Стратегическое и оперативное управление предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических положений и изучение основных понятий стратегического и оперативного управления, определяющих факторы развития производства на предприятии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ 5
1.1. Понятие управления 5
1.2. Система управления 6
1.3. Совершенствование управления 8
2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ. 11
2.1. Сущность стратегического управления 11
2.2. Система стратегического управления 11
2.3. Стратегия фирмы 14
2.4. Технология планирования стратегии 15
2.5. Выработка стратегии фирмы 17
2.5.1. Шаги определения стратегии 17
2.5.2. Выбор стратегии 20
3. ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 24
3.1. Понятие и сущность оперативного управления 24
3.2. Календарно-плановые расчеты производства 25
3.3. Использование в оперативном управлении системы сетевого планирования и управления 27
4. ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 33

Файлы: 1 файл

Курсовая of. 2003.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

       - Разработка динамики изменения  матриц проводится для того, чтобы уяснить, приведет ли переход портфеля продукции в новое состояние к достижению фирмой стоящих перед ней целей. Для этого должны быть выяснены следующие характеристики прогнозируемого состояния портфеля продукции: включает ли в себя портфель достаточное количество бизнесов в привлекательных отраслях; порождает ли портфель слишком много вопросов и неясностей; имеется ли достаточное количество «денежных коров» для того, чтобы выращивать «звезды» и финансировать «вопросительные знаки»; дает ли портфель достаточное поступление как прибыли, так и денег; сильно ли уязвим портфель в случае проявления негативных тенденций; много ли в портфеле бизнесов, слабых в смысле конкуренции.

       - В зависимости от ответов, на  данные вопросы руководство может  прийти к выводу о необходимости формирования нового портфеля продукции.

       - Определение желаемого портфеля  продукции в соответствии с  тем, какой из вариантов может  лучшим образом способствовать  достижению фирмой своих целей.

       Подводя общий итог сказанному, следует еще  раз подчеркнуть, что матрицы анализа портфеля продукции сами по себе не являются инструментом принятия решения. Они только показывают состояние портфеля продукции, которое должно учитываться руководством при принятии решения. 

    2.5.2. Выбор стратегии

    Выбор стратегии фирмы осуществляется руководством на основе анализа ключевых факторов, характеризующих состояние фирмы, с учетом результатов анализа портфеля продукций, а также характера и сущности реализуемых стратегий. Основными ключевыми факторами, которые в первую очередь должны быть учтены при выборе стратегии, являются следующие: сильные стороны отрасли и сильные стороны фирмы зачастую могут играть решающую роль при выборе стратегий роста фирмы. Ведущие, сильные фирмы должны стремиться к максимальному использованию возможностей, порождаемых их лидирующим положением и к укреплению этого положения. При этом важно искать возможности развертывания бизнеса в новых для фирмы отраслях, обладающих большими задатками для роста. Лидирующие фирмы в зависимости от состояния отрасли должны выбирать различные стратегии роста. Так, например, если отрасль идет к упадку, то следует делать ставку на стратегии диверсификации, если же отрасль бурно развивается, то выбор стратегии роста должен падать на стратегию концентрированного роста либо на стратегию интегрированного роста. Слабые фирмы должны вести себя по-другому. Им следует выбирать те стратегии, которые могут привести к увеличению их силы. Если же таких стратегий лет, то они должны покинуть данную отрасль. Например, если попытки усилиться в быстрорастущей отрасли с помощью стратегий концентрированного роста не приводят к желаемому состоянию, фирма должна реализовать одну из стратегий сокращения.Цели фирмы придают уникальность и оригинальность выбору стратегии применительно к каждой конкретной фирме. В целях отражено то, к чему стремится фирма. Если, например, цели не предполагают интенсивного роста фирмы, то и не могут быть выбраны соответствующие стратегии роста, даже, несмотря на то, что для этого есть предпосылки как на рынке, в отрасли, так и в потенциале фирмы.

    Интересы  и отношение высшего  руководства играют очень большую роль в выборе стратегии развития фирмы. Руководство может любить рисковать, а может, наоборот, стремиться любыми способами избегать риска. И это отношение может быть решающим в выборе стратегии развития. Личные симпатии или антипатии со стороны руководителей также могут очень сильно влиять на выбор стратегии. 

    Финансовые  ресурсы фирмы также оказывают существенное влияние на выбор стратегии. Любые изменения в поведении фирмы, такие например, как выход на новые рынки, разработка нового продукта и переход в новую отрасль, требуют больших финансовых затрат. 

       Квалификация  работников, так же как и финансовые ресурсы, является сильным ограничительным фактором при выборе стратегии развития фирмы. Не обладая достаточно полной информацией о квалификационном потенциале,

       руководство не может сделать верного выбора стратегии фирмы.

       Обязательства фирмы по предыдущим стратегиям создают некую инерционность в развитии фирмы. Невозможно полностью отказаться от всех предыдущих обязательств в связи с переходом к новым стратегиям. Поэтому при выборе новых стратегий необходимо учитывать тот факт, что еще некоторое время будут действовать обязательства прежних лет, которые соответственно будут сдерживать либо корректировать возможности реализации новых стратегий. 

       Степень зависимости от внешней  среды оказывает существенное влияние, на выбор стратегии фирмы. Бывают такие ситуации, что фирма настолько зависит от поставщиков или покупателей ее продукции, что она не вольна делать выбор стратегии, исходя из возможностей более полного использования своего потенциала. Сильная внешняя зависимость может быть обусловлена также правовым регулированием поведения фирмы, например, антимонопольным законодательством, социальными ограничениями, зависимостью от природной среды, зависимостью от политических факторов и т. п. 

       Временной фактор должен обязательно приниматься во внимание при всех случаях выбора стратегии. Связано это с тем, что и возможности, и угрозы для фирмы, и планируемые изменения всегда имеют определенные временные границы. При этом важно учитывать и календарное время, и временную продолжительность интервалов осуществления конкретных действий по реализации стратегии. Фирма не в любой момент и не в любые календарные сроки может осуществлять стратегию, а только в те моменты и в те сроки, в которые появляется возможность для осуществления стратегии. 

 Оценка выбранной стратегии в основном осуществляется в виде анализа правильности и достаточности учета при выборе стратегии основных факторов, определяющих возможности осуществления стратегии. Вся процедура оценки выбранной стратегии в, конечном счете подчинена одному: приведет ли выбранная стратегия к достижению фирмой своих целей. И это является основным критерием оценки выбранной стратегии.  

       Если  стратегия соответствует целям  фирмы, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям.

       Соответствие  выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения.

       Проверяется то, насколько стратегия увязана с требованиями со стороны основных субъектов окружения, в какой степени учтены факторы динамики рынка и динамики развития жизненного цикла продукта, приведет ли реализация стратегии к появлению новых конкурентных преимуществ и т.п. 

       Соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы. В данном случае оценивается то, насколько выбранная стратегия увязана с другими стратегиями, соответствует ли стратегия возможностям персонала, позволяет ли существующая структура успешно реализовать стратегию, выверена ли программа реализации стратегии во времени и т.п.

 

 Приемлемость  риска, заложенного  в стратегии. Оценка оправданности риска проводится по трем направлениям: реалистичность предпосылок, заложенных в основу выбора стратегии; к каким негативным последствиям для фирмы может привести провал стратегии; оправдывает ли возможный положительный результат риск потерь от провала в реализации стратегии. 
3. ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

    3.1. Понятие и сущность  оперативного управления

       В широком смысле оперативное (текущее) управление включает в себя календарное планирование, разнарядку работ, определение объема партии выпускаемой продукции, размещение заказов на материалы, контроль за осуществлением работ и качеством их исполнения, внесение необходимых корректив в ход технологических процессов, маневрирование запасами, диспетчеризацию. В узком смысле оно обеспечивает процесс реализации краткосрочных и оперативных планов и диспетчеризацию, иными словами, сводится к принятию решений в конкретно складывающейся в данный момент ситуации.

       В современных условиях организация  оперативно-производственной деятельности направлена на обеспечение слаженности и согласованности в работе всех звеньев предприятия по выпуску конкурентоспособной продукции заданного качества и объема, определяемыми договорами с заказчиками, при наилучшем использовании всех видов производственных ресурсов.

       Оперативно-производственная деятельность ограничивается временными рамками краткосрочного периода планирования в интервале от одного дня до месяца.

       В ходе организации оперативно-производственной деятельности предприятий должны решаться следующие задачи:

       - обеспечение выполнения договоров  с заказчиками;

       - выпуск продукции в полном  соответствии с требованиями  по качеству, объему и срокам изготовления, установленными в договорах;

       - оптимальное использование производственных  мощностей предприятия;

       - обеспечение минимальной длительности  производственного цикла изделий;

       - сокращение объемов незавершенного  производства;

       - равномерная во времени и пространстве загрузка рабочих мест;

       - повышение эффективности производства.

       Организация оперативно-производственной деятельности предприятия осуществляется посредством оперативного управления производством.

       В основе оперативного управления производством  лежат объективные соотношения, присущие производственному процессу и определяемые его структурой. В ходе оперативного управления осуществляется повседневное руководство процессом производства и получают разработку вопросы оптимального использования производственных ресурсов предприятия. 

       Основная  задача оперативного управления производством  состоит в установлении и поддержании  определенных количественных соотношений между отдельными частичными процессами изготовления продукции с целью обеспечения выполнения производственного задания в установленные сроки и с минимальными затратами материалов, труда, времени и денежных средств.

       Для обеспечения рациональной организации  оперативно-производственной деятельности предприятия система оперативного управления производством должна отвечать следующим требованиям:

       - система оперативного управления  производством должна быть гибкой  и быстро реагировать на отклонения  от запланированного хода производства;

       - оперативные планы, разрабатываемые  в рамках этой системы, должны  быть научно обоснованы, при этом в основе технико-экономических расчетов должны лежать обоснованные нормы расходования производственных ресурсов;

       - в основу обеспечения рациональной  организации оперативно-производственной  деятельности должен быть положен  принцип полной преемственности разрабатываемых календарных планов;

       - оперативность принимаемых решений.  

    3.2. Календарно-плановые  расчеты производства

       Оперативно-календарное  планирование (ОКП) на предприятии представляет собой комплекс различных методов, организационных форм и технико-экономических расчетов, направленных на обеспечение слаженности и согласованности работы всех звеньев производства.

       Кроме того, оперативное планирование должно быть направлено на отыскание наиболее эффективных вариантов использования  производственных ресурсов предприятия. При этом надо опираться на создаваемое организацией производства рациональное сочетание живого труда с вещественными факторами процесса производства. Такое сочетание представляет собой необходимую и обязательную базу для оперативного управления, так как оптимальное планирование плохо организованного производства лишено всякого смысла.

       В современных условиях календарное  планирование является определяющим этапом внутрифирменного планирования. Именно календарный план может показать не только то, что нужно достичь в результате оперативно-производственной деятельности в конечном счете, но также и показать, как это сделать и как должно развиваться выполнение плана во времени и пространстве.

       Таким образом, с одной стороны, ОКП  можно рассматривать как метод организации производственного процесса во времени и пространстве, а с другой стороны, как комплекс технико-экономических расчетов по составлению оперативных планов на различные отрезки времени.

       В число основных задач оперативно-календарного планирования на предприятии входит: обеспечение максимальной прибыли предприятия, выполнения договорных обязательств предприятия по выпуску продукции заданных объемов и качества в установленные сроки, минимальной длительности производственного цикла, максимального использования производственных ресурсов предприятия, слаженной работы всех звеньев предприятия, максимальной реализации принципов параллельности, непрерывности и ритмичности.

Информация о работе Стратегическое и оперативное управление предприятием