Стратегическое и оперативное управление предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических положений и изучение основных понятий стратегического и оперативного управления, определяющих факторы развития производства на предприятии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ 5
1.1. Понятие управления 5
1.2. Система управления 6
1.3. Совершенствование управления 8
2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ. 11
2.1. Сущность стратегического управления 11
2.2. Система стратегического управления 11
2.3. Стратегия фирмы 14
2.4. Технология планирования стратегии 15
2.5. Выработка стратегии фирмы 17
2.5.1. Шаги определения стратегии 17
2.5.2. Выбор стратегии 20
3. ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 24
3.1. Понятие и сущность оперативного управления 24
3.2. Календарно-плановые расчеты производства 25
3.3. Использование в оперативном управлении системы сетевого планирования и управления 27
4. ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 33

Файлы: 1 файл

Курсовая of. 2003.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

   Оглавление 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ. 33 
ВВЕДЕНИЕ.

 

 

       В условиях рыночных отношений обеспечить промышленному предприятию эффективное  функционирование и конкурентные преимущества может только эффективная система управления. Сегодня предприятие само должно определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта и многое другое, уметь быстро, а главное правильно реагировать на любые изменения во внешней и внутренней среде, и в соответствии с ними корректировать свою деятельность.

       Это означает, что руководство предприятия  всегда должно искать новые оригинальные ходы в управлении. Одним из таких  исключительно важных и новых для российских предприятий подходов к управлению является обеспечение взаимосвязи стратегического и оперативного управления как определяющего фактора эффективного производства.

       Крайне  важное значение имеет четкое понимание  процесса управления производством как сложной комплексной системы, состоящей из двух основополагающих элементов: стратегии и тактики управления или стратегического и оперативного управления. Эти элементы жестко взаимосвязаны и взаимообусловлены, но, тем не менее, представляют самостоятельные подсистемы со своей теорией, методологией и сложившейся практикой применения.

       Актуальность данной работы очень велика. Оперативное, а особенно стратегическое управление имеют большое значение так как, благодаря им, менеджеры смогут качественнее работать на рынке, правильно оценивая ситуацию и предпринимать необходимые для организации шаги. Требуемый уровень и качество управления производством не может быть достигнуто без создания необходимой теоретической и методической базы, включающей в себя надежные и обоснованные управленческие механизмы, отражающие реальные цели стратегии и тактики управления. В свою очередь, такая база может быть создана только на основании глубокого изучения реально происходящих на предприятиях процессов производства и управления, их характера, направленности и динамики. На первый план при таком подходе выходит проблема связи процессов стратегического: долгосрочного и среднесрочного планирования и оперативно-тактического управления реализацией намеченных планов и программ. 

      Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических положений и изучение основных понятий стратегического и оперативного управления, определяющих факторы развития производства на предприятии. 

       

Поставленная  цель потребовала решения ряда взаимосвязанных  задач, а именно:

- исследовать  и изучить сущность управления  предприятием;

- раскрыть  сущность стратегии и стратегического управления;

- рассмотреть  виды стратегий и выяснить, что  помогает в выборе стратегии;

- оценить  шаги определения стратегии;

- раскрыть  сущность оперативного планирования;

-  описать  оперативно-календарное планирование, и факторы влияющие на него;

- узнать, чего позволяет достичь применение  системы сетевого планирования  и управления (СПУ) и знание  правила приоритетности запуска  решений;

- определить  зависимость стратегического и  оперативного управления. 

Предметом исследования является изучение стратегического и оперативного управления.

Данная  курсовая работа представлена введением, основной частью в составе  четырёх глав и  заключением. 
1. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ 

 

 

    1.1. Понятие управления 

       Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь целей организации.

       Управление - это труд людей, направленный на организацию  и координацию деятельности трудовых коллективов и отдельных работников в процессе производства продукции, оказания услуг. Оно связано прежде всего с организацией совместной деятельности людей, с налаживанием согласованных действий в рамках предприятия, с регулированием отношений между личностью и предприятием.

       Цель  управления заключается в эффективном  использовании рабочей силы и ограниченных ресурсов для достижения желаемого и возможного состояния производства. При управлении всегда возникают вопросы: что, кому, где, когда, сколько, из чего? Число таких вопросов все время растет. Растет и плата за ошибку.

       Управление предприятием призвано решать две основных задачи:

       1. Поддерживать нормальный ход  производства, обеспечивать его  цикличность и стабильность;

       2. Обеспечивать развитие производства, совершенствование продукции, введение технических и технологических новшеств.

       Управление  предполагает наличие знаний и данных о состоянии производства. Оно  представляет собой совокупность информационных процессов и воздействий на поведение  персонала предприятия, порядок  выполнения которых регламентируется определенными правилами и инструкциями. На основе анализа информации вырабатываются управленческие решения о переводе производства в новое, заранее определенное состояние.

       Суть  управления заключается в следующем:

       - Сбор, хранение, обработка и передача  информации;

       - Разработка и принятие управленческих решений;

       - Выработка управляющих воздействий  и выдача их объекту управления;

       - Контроль исполнения принятых  решений;

       При рассмотрении понятия управления можно  выделить три основных аспекта: содержание, организация и технология управления.

       1. Содержание управления заключается  в выявлении и разработке основных  закономерностей управления, его  принципов, методов и путей, позволяющих наилучшим образом достигать поставленных целей.

       Содержание  управления зависит от целей, задач  и конкретных особенностей производства. От принятой технологии производства.

       От  взаимосвязей производственных подразделений. От характера основных и оборотных  фондов. От рабочей силы и всей системы  производственных отношений.

       2. Организация управления характеризуется построением рациональной системы управления путем выделения взаимосвязанных уровней, функций и стадий управления.

       Разрабатывается иерархическая структура органов  управления, которые специализируются на выполнении определенных управленческих функций и наделяются правами и полномочиями для их выполнения.

       3. Технология управления представляет  процесс, который включает процедуры  и действия, связанные с выполнением  основных управленческих операций.

       Технологические процедуры управления можно разделить  на формализуемые, которые можно выполнять по установленным правилам (алгоритмам) на компьютере, и на творческие, которые выполняются людьми (управленцами). Увязка всех элементов технологии управления обеспечивается с помощью автоматизированной системы управления.

       Все три аспекта управления должны комплексно использоваться в зависимости от конкретных особенностей управления. 

    1.2. Система управления

       Теория  управления, основанная на системном  подходе, рассматривает предприятие как множество связанных и определенным образом упорядоченных частей, которые обладают целостностью и образуют единство при взаимодействии с внешней средой.

       Управление  всегда предполагает наличие двух основных частей:

       Объекта (предмета) управления, на который направлено управляющее воздействие для его выполнения.

       Субъекта (органа) управления, который вырабатывает управляющее воздействие и контролирует его исполнение.

       Если  совокупность этих двух частей образует в процессе своего взаимодействия устойчивую целостность, то она называется системой управления. Все, что не включается в эту целостность, рассматривается как внешняя среда.

         Иногда субъект управления называют  управляющей подсистемой, а объект - управляемой подсистемой. Для  изучения или разработки этих  подсистем их можно рассматривать  как самостоятельные системы.

       Управлением считается процесс воздействия  субъекта управления на объект управления в целях обеспечения последнему эффективного функционирования и развития. 
     

       Управление  персоналом определяет и устанавливает  характер взаимоотношений и способы их реализации между субъектом-руководителем и объектом, в качестве которого может выступать индивид или трудовой коллектив.

       Связь основных частей системы управления, их отношения характеризуются через информацию, которая отражает материальные потоки и процессы производства.

       С точки зрения кибернетики всякое управление представляет собой информационный процесс, состоящий из ряда процедур, связанных с восприятием, преобразованием  и передачей информации. Представленная схема отражает особенности, присущие кибернетической системе, то есть системе управления любой природы (технической, биологической, организационной). Следует отметить, что организационная система управления - самая сложная система.

       Цель  деятельности системы задается управляющей  подсистеме из внешней среды в виде директивных указаний о том, что делать (в виде плановых заданий или программ). Кроме того, на вход управляющей подсистеме поступают задания вышестоящих органов управления, сведения о спросе на продукцию, данные о материальных, трудовых и финансовых ресурсах и другие данные из внешней среды. Сюда же поступает информация из объекта управления о реальном ходе производственного процесса.

       Задача  управляющей подсистемы заключается  в поддержании управляемой подсистемы в заданном состоянии или в улучшении ее состояния, то есть в реализации заданной цели. Как только наблюдается отклонение от заданного состояния, из управляющей подсистемы поступает команда-распоряжение на ликвидацию отклонения в управляемой подсистеме.

       Система управления предприятием является открытой системой, зависящей от внешней среды, и в этой связи процесс управления должен учитывать воздействие на систему различных факторов внешней среды. Среди многообразия таких факторов можно выделить поставщиков, потребителей, конкурентов, источники финансовых и трудовых ресурсов. Эти факторы сильно воздействуют на процесс управления, поэтому их относят к факторам прямого воздействия. К другим факторам косвенного воздействия относят, например, состояние экономики страны, политические и другие факторы.

       Влияние этих факторов возрастает, в этой связи  появляются новые подходы в теории и практике управления, а также  новые направления в стратегии  управления.

       При рассмотрении функционирования системы  управления в ней можно выделить ряд основных и вспомогательных процедур.

       К основным можно условно отнести  выбор и принятие управленческого решения. К вспомогательным - сбор, обработку, хранение, поиск информации и ряд других процедур.

       Некоторые из процедур управления могут быть формализованы и представлены в виде алгоритма, который позволяет сделать переход по определенным правилам от исходных данных к результату. Если процедуры процесса управления алгоритмизированы, то их выполнение можно поручить компьютеру. Если процедуры не поддаются алгоритмизации или нельзя получить полную и достоверную исходную информацию, то процесс управления должен выполняться человеком на основе его знаний, опыта и интуиции.

       В зависимости от степени автоматизации  процессов управления системы управления могут быть условно разделены на три класса: обычные, автоматизированные и автоматические.  

    1.3. Совершенствование  управления

       Совершенствование управления во многом связано с внедрением прогрессивных форм управления, которые  предусматривают следующее:

       1. Ориентацию производства на удовлетворение общественных потребностей, на приоритет потребителя в его взаимоотношениях с производителем, на эффективное взаимодействие с внешней средой.

Информация о работе Стратегическое и оперативное управление предприятием