Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 09:56, курсовая работа
Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменения позиций потребителей, возрастание конкуренции за ресурсы, появление новых неожиданных возможностей для развития, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным быстрое распространение и получение информации, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Введение…………………………………………………………………………. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………….
6
1.1. Понятие и сущность стратегического управления………………… 6
1.2.Взаимосвязь стратегического и оперативного управления……………………………….………………………….
9
2. ПРАКТИКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОАУСОН «КОЛЬСКИЙ КЦСОН»…………………………
14
2.1. Общая характеристика ГОАУСОН «Кольский КЦСОН»………… 14
2.2. Анализ практики стратегического и оперативного управления ГОАУСОН «Кольский КЦСОН»…………………………………..
16
2.3. Разработка рекомендаций по развитию стратегического и оперативного управления ГОАУСОН «Кольский КЦСОН»……
22
Заключение.……………………………………………………………………… 25
Список использованных источников и литературы………..………………... 29
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 |
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ |
6 |
1.1. Понятие и сущность стратегического управления………………… |
6 |
1.2.Взаимосвязь |
9 |
2. ПРАКТИКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОАУСОН «КОЛЬСКИЙ КЦСОН»………………………… |
14 |
2.1. Общая характеристика ГОАУСОН «Кольский КЦСОН»………… |
14 |
2.2. Анализ практики стратегического и оперативного управления ГОАУСОН «Кольский КЦСОН»………………………………….. |
16 |
2.3. Разработка рекомендаций по развитию стратегического и оперативного управления ГОАУСОН «Кольский КЦСОН»…… |
22 |
Заключение.………………………………………………… |
25 |
Список использованных источников и литературы………..………………... |
29 |
ВВЕДЕНИЕ
Одним из основных факторов успешного развития организации в современных условиях хозяйствования является способность создавать и поддерживать конкурентные преимущества в условиях рынка. Важнейшей составляющей устойчивого положения предприятия, осуществляющего свою деятельность в конкретном окружении, становится стратегическое управление.
Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменения позиций потребителей, возрастание конкуренции за ресурсы, появление новых неожиданных возможностей для развития, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным быстрое распространение и получение информации, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Объективная потребность в практическом применении стратегического управления, по мнению российских экономистов, будет существенно возрастать в ближайшем будущем, поскольку стратегический менеджмент гарантирует приобретение и удержание конкурентных преимуществ в условиях нестабильности внешней среды.
Реализации стратегического управления и повышение степени его действенного воздействия на функционирование организации во многом зависит от органического его сочетания с оперативным управлением.
Степень разработанности проблемы. Тема стратегического управления не нова. Ей посвящены исследования многих российских и зарубежных авторов. Среди них отдельно можно выделить работы таких авторов, как Ю. М. Озимов1, Б.С. Вольдер2, С. А. Лочан3, В. Сомов4, А.А. Томпсон5, К. Щиборщ6 и др.
Указанные источники и послужили теоретической основой представленного исследования.
Однако исследований, посвященных стратегическому и оперативному управлению в социальных организациях явно недостаточно, тогда как их необходимость очевидна.
Объектом исследования является стратегическое и оперативное управление.
Предметом исследования – стратегическое и оперативное управление социальной организации.
Цель работы: исследование теоретических основ стратегического и оперативного управление, практики его применения в социальной организации.
В соответствии с целью работы определен ряд взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть теоретические основы стратегического и оперативного управления.
2. Осуществить анализ практики стратегического и оперативного управления ГОАУСОН «Кольский КЦСОН».
3. Разработать рекомендации по развитию стратегического и оперативного управления ГОАУСОН «Кольский КЦСОН».
Методологической основой исследования является системный подход к разработке стратегии развития организации. Так же используются общие логические методы (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индукция и дедукция и др.).
Практическая и теоретическая значимость результатов исследования определяется конкретной направленностью на решение проблем стратегического и оперативного управления ГОАУСОН «Кольский КЦСОН». Полученные результаты так же могут быть использованы для разработки стратегии иных организаций социальных организаций. Результаты исследования также могут стать теоретической основой дальнейших исследований по данной проблематике.
Структура работы. Настоящая работа состоит из содержания, введения, двух глав и пяти параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие и сущность
Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60-х – 70-х гг.7 Для того, чтобы отражать отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. Необходимость проведения такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях осуществления предприятий и организаций. В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому управлению от оперативного управления, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенный внешней средой.8
Стратегическое управление можно определить как такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности в результате позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.9
Хотя стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющейся конкурентной борьбе, тем не менее, постоянно можно наблюдать в действиях организаций отсутствие стратегичности, что и приводит их зачастую к поражению в рыночной борьбе. Отсутствие стратегического управления проявляется, прежде всего, в следующих двух формах. Во-первых, организации планируют свою деятельность, исходя из того, что окружение либо не будет вообще меняться, либо в нем не будет происходить качественных изменений. Во-вторых, при нестратегическом управлении выработка программы действий начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов организации.
Цель стратегического управления – в улучшении реакции организации на динамику рынка и поведение конкурентов. Процесс стратегического управления является инструментом, помогающим обеспечить базу для успешного управления организацией. Его задача состоит в том, чтобы обеспечить нововведения и изменения в организации.10
Достоинствами стратегического управления являются: служит способом формирования идеологии; служит механизмом для адаптации к внешней среде; обеспечивает контроль. Дополнительно к указанным достоинствам: улучшение процесса принятия решений в организации, совершенствование управления; улучшение результатов функционирования организации; долгосрочное размещение ресурсов; механизм идентификации возможностей; способ координации в деятельности отдельного подразделения, регулирование конфликтов; способ установления целей фирмы; способ критического анализа деятельности; способ повышения квалификации управляющего персонала.11
Наряду с явными преимуществами стратегическое управление имеет ряд недостатков и ограничений по его использованию, которые указывают на то, что и этот тип управления, равно как и все другие, не обладает универсальностью применения в любых ситуациях для решения любых задач.12
Во-первых, стратегическое управление уже в силу своей сущности не дает, да и не может дать, точной и детальной картины будущего. Формируемое в стратегическом управлении будущее желаемое состояние организации - это не детальное описание ее внутреннего и внешнего положения, а, скорее, качественное пожелание к тому, в каком состоянии должна находиться организация в будущем, какую позицию занимать на рынке и в бизнесе, какую иметь организационную культуру, входить в какие деловые группы и т.п. При этом все это в совокупности должно составлять то, что определит, выживет или нет организация в будущем.
Во - вторых, стратегическое управление не может быть сведено к набору рутинных процедур и схем. У него нет описательной теории, которая предписывает, что и как делать при решении определенных задач или же в конкретных ситуациях. 13
Стратегическое управление – это, скорее, определенная философия или идеология менеджмента. И каждым отдельным менеджером оно понимается и реализуется в значительной мере по - своему. В целом стратегическое управление - это симбиоз интуиции и искусства высшего руководства вести организацию к стратегическим целям, высокий профессионализм и творчество служащих, обеспечивающие связь организации со средой, обновление организации и ее услуг, а также реализации текущих планов и, наконец, активное включение всех работников в реализацию задач организации, в поиск наилучших путей достижения ее целей.14
В - третьих, требуются огромные усилия и большие затраты времени и ресурсов для того, чтобы в организации начал осуществляться процесс стратегического управления. Необходимо создание и осуществление стратегического планирования, что в корне отлично от разработки долгосрочных планов, обязательных к исполнению в любых условиях. Стратегический план должен быть гибким, он должен реагировать на изменения внутри и вне организации, а для этого требуются очень большие усилия и большие затраты. Необходимо также создание служб, осуществляющих отслеживание окружения и включение организации в среду.
В-четвертых, резко усиливаются негативные последствия ошибок стратегического предвидения. В условиях, когда в сжатые сроки создаются совершенно новые продукты, когда в короткие сроки кардинально меняются направления вложений, когда неожиданно возникают новые возможности для бизнеса и на глазах исчезают возможности, существовавшие много лет, цена расплаты за неверное предвидение и соответственно за ошибки стратегического выбора становится зачастую роковой для организации. Особенно трагическим бывают последствия неверного прогноза для организаций, осуществляющих безальтернативный путь функционирования либо же реализующих стратегию, не поддающуюся принципиальной корректировке.
В-пятых, при осуществлении стратегического управления зачастую основной упор делается на стратегическое планирование. На самом же деле важнейшей составляющей стратегического управления является реализация стратегического плана. А это предполагает в первую очередь создание организационной культуры, позволяющей реализовать стратегию, создание систем мотивирования и организации труда, создание определенной гибкости в организации и т.п. При этом при стратегическом управлении процесс выполнения оказывает активное обратное влияние на планирование, что еще более усиливает значимость фазы выполнения.
Поэтому организация в принципе не сможет перейти к стратегическому управлению, если у нее создана, пусть даже очень хорошая, подсистема стратегического планирования и при этом нет предпосылок или возможностей для создания подсистемы стратегического выполнения.15
1.2. Взаимосвязь стратегического и оперативного управления
Существует множество моделей процесса стратегического управления, которые в той или иной мере детализируют последовательность шагов этого процесса, однако три ключевых этапа являются общими для всех моделей. Рассмотрим каждый из этих этапов.
1. Стратегический анализ. Этап стратегического анализа интерпретирует стратегической положение организации с помощью, во-первых, определения изменений, которые возникали в окружении организации, и выявления их воздействия на организацию и ее деятельность, во-вторых, определения преимуществ и ресурсов в зависимости от этих изменений. Основная цель стратегического анализа — оценка ключевых воздействий на нынешнее и будущее положение организации и определение их специфического влияния на стратегический выбор. Одним из результатов стратегического анализа является определение общих целей организации, которые определяют сферу ее деятельности. На основании целей определяются задачи. Они используются для представления показателей стратегического планирования.
Можно выделить следующие три компонента стратегического анализа: цель, задачи, ожидания и полномочия; анализ внешней обстановки (среды); анализ внутренних ресурсов (среды).
2. Стратегический выбор. Второй ключевой этап стратегического процесса управления, в котором можно выделить четыре компонента:
3. Реализация стратегии. Заключительным и самым продолжительным этапом является реализация стратегии. В это время претворяется в жизнь стратегия. Реализация стратегии делает необходимым принятие системы, используемой для управления. Эта система определяет: какие подразделения будут нести ответственность и за что, какие информационные системы понадобятся для контроля за выполнением стратегии, какая потребуется переподготовка рабочей силы и т.п. Здесь особо значимы: разработка варианта действий при непредвиденных обстоятельствах; разработка организационной структуры; выбор системы управления; политика организации; реализация стратегии включает выбор организационного объединения и систем контроля.