Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 09:56, курсовая работа
Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменения позиций потребителей, возрастание конкуренции за ресурсы, появление новых неожиданных возможностей для развития, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным быстрое распространение и получение информации, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Введение…………………………………………………………………………. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………….
6
1.1. Понятие и сущность стратегического управления………………… 6
1.2.Взаимосвязь стратегического и оперативного управления……………………………….………………………….
9
2. ПРАКТИКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОАУСОН «КОЛЬСКИЙ КЦСОН»…………………………
14
2.1. Общая характеристика ГОАУСОН «Кольский КЦСОН»………… 14
2.2. Анализ практики стратегического и оперативного управления ГОАУСОН «Кольский КЦСОН»…………………………………..
16
2.3. Разработка рекомендаций по развитию стратегического и оперативного управления ГОАУСОН «Кольский КЦСОН»……
22
Заключение.……………………………………………………………………… 25
Список использованных источников и литературы………..………………... 29
2. Анализ внешней и внутренней среды, стратегический выбор. Анализ внешней, как и внутренней среды осуществляется должностными лицами соответствующего Департамента Министерства труда и социального развития Мурманской области. Для анализа внутренней среды используются данные отчетов и докладов о деятельности Учреждения, предоставляемых Директором Учреждения. Для формирования указанных отчетов и докладов используются данные отчетов отделений Учреждения. В Министерство от Учреждения также поступают данные мониторинга социальной и демографической ситуации уровня социально-экономического благополучия граждан на территории обслуживания и данные выявления и дифференцированного учета граждан, нуждающихся в социальной поддержке. Директор Учреждения использует все эти данные для разработки внутренних планов работы.
Таким образом, собственно стратегический анализ осуществляется на уровне Министерства труда и социального развития Мурманской области. Здесь же осуществляется и выработка вариантов стратегии и их оценка.
3. Реализация стратегии, оценка и контроль выполнения стратегии. Собственно реализация стратегии осуществляется Отделениями Учреждения. Ответственность за ее выполнение ложится на Директора учреждения. Оценка и контроль выполнения стратегии осуществляется как Директором, так и должностными лицами соответствующего Департамента Министерства труда и социального развития Мурманской области. В основе контроля лежит изучение данных по выполнению Учреждением государственного задания.
Директор имеет заместителя.
Структура Учреждения представлена на рис. 1.
Рис. 1. Структура ГОАУСОН «Кольский КЦСОН»
Как видно из рис. 1, в структуру Учреждения входят 7 структурных подразделений:
1. Аппарат центра.
2. Отделения социального
3. Отделение мобильной социальной помощи семье и детям в малых и отдаленных населенных пунктах. Отделение мобильной социальной помощи семье в малых и отдаленных населенных пунктах осуществляет деятельность, направленную на оказание неотложной помощи разового (временного) характера семьям и детям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
4. Отделение срочного
5. Отделение профилактики
Отделения возглавляют заведующие. Заведующие отделением:
1. Руководят деятельностью отделения и обеспечивает выполнение стоящих перед ним задач.
2. Распределяют обязанности между специалистами отделения.
3. Обеспечивают соблюдения трудовой дисциплины в отделении.
4. Несут ответственность за деятельность отделения.
2.3. Разработка рекомендаций по
развитию стратегического и
Представляется необходимым, чтобы стратегическое управление организацией проводилось не только на высшем уровне управления, но и непосредственно в самом учреждении, а также его отделах.
Например, можно с периодичностью раз в год проводить оценку слабых и сильных сторон учреждения, а также его отделов посредством методики SNW-анализа - усовершенствованного анализа слабых и сильных сторон. SNW - Strength (сильная сторона), Neutral (нейтральная сторона), и Weakness (слабая сторона).21
Проект такой методики для Учреждения представлен в таблице 1.
Таблица 1
SNW – анализ сильных и слабых сторон ГОАУСОН «Кольский КЦСОН»
№ |
Наименование стратегической позиции |
Качественна оценка позиции | ||
Сильная (S) |
Нейтральная (N) |
Слабая (W) | ||
1. |
Стратегия организации |
Х |
||
2. |
Организационная структура |
Х |
||
3. |
Кадровое обеспечение |
Х |
||
4. |
Имущественное и материально-техническое обеспечение |
Х |
||
5 |
Финансовые ресурсы |
Х |
||
6 |
Техническое обеспечение |
Х |
||
7 |
Инновации |
Х |
||
8 |
Технологии работы |
Х |
||
9 |
Качество обслуживания |
Х |
||
10 |
Качество управленцев |
Х |
||
11 |
Качество персонала |
Х |
||
12 |
Уровень менеджмента |
Х |
||
13. |
Репутация в обществе |
Х |
||
14 |
Репутация как работодателя |
Х |
||
15 |
Отношения с органами власти |
Х |
Как показывают данные SNW-анализа, наиболее сильными позициями Учреждения являются: стратегия организации, организационная структура, кадровое обеспечение, технологии работы, качество обслуживания, качество управленцев, уровень менеджмента, репутация в обществе, отношения с органами власти. Эти позиции необходимо поддерживать.
Нейтральные позиции ГОАУСОН «Кольский КЦСОН» занимает по таким показателям, как: имущественное и материально-техническое обеспечение, финансовые ресурсы, техническое обеспечение, инновации, качество персонала, репутация как работодателя. Эти позиции необходимо укреплять.
Слабых позиций у Учреждения не обнаружено.
Аналогичным образом можно проводить и анализ сильных и слабых сторон конкретных отделений учреждения.
SNW – анализ сильных и слабых сторон Отделения профилактики безнадзорных детей и подростков Учреждения представлен в таблице 2.
Таблица 2
SNW – анализ сильных и слабых сторон Отделения профилактики безнадзорных детей и подростков ГОАУСОН «Кольский КЦСОН»
№ |
Наименование стратегической позиции |
Качественна оценка позиции | ||
Сильная (S) |
Нейтральная (N) |
Слабая (W) | ||
1. |
Кадровое обеспечение |
Х |
||
2. |
Техническое оснащение |
Х | ||
3. |
Методическое обеспечение |
Х |
||
4. |
Инновации |
Х |
||
5 |
Технологии работы |
Х |
||
6 |
Качество обслуживания |
Х |
||
7 |
Качество управленцев и уровень менеджмента |
Х |
||
8 |
Качество персонала |
Х |
||
9 |
Репутация в обществе |
Х |
||
10 |
Система организации комплексной социальной поддержки семей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
Х |
||
11 |
Система постановка на учет семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
Х |
||
12 |
Содействие в организации досуга |
Х |
||
13. |
Разработка и реализация групповых и индивидуальных программ социально-психологической реабилитации несовершеннолетних. |
Х |
||
Продолжение таблицы 2 | ||||
14 |
Организация оздоровления и отдыха несовершеннолетних |
Х |
||
15 |
Содействие трудоустройству несовершеннолетних |
Х |
||
16 |
Просветительская работа среди населения |
Х | ||
17 |
Система социального сопровождения |
Х |
||
18 |
Коммуникации и система взаимодействия |
Х |
||
19 |
Система обратной связи |
Х |
Как показывают данные SNW-анализа, наиболее сильными позициями Отделения профилактики безнадзорных детей и подростков ГОАУСОН «Кольский КЦСОН» являются: кадровое обеспечение, методическое обеспечение, технологии работы, качество обслуживания, качество управленцев и уровень менеджмента, качество персонала, репутация в обществе, система организации комплексной социальной поддержки семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, система постановка на учет семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, организация оздоровления и отдыха несовершеннолетних. Эти позиции необходимо поддерживать.
Нейтральные позиции Отделения профилактики безнадзорных детей и подростков ГОАУСОН «Кольский КЦСОН» занимает по таким показателям, как: инновации, содействие в организации досуга, разработка и реализация групповых и индивидуальных программ социально-психологической реабилитации несовершеннолетних, содействие трудоустройству несовершеннолетних, система социального сопровождения, коммуникации и система взаимодействия, система обратной связи. Эти позиции необходимо укреплять.
Слабые позиции Отделения: техническое оснащение и просветительская работа среди населения. Эти позицию необходимо развивать.
Результаты исследования должны использоваться в практике формирования стратегий и оперативных планов развития Учреждения и его отделений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стратегический менеджмент (стратегическое управление) родилось эволюционно из стратегического планирования, которое составляет его сущностную основу. Возрастание динамизма изменений в окружении организации, усиление конкуренции, увеличение угроз и возможностей для осуществления целей и ряд других факторов обусловили переход к стратегическому управлению. Стратегическое управление предполагает установление динамического взаимодействия организации с внешним окружением с целью поиска и использования возможностей, позволяющих организации выжить в долгосрочной перспективе.
Средствами осуществления стратегического управления являются стратегии поведения форганизации. Стратегии формируются исходя из миссии и целей организации, на основе анализа окружения, потенциала организации, динамики жизни услуг и ряда других факторов. Определение и выбор стратегии представляет собой сложный многошаговый процесс. Выполнение стратегии предполагает создание условий для ее реализации. Контроль за осуществлением стратегии предполагает фиксацию того, приведет ли выбранная стратегия к достижению поставленных целей, и выработку рекомендаций о проведении корректировки стратегии в соответствии со сложившимися условиями.
Разработка стратегии развития имеет следующую структуру. Сначала проводится исследование внешней и внутренней среды организации, потом определяются ее основные ориентиры, на следующей ступени, в рамках стратегического анализа организация сравнивает результаты первого и второго этапов, определяет возможные варианты стратегий, затем выбирает один из вариантов и формулирует стратегию, подготавливается окончательный стратегический план.
Укрупнено система управления в организации реализуется на двух уровнях - стратегическом и оперативном.
Оперативное управление осуществляется на основе стратегического и является ядром осуществления стратегических планов. Оно касается в первую очередь финансирования, инвестиций, средних сроков сбыта, МТС, персонала.
В представленной работе был осуществлен анализ системы стратегического управления социальной организации, осуществляющей социальное обслуживание населения – ГОАУСОН «Кольский КЦСОН» Предметом деятельности Учреждения является оказание семьям и отдельным гражданам, в том числе гражданам пожилого возраста и инвалидам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса. Основной целью деятельности - удовлетворение потребности населения в доступном и качественном социальном обслуживании.
Учредителем Учреждения является Мурманская область. От имени Мурманской области функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство труда и социального развития Мурманской области.
Как показало исследование, наиболее важные стратегические решения принимаются Учредителем анализируемой социальной организации. Директор же Учреждения фактически управляет лишь процессом их реализации. Структура процесса стратегического управления соответствует общей структуре стратегического управления. Сам же процесс стратегического управления имеет следующие особенности.
1. Предмет и цели деятельности ГОАУСОН определены законодательством РФ, Мурманской области и Уставом организации. Определение основных направлений деятельности Учреждения, формирование и утверждение государственного задания осуществляются Министерством труда и социального развития Мурманской области.
2. Анализ внешней, как и внутренней
среды осуществляется