и требованиями профессий. Для этого нужно не только ознакомить учащихся с будущей профессией, но и помочь понять себя, свои направленности, испытать себя в выбранной профессии. В идеале профориентационная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы к моменту

выбора профессии профессиональный интерес у подростка был сформирован.15

 

Итак, исходя, из выше сказанного можно  сделать вывод по данной главе, что  в подготовке, переподготовке и повышении  квалификации рабочих, руководителей, специалистов и служащих нуждается каждый персонал. Подготовка кадров заключается в обучении трудовым навыкам, нужным для качественного выполнения работы. Для эффективности непрерывного обучения нужно, чтобы работники были в нем заинтересованы. Администрации нужно создать климат, благоприятствующий обучению.

Проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, способных конкурировать  в условиях рыночных отношений, по ряду важных причин приобретает ныне особую актуальность. Во-первых, сказываются  неблагоприятные тенденции на рынке рабочей силы. Современное производство предъявляет всё более жёсткие требования к профессиональным качествам рабочих кадров. Идёт сокращение численности рабочих мест. Во-вторых, обостряется конкуренция за рабочие места внутри трудовых коллективов. Идёт объективный процесс отторжения рабочих кадров с низкими профессиональными качествами. В-третьих, профессиональное образование и квалификация в личностном плане не просто выступают характеристиками того или иного рабочего, но и становятся для него гарантией социального благополучия, условием его конкурентоспособности на рынке труда.

 

 

 

Глава 3. Разработка системы подготовки, переподготовки и повышение квалификации персонала на Волгореченском трубном заводе ОАО «Газпромтрубинвест».

§1. Характеристика предприятия ОАО «Газпромтрубинвест»

 

ОАО  «Газпромтрубинвест»  - Волгореченский трубный завод (ВрТЗ) дочернее предприятие  ОАО «Газпром», юридический и  почтовый адрес РФ Костромская область  город Волгореченск улица Магистральная  дом 1.   Начал производство продукции с 2000 года, с действующей структурой  включающей в себя: основные подразделения (трубоэлектросварочный цех, цех насосно-компрессорных труб, цех полимерных технологий), вспомогательные, ремонтные и обслуживающие подразделения, снабженческо-сбытовые службы, общей численностью 1352 человека.

Информация о работе Разработка системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала