Разработка предложений по улучшению условий для развития малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 20:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является разработка предложений по улучшению условий для развития малого и среднего бизнеса в рамках ЗАО г.Москва.
Объект исследования –существующие условия , способствующие развитию малого и среднего бизнеса в ЗАО г.Москва.
Предмет – существующие условия, направленные на развитие предприятий малого и среднего бизнеса , представленные в государственных программах, законах, источники финансирования

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I Анализ существующих условий для развития предприятий малого и среднего бизнеса в г. Москва…………………………………………………….5
Анализ государственных программ направленных на развития предприятий малого и среднего бизнеса на примере ЗАО г. Москва……..5
1.2 Основные проблемы субъектов малого и среднего предпринимательства, препятствующие успешному развитию………………………………………..20
Глава II Основные направления необходимые по улучшению условий развития предприятий малого и среднего бизнеса на примере ЗАО г. Москва……………………………………………………………………………26
2.1 Определение основных направлений для улучшения условий развития предприятий малого и среднего бизнеса………………………………………26
2.2. Обоснование эффективности разработанных предложений…………….29
Заключение……………………………………………………………………… 33
Список используемой литературы……………

Файлы: 1 файл

Разработка предложений по улучшению условий для развития малого бизнеса.docx.doc

— 265.50 Кб (Скачать)

     Следующим рассматриваемым видом является информационная поддержка субъектов  малого и среднего предпринимательства. Согласно статье 19 Федерального закона 24 июля 2007 года N 209-ФЗ , информационная поддержка осуществляется в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих субъекты малого и среднего предпринимательства сведениями:

- о реализации  федеральных и муниципальных  программ развития малого бизнеса;

- о количестве  субъектов предпринимательства и их классификации по видам деятельности;

- об  обороте товаров (работ, услуг)  небольших предприятий и предпринимателей;

- о финансово-экономическом  состоянии субъектов малого и  среднего предпринимательства;

- в области  маркетинга и развития бизнеса

     Рассмотрим  еще два вида оказываемой помощи со стороны государства малому и  среднему бизнесу первый из которых - консультационная поддержка, вторая – поддержка кадровыми ресурсами.

     Консультационная  поддержка соответствуя федеральному закону  — осуществляется в виде:

- создания  организаций, образующих инфраструктуру  поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства и  оказывающих консультационные услуги  субъектам малого и среднего  предпринимательства, и обеспечения  деятельности таких организаций;

- компенсации  затрат, произведенных и документально  подтвержденных субъектами малого  и среднего предпринимательства,  на оплату консультационных услуг

     Так же консультационная поддержка включает  в себя правовую помощь на бесплатной основе для предприятий малого и среднего бизнеса.

     Предприниматели могут получить неотложную юридическую  помощь в формате выездной консультации, могут воспользоваться услугой  абонентского обслуживания, представления  интересов в судах, правовой защиты объектов интеллектуальной собственности. Оказывается помощь в подготовке проектов правовых документов, подготовке проектов обращений в правоохранительные и другие государственные органы по вопросам защиты от противоправных поглощений и завладения имущественными правами, а также юридическая поддержка в случае возбуждения дел об административных правонарушениях и иные юридические услуги.

 

1.2 Основные проблемы субъектов малого и среднего предпринимательства, препятствующие успешному развитию.

     Основные  проблемы, с которыми сталкивается малый и средний бизнес, в первую очередь связаны с той политикой, которую проводит государство.

     Наступление кризиса и отсутствие полезной поддержки  от государства может привести к значительному количественному сужению малого и среднего бизнеса, т.е. к уходу с рынка (прежде всего «в тень») части малых предприятий, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою легальную хозяйственную деятельность, а также к сокращению численности занятых на малых предприятиях, снижению объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.

     Анализ  специфики кризисных явлений и малого бизнеса позволил определить основные проблемы субъектов малого бизнеса (см. ниже Таблица 1)

Одна  из наиболее влиятельных проблем  в развитии российского предпринимательства, это административные барьеры. Ее недостаточная решенность многократно увеличивает издержки бизнеса. В этих условиях малый и средний бизнес фактически вынуждался уходить в неправовую сферу, действовать по так называемым серым и даже черным схемам.

     Так же имеется еще одна важная причина сокращения числа малых предприятий - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы. 

     Таблица 1. Основные проблемы малого бизнеса

    Категория субъектов малого

    предпринимательства

    Проблемы
    Субъекты  МП, которые активно используют заемные  средства для производства, оказания услуг  Отсутствие  доступа к банковскому финансированию, переоценка залогового обеспечения, ухудшение условий кредитования, трудности с оборотными средствами, переход к теневому кредитованию в форме нелегальных кредитных услуг
    Субъекты  МП, производящие продукцию для средних  и крупных предприятий  Снижение спроса на продукцию, риск неплатежей со стороны контрагентов
    Субъекты  МП, оказывающие производственные, маркетинговые, кадровые, информационные, консультационные и прочие услуги Снижение спроса на услуги, риск неплатежей
    Субъекты  МП, действующие в сфере строительства (производство строительных материалов, выполнение строительных и ремонтных работ) Снижение спроса на продукцию и услуги, стоимости  продукции, тогда как материалы  могли быть закуплены по высоким  ценам начала - середины года
    Субъекты  МП, действующие в оптовой и розничной торговле Повышение стоимости  импортной продукции, трудности  с оборотными средствами, в среднесрочной  перспективе - снижение спроса на продукцию 
    Субъекты  МП, действующие в сфере общественного  питания и ресторанном бизнесе  Снижение спроса на продукцию и услуги, рентабельности и ликвидация отдельных предприятий
    Субъекты  МП, оказывающие услуги в сфере  транспорта Снижение спроса на продукцию и услуги, рентабельности и ликвидация отдельных предприятий 
    Субъекты  МП, работающие по государственному и муниципальному заказу Снижение объемов  заказов , неоплата работ, повышение  конкуренции за государственный  и муниципальный заказы
    Субъекты  МП, реализующие инвестиционные проекты, направленные на модернизацию и расширение производства Отсутствие финансовых средств для развития, замораживание проектов развития
    Все субъекты МП Административное  давление на бизнес, увеличение числа  проверок, снижение оборачиваемости  капитала, увольнение наемных работников

 
 

     Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства, оказывающий большое воздействие на производственные предприятия крупного масштаба и заставляющий уходить с рынка малые и средние предприятия. Данная проблема приводит к увеличению фирм, оказывающих услуги или занимающихся посреднической деятельностью (особенно, это свойственно крупным городам, таким как Москва)

Данную  тенденцию можно наблюдать в  следующей таблице:

Таблица 2

     Как видно из таблицы 2, чаще встречающимся видом деятельности, является торговля и обслуживание. Так же, можно заметить свойственное для мегаполисов явление преобладания количества микропредприятий над малыми и средними.

     В дополнение к вышесказанному,  я  приведу результаты опроса ВЦИОМ (см.Таблица 3), проведенного 5 июля 2009, с целью узнать с какими трудностями сталкиваются люди, открывающие свое небольшое дело.

Таблица 3. Результаты опроса ВЦИОМ

Опрос на 05.07.2009 Бизнесмен, предприниматель % Москва и Санкт-Петербург %
Административные  барьеры, несовершенство законодательства 11 6
Высокая арендная плата 2 2
Отсутствие  связей 4 6
Большие налоги 7 14
Большие финансовые затраты 28 24
Бюрократия 33 25
Коррупция 9 21
Нехватка  знаний, опыта 11 8
Серьезная конкуренция 9 3
Проблемы  с получением кредита на открытие бизнеса 4 2
Рэкет 0 2
Отсутствие  поддержки со стороны властей 0 0
Отсутствие  стабильности, сложная экономическая  ситуация 6 2
Частые  проверки  0 4
Страх не справиться, «прогореть» 4 3
Другое 9 5
Затрудняюсь ответить 11 21
Нет ответа 0 1
Итого: 148% (указывалось  несколько вариантов ответов) 149% (указывалось  несколько вариантов ответов)

 

     Данные, представленные в таблице показывают отношение респодентов, непосредственно  связанных с предпринимательством, а так же представлены результаты опроса проведенного в Москве и Санкт-Петербурге. В обоих случаях главной преградой является уровень бюрократии в стране.  На втором месте  находятся «большие финансовые затраты», но то же время получается, что данная проблема не связана с трудностями приобретения финансовых ресурсов, в частности кредитов (4% респондентов среди предпринимателей и 2% жители Москвы и Санкт-Петербурга).

     В заключении анализа существующих проблем, связанных с развитием малого и среднего бизнеса, подведем небольшой  итог.  К сожалению, в настоящее время сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого и среднего предпринимательства в качестве особого сектора экономики России. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, так же, как и механизм поддержки, представленный в различных программах не достаточно отлажен и имеет некоторые недочеты.

 

Глава II  Основные направления необходимые по улучшению условий развития предприятий малого и среднего бизнеса на примере ЗАО г. Москва.

2.1 Определение основных направлений для улучшения условий развития предприятий малого и среднего бизнеса в г. Москва

     На  основе проведенного анализа условий  для развития предприятий малого и среднего бизнеса в городе Москва, а так же основных проблем, препятствующих увеличению числа предприятий данного масштаба, мной были выявлены основные направления в которых необходимо провести улучшения условий.

   Первое  направление это развитие малых и средних предприятий, работающих в сфере инноваций. Инновационное предпринимательство, можно считать одним из выгодных направлений бизнеса для такого мегаполиса как Москва по таким причинам как:

  1. Особенности инфраструктуры города из-за которых существуют сложности развития предприятий работающих в сфере промышленного производства. Инновационные предприятия в данном случае, относятся как раз к производственным, но в то же время они могут свободно функционировать и развиваться в текущих условиях мегаполиса.
  2. Широкий доступ к информационным ресурсам благодаря высокому уровню развития IT технологий.
  3. Доступность высококвалифицированных кадров.
  4. Возможность сотрудничества с зарубежными инвесторами.

   Но  существуют сложности, связанные с доступностью финансовых ресурсов. В государственных программах поддержки, действующих в муниципальных образованиях города Москвы, представлен только один вид поддержки –субсидии. Так же существует несколько венчурных фондов созданных на основе Государственно-частного партнёрства. Но как показывает практика, подобных мер недостаточно и они не всегда доступны для малых предприятий.  Исходя из вышесказанного, необходимо проведение программ направленных на создание государственных венчурных фондов, а так же на улучшение «инвестиционного климата» для государственно-частных венчурных фондов в рамках отдельных муниципальных округов города Москва в дополнение  к двум существующим региональным фондам (Альянс РОСНО Управление Активами и ВТБ Управление активами). Западная практика показывает, что большое количество национальных и иностранных венчурных фондов, благоприятно воздействует  на развитие малых и средних предприятий, работающих в сфере инноваций.

   Второе  направление, которое необходимо развивать, это класс так называемых Малых Семейных Предприятий (МСП) с количеством сотрудников до 5 человек. Данный вид бизнеса в настоящее время активно развивается во всем мире и пользуется огромной популярностью. В некоторых странах количество предприятий этого типа насчитывается миллионами, а процент людей занятых в МСП превышает 50% а в некоторых случаях даже 70% (прим. Германия.). Малые семейные предприятия наиболее «гибкий» вид бизнеса, который может с легкостью подстраиваться под изменения определенного рынка. Благодаря развития научно-технического прогресса семейные предприятия могут охватывать достаточно большое количество видов деятельности таких как: различные ремесла, розничная торговля, строительство, недвижимость, образовательные, юридические и оздоровительные услуги, а так же финансовые, бухгалтерские, консультационные и компьютерные услуги. МСП могут внести значительный вклад в развитие экономики города, освоить сектора рынка не выгодные для предприятий более крупного масштаба, а так же смогут лучше удовлетворять потребности потребителей-жителей города Москва.  
 

По моему  мнению, для успешного развития данного направления необходимо улучшение следующих условий:

  1. Изменение систем кредитования со стороны государства. Необходимо проведение программ льготного кредитования. Предоставление долгосрочного кредита на условиях наименьшей процентной ставки среди предприятий других масштабов, а так же наличием определенных условий, при которых предприятие в течение первых двух лет (т.е. на этапе становления) МСП освобождается от выплат по кредиту.
  2. Предоставление льгот на государственное поручительство при получении кредитов у коммерческих банков ,либо проведение поручительства на бесплатной основе ,для предприятий данного масштаба.

Информация о работе Разработка предложений по улучшению условий для развития малого бизнеса