Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 23:22, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопросов организации работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала в России и на предприятии ОАО «Газпромтрубинвест»
Задачами курсовой работы является:
раскрыть сущностные характеристики понятия подготовка, переподготовка и повышения квалификации кадров;
рассмотреть системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
сформировать предложение по разработке оптимальной системы повышения квалификации кадров на предприятии;
рассмотреть опыт по организации подготовки, переподготовки и повышению квалификации кадров на Волгореченском трубном заводе ОАО «Газпромтрубинвест»
Введение…………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы подготовки и повышения квалификации кадров….5
§ 1 Сущность, значение, особенности подготовки и повышения
квалификации кадров……………………………………………………………...5
§ 2 Организация и методика производственного обучения……………………8
§ 3 Управление профессиональным обучением кадров………………………..12
Глава 2. Виды профессионального обучения……………………………………………..15
§ 1 Подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих………15
§ 2 Повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих. Основные направления повышения квалификации……………………………………20
§ 3 Пути совершенствования организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров предприятия……………………………………….23
Глава 3. Разработка системы подготовки, переподготовки и повышение квалификации персонала на Волгореченском трубном заводе ОАО «Газпромтрубинвест»………26
§1. Характеристика предприятия ОАО «Газпромтрубинвест»………………..26
§2 Общие положения порядка оценки и повышения компетентности персонала, процесса непрерывного профессионального обучения работников и контроля за квалификацией персонала ОАО «Газпромтрубинвест»………………………………27
§ 3 Профессиональное обучение персонала и планирование непрерывного профессионального обучения персонала на ОАО «Газпромтрубинвест»………….30
§ 4 Организация профессиональной подготовки рабочих на ОАО «Газпромтрубинвест»……………………………………………………………………33
§ 5 Организация непрерывного повышения квалификации, проверка знаний и аттестации работников по итогам обучения на ОАО «Газпромтрубинвест»………..36
Заключение…………………………………………………………………………41
Список использованной литературы…………………………………
Особенно большое
Управление процессом переподготовки работников предполагает:
– определение масштабов переподготовки и факторов, влияющих на нее;
– выбор форм переподготовки с учетом достижения нужного результата с минимизацией средств на ее проведение;
– проведение социологических исследований среди высвобождаемого контингента работников, подбор рационального сочетания прежней и новой профессий как условия выработки программы и метода обучения.
Численность работников, нуждающихся в переподготовке, зависит от:
– численности высвобождаемых работников;
– контингента высвобождаемых работников;
– возможностей их трудоустройства на предприятии (появление новых или вакантных рабочих мест на других участках производства);
– доли работников (из числа высвобождаемых), согласившихся на переподготовку.
Планирование переподготовки кадров предполагает наличие информации о том, по каким профессиям требуется обучить рабочих.
Переподготовка кадров проводится за счет средств, относимых на себестоимость продукции. Кроме того, источником финансирования выступают специально создаваемые в службах занятости фонды, часть
которых может быть передана на предприятия для переподготовки кадров в рамках программ занятости населения на данной территории.
При расчете средств, необходимых на переподготовку кадров, должны учитываться не только затраты на сам процесс обучения (на оплату педагогов, учебные расходы, на материалы и т.д.), но и материальное обеспечение работников в процессе их переподготовки.
Система повышения квалификации,
сложившаяся на производстве, включает
производственно-технические
Производственно-технические курсы, как наиболее массовая форма, создаются в целях повышения производственных умении и технических знаний рабочих до необходимого для выполнения ими работ уровня, в целях повышения квалификации рабочих разряда, класса.
Если рабочий осваивает смежные профессии, т.е. находящиеся в тесной связи с основной, относящиеся к комплексу взаимосвязанных работ, на выполнении которых начинает специализироваться рабочий (работник), это можно рассматривать как повышение его квалификации
Если же осваиваются
далекие друг от друга профессии,
как предпосылки
Обучение включает в себя практические занятия на рабочем месте, проводимые передовиками, а также теоретические занятия, проводимые специалистами.
Курсы целевого назначения создаются непосредственно на предприятиях для изучения новой техники, оборудования, технологии, техники безопасности, прогрессивных форм организации труда. Их задача – краткосрочное обучение вновь принятых на предприятие квалифицированных рабочих с тем, чтобы в течение первого месяца работы на предприятии они могли усвоить особенности технологических процессов.
Необходимость повышения квалификации обусловлена различными причинами, а потому оно может быть организовано в различных формах и занимать различные сроки.
Так, процесс обучения, направленный на повышение квалификации, может быть осуществлен с отрывом и без отрыва от производства, само обучение может быть рассчитано на долгосрочный и краткосрочный его варианты.
Повышение квалификации
связано с определенными
§ 2 Повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих. Основные направления повышения квалификации
Вопросы повышения квалификации руководителей, специалистов и служащих являются в настоящее время одной из самых актуальных тем современного бизнес-образования. В качестве эталона следует разрабатывать профессиональную программу руководителям, специалистам и служащим. Идеальный руководитель должен обладать следующими качествами:
– высокий уровень коммуникабельности;
– высокий уровень самоконтроля;
– способность вести переговоры, убеждать собеседника;
– позитивное мышление;
– оптимизм;
Проведение курсов по повышению квалификации руководителей, специалистов и служащих требует серьезной работы и подготовки, существенных финансовых вложений, прочных деловых связей в кадровом сообществе, где будет проводиться учеба.13
Повышение квалификации является взаимообусловленным процессом, оказывающим влияние, как на эффективность труда, так и на качество кадрового потенциала компании, что находит проявление в следующем:
– в процессе обучения происходит повышение способности персонала адаптировать к изменяющимся экономическим условиям, что обеспечивает организацию повышение ценности находящихся в ее распоряжении человеческих ресурсов;
– обучение работников позволяет организации более успешно решать проблемы, связанные с новыми направлениями деятельности и поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности, что находит проявление в повышении качества обслуживания клиентов и эффективности труда персонала, сокращении издержек;
– повышение квалификации сопровождается ростом приверженности персонала своей организацией, также снижением текучести кадров;
– обучение позволяет поддерживать и распространять среди сотрудников основные ценности и приоритетные организационной культуры, пропагандировать новые подходы и нормы поведения, призванные поддерживать организационную стратегию.
В свою очередь, сотрудник в процессе обучения получает следующие преимущества:
– расширение карьерных перспектив как внутри, так и за пределами организации;
– более высокую удовлетворенность своей работой;
– повышение самооценки;
– повышение квалификации и профессиональной компетентности.
Таким образом, повышение квалификации работников в современных условиях становится неотъемлемой составляющей процесса управления организацией.
Вместе с тем современная
система бизнес-образования
Современное производство предъявляет высокие требования к обновлению конкретных знаний и навыков не только рабочих, но и других категорий промышленно-производственного персонала.
Главная задача повышения квалификации руководителей и специалистов – обеспечить быструю реализацию новых научных, технических, организационных и экономических идей в практику деятельности предприятия (организации, фирмы).
Повышение квалификации служащих и категорий специалистов осуществляется в различных формах. В частности, это могут быть курсы при предприятиях и учреждениях с использованием в качестве преподавателей, как собственных квалифицированных работников, так и специалистов со стороны. Такая форма повышения квалификации носит оперативный характер и обеспечивает достаточную целенаправленность подготовки. Организацию работы курсов осуществляет отдел подготовки кадров, а при его отсутствии – отдел кадров.
Повышение квалификации
руководителей и специалистов будет
более эффективным при
Основным направлениям повышения квалификации является способ повышения эффективности работы любой организации. Одним из подходов повышения квалификации кадров является – традиционный подход. Он более эффективен – в том плане, что для его претворения в жизнь не требуется кардинальной перестройки структуры компании.
§ 3 Пути совершенствования организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров предприятия
Один из путей совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров предприятия является – переход от сложившейся практики периодического обучения к непрерывному пополнению и обновлению знаний.
Поэтому повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих должно стать составной частью государственной системы непрерывного образования с подключением сюда системы высшего и среднего специального образования страны.
Следующим путём по совершенствованию организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров предприятия является улучшение работы по профессиональной ориентации. Профессиональная ориентация необходима для того, чтобы вовремя заметить и развить потенциальные возможности молодёжи к труду, чтобы растить таланты в различных областях науки и техники, производства и культуры, чтобы обеспечить защищённость молодёжи в условиях рыночной экономики.
Деятельность по профессиональной ориентации молодёжи преследует несколько целей. Во-первых, она направлена на снижение диспропорции между кадрами и потребностями народного хозяйства и профессиональными ориентациями молодёжи. В принципе наличие такой диспропорции в определённых размерах имеет даже положительное значение, ибо ведёт к организации здорового конкурса между претендентами на престижные трудовые места. Отсюда вторая функция профессиональной ориентации – обеспечить соответствие между способностями претендентов и требованиями профессий. Для этого нужно не только ознакомить учащихся с будущей профессией, но и помочь понять себя, свои направленности, испытать себя в выбранной профессии. В идеале профориентационная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы к моменту
выбора профессии
Итак, исходя, из выше сказанного можно сделать вывод по данной главе, что в подготовке, переподготовке и повышении квалификации рабочих, руководителей, специалистов и служащих нуждается каждый персонал. Подготовка кадров заключается в обучении трудовым навыкам, нужным для качественного выполнения работы. Для эффективности непрерывного обучения нужно, чтобы работники были в нем заинтересованы. Администрации нужно создать климат, благоприятствующий обучению.
Проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, способных конкурировать в условиях рыночных отношений, по ряду важных причин приобретает ныне особую актуальность. Во-первых, сказываются неблагоприятные тенденции на рынке рабочей силы. Современное производство предъявляет всё более жёсткие требования к профессиональным качествам рабочих кадров. Идёт сокращение численности рабочих мест. Во-вторых, обостряется конкуренция за рабочие места внутри трудовых коллективов. Идёт объективный процесс отторжения рабочих кадров с низкими профессиональными качествами. В-третьих, профессиональное образование и квалификация в личностном плане не просто выступают характеристиками того или иного рабочего, но и становятся для него гарантией социального благополучия, условием его конкурентоспособности на рынке труда.
Глава 3. Разработка системы подготовки, переподготовки и повышение квалификации персонала на Волгореченском трубном заводе ОАО «Газпромтрубинвест».
§1. Характеристика предприятия ОАО «Газпромтрубинвест»
ОАО «Газпромтрубинвест» - Волгореченский трубный завод (ВрТЗ) дочернее предприятие ОАО «Газпром», юридический и почтовый адрес РФ Костромская область город Волгореченск улица Магистральная дом 1. Начал производство продукции с 2000 года, с действующей структурой включающей в себя: основные подразделения (трубоэлектросварочный цех, цех насосно-компрессорных труб, цех полимерных технологий), вспомогательные, ремонтные и обслуживающие подразделения, снабженческо-сбытовые службы, общей численностью 1352 человека.
Информация о работе Разработка системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала