Разработка платежного календаря на примере компании ОАО "Мостотрест"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:02, курсовая работа

Краткое описание

Высокий динамизм денежных потоков предприятия, их зависимость от множества факторов определяют необходимость разработки планового финансового документа, обеспечивающего ежедневное управление поступлением и расходованием денежных средств предприятия. Таким плановым документом выступает платежный календарь. Разрабатываемый на предприятии в разнообразных вариантах, он является самым эффективным и надежным инструментом оперативного управления его денежными потоками.

Оглавление

Стр.
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРАТКОСРОЧНОГО ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 5
1.1 Сущность, задачи и виды краткосрочного финансового планирования 5
1.2 Экономическое содержание платежного календаря и методика его формирования 9
ГЛАВА2. РАЗРАБОТКА ПЛАТЕЖНОГО КАЛЕНДАРЯ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ ОАО «МОСТОТРЕСТ» 15
2.1 Нормативно-правовая база, необходимая для разработки платежного календаря 15
2.2 Разработка платежного календаря предстоящих платежей и поступление денежных средств ОАО «Мостотрест» 17
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КРАТКОСРОЧНОГО ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 21
3.1 Пути совершенствования системы краткосрочного финансового планирования в целом 21
3.2 Совершенствование платежного календаря на примере компании ОАО «Мостотрест» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Автосохраненный).docx

— 63.25 Кб (Скачать)
align="justify">    Построение  системы оперативного управления денежными  потоками, как части системы управления финансами предприятия требует  четкой регламентации и разностороннего  подхода к проблеме согласования и реализации всех процессов движения денежных платежей компании.

    На  заключительном этапе бизнес-процесс  управления денежными потоками закрепляется в регламентных документах, которые  утверждаются внутренним приказом и  являются обязательными для исполнения всеми подразделениями и работниками  компании. Внутренний документ, определяющий правила функционирования платежной  системы компании, должен содержать  информацию о порядке прохождения  заявок на оплату, сроках, лицах, ответственных  за согласование и утверждение, обязанностях и полномочиях сотрудников, последовательности действий.

   Методология, содержание, порядок процесса планирования безналичного денежного оборота  в форме составления свода  данных по нему по двум разделам выступает  исключительной прерогативой финансовой службы. Данный оперативный финансовый план не может и не должен составляться иными подразделениями предприятия, фирмы, компании. Потому, что платежный  календарь не просто оперативный  финансовый план, а оперативный финансовый план контроля за выполнением годового и квартальных финансовых планов, в том числе валютных.

Нормативную информацию можно условно разделить  на нормативно-правовую и нормативно-справочную. К нормативно-правовой принадлежат распоряжения органов законодательной и исполнительной власти (законы, постановления, акты), которые регулируют экономическую деятельность предприятия.

Нормативно-справочная информация - это нормы и нормативы, которые определяются руководством предприятия (например, нормы расходов материалов). К справочной принадлежит  информация, одинаковая для всех функциональных разновидностей: название предприятия, министерства, ведомства, штатное расписание, список поставщиков и покупателей  и тому подобное.

В соответствии с действующей международной  практикой составления отчетности и прогнозирования денежных потоков  обслуживание финансовых кредитов отражается в составе операционной (а не финансовой) деятельности предприятия. Это связано  с тем, что проценты за кредит, лизинговые платежи и другие расходы предприятия  по обслуживанию финансового кредита  входят в состав себестоимости продукции  и, соответственно, влияют на размер формируемой  операционной прибыли. Календарь обслуживания финансовых кредитов разрабатывается в целом по предприятию и содержит лишь один раздел – «график выплат, связанных с обслуживанием финансового кредита». Суммы и даты выплат включаются в платежный календарь в соответствии с условиями кредитных (лизинговых) договоров. 
 

2.2 Разработка  платежного календаря предстоящих  платежей и поступление денежных  средств ОАО «Мостотрест» 

  Чтобы сформировать платежный календарь, финансовому работнику понадобится  следующая информация:

  • отчет о кредиторской и дебиторской задолженности организации. В нем должны быть указаны суммы доходов и расходов с перечнем договоров, контрагентов и ответственных лиц;
  • графики оплаты договоров, в которых отражены сроки платежей;
  • графики периодических выплат – налогов, заработной платы и т. п.;
  • данные о текущих остатках на счетах.

В первую очередь имеет смысл занести  в календарь регулярные выплаты  и поступления. Как правило, это  такие платежи, как авансы, расчеты  по кредитам и займам, оплата процентов, штрафов и пени.

С остальными суммами разумно поступить так. Можно разработать форму заявки на платеж, которую будут подписывать, например, руководители подразделений  организации. Эти документы должны поступать в финансовую службу. Задача ее работников – убедиться, что фирма  не заплатит больше денег, чем может  себе позволить. В противном случае баланс доходов и расходов будет  нарушен. Если все в порядке, финотдел может включить заявку в проект платежного календаря. Если нет – ее нужно  передать финансовому директору. И  уже он решает, будет ли фирма  проводить данный платеж.

Поэтому необходимость перечисления денег  по «сверхлимитным» или незапланированным  заявкам должна быть документально  обоснована.

   Итак, календарь сформирован. Если все значения в нем положительные, финансовое состояние компании можно считать удовлетворительным. Отрицательные цифры означают, что в какой-то конкретный день фирме может не хватить денег. 

Наименование  статей расходов Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Итого
ПЛАТЕЖИ
За  сырье, материалы, топливо, электроэнергию, товары, услуги 1 458,6 1 792,0 3 403,2 2 674,2 4 164,9 2 475,7 15 968,6
Платежи в бюджет и социальные фонды 430,7 294,3 412,9 300,6 131,2 303,9 1 873,6
Проценты  по кредитам 129,5 140,5 146,6 200,5 320,1 107,7 1 044,9
Расходы на оплату труда 854,5 744,5 340,7 1 049,1 689,4 731,2 4 409,4
Перечисление  средств на депозиты 355,0 347,5 1 315,0 1 390,0 4 604,5 2 795,2 10 807,2
Погашение кредита 500,7 450,8 530,9 550,8 560,8 456,6 3 050,6
Прочие 200,7 453,8 564,9 347,8 317,6 256,9 2 141,7
Итого платежей 3 929,7 4 223,4 6 714,2 6 513,0 10 788,5 7 127,2 39 296,0
ПОСТУПЛЕНИЯ
За  реализованную продукцию 2 928,3 3 515,2 3 363,3 5 773,6 6 903,0 5 146,8 27 630,2
Возврат денег с депозитов 355,0 347,5 1 315,0 1 390,0 4 604,5 2 795,2 10 807,2
Ссуды полученные 340,8 408,8 567,0 598,7 670,7 453,0 3 039,0
Прочие 557,9 178,0 670,8 546,8 234,7 356,9 2 545,1
Итого поступлений 4 182,0 4 449,5 5 916,1 8 309,1 12 412,9 8 751,9 44 021,5
Превышение  платежей над поступлениями     798,1       798,1
Превышение  поступлений над платежами 252,3 226,1   1 796,1 1 624,4 1 624,7 5 523,6

«Оптимизируем»  календарь

Первоначальный  вариант документа, как правило, «несбалансирован». Например, в таблице 1 в марте платежи фирмы превышают  суммы поступлений. Причина проста. Компании выгодно как можно раньше оплатить счета. А к сумме денег, которые должны поступить на фирму, нужно относиться осмотрительно. Ведь нельзя быть полностью уверенным  в том, что контрагенты вовремя  оплатят счета. В результате может  сложиться ситуация, о которой  мы упоминали выше: в начале месяца денег на фирме может просто не оказаться.

Статьи  расходов Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Итого
ПЛАТЕЖИ
На  сырье, материалы, топливо, электроэнергию, товары и услуги 1 458,6 1 792,0 2 403,2 3 674,2 4 164,9 2 475,7 15 968,6
Платежи в бюджет и социальные фонды 430,7 294,3 412,9 300,6 131,2 303,9 1 873,6
Проценты  по кредитам 129,5 140,5 146,6 200,5 320,1 107,7 1 044,9
Расходы на оплату труда 854,5 744,5 340,7 1 049,1 689,4 731,2 4 409,4
Перечисление  средств на депозиты 355,0 347,5 1 315,0 1 390,0 4 604,5 2 795,2 10 807,2
Погашение кредита 500,7 450,8 530,9 550,8 560,8 456,6 3 050,6
Прочие 200,7 453,8 564,9 347,8 317,6 256,9 2 141,7
Итого платежей
3 929,7 4 223,4 5 714,2 7 513,0 10 788,5 7 127,2 39 296,0
ПОСТУПЛЕНИЯ
За  реализованную продукцию 2 928,3 3 515,2 3 363,3 5 773,6 6 903,0 5 146,8 27 630,2
Возврат денег с депозитов 355,0 347,5 1 315,0 1 390,0 4 604,5 2 795,2 10 807,2
Ссуды полученные 340,8 408,8 567,0 598,7 670,7 453,0 3 039,0
Прочие 557,9 178,0 670,8 546,8 234,7 356,9 2 545,1
Итого поступлений 4 182,0 4 449,5 5 916,1 8 309,1 12 412,9 8 751,9 44 021,5
Превышение  поступлений над платежами 252,3 226,1 201,9 796,1 1 624,4 1 624,7 4 725,5

   Как правило, после окончания  «оптимизации» календарь подписывает  генеральный директор. Так документ  вступает в силу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3.  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  СИСТЕМЫ КРАТКОСРОЧНОГО ФИНАНСОВОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 

3.1  Пути  совершенствования системы краткосрочного  финансового планирования в целом 

    Рассматривая  краткосрочное финансовое планирование можно увидеть, что оно имеет  ряд определенных проблем, которые  мешают эффективному функционированию данному направлению планирования.

    Как известно, что краткосрочное планирование нацелено на решение текущих задач предприятия по привлечению источников финансирования и их расходованию. Поэтому проблемы краткосрочного планирования можно рассмотреть в разрезе внутренних и внешних.

    К внутренним проблемам относятся  такие как:

    - проблема «человеческого фактора». Данное препятствие говорит о неприятии финансового планирования персоналом организации и не желании использовать все преимущества данного вида планирования в полном объеме: если у предприятия на данный момент есть текущая прибыль и оборот растет, значит, не стоит переживать и не тратить свое время. Тем самым они не считают нужным думать о «стратегии» предприятия и решают те проблемы, которые не являются частью краткосрочного планирования, но которые могут повлиять на создание трудностей в будущем;

    - технические проблемы. Сейчас многие предприятия, занимающиеся разработкой программного обеспечения, предлагают продукты, сформированные на базе 1С, способные облегчить работу специалистов, занимающихся финансовым планированием на предприятии. Но руководство организации часто не понимает преимуществ этих программ и не желает вкладывать в них деньги. Поэтому на многих средних предприятиях весь учет ведется в программе Eхеl, не совмещенной с базой бухгалтерии. Это замедляет процесс импорта данных и появляется угроза потери части данных или непонимания их природы.

    Процесс текущего финансового планирования осложняется рядом внешних факторов. В действительности российской экономики  с огромной степенью неопределенности внешней среды предприятия сталкиваются с возможным изменением условий  со стороны контрагентов.

    Для финансирования текущих потребностей предприятия чаще всего используют банковское или коммерческое кредитование. Изменение отношений с кредиторами  меняет денежный поток. Например, поставщик может уменьшить период отсрочки платежа, и чтобы ликвидировать разрыв в поступлении денежных средств, предприятию необходимо будет воспользоваться банковским кредитованием. Или банк может отказать в пролонгации кредита, как вследствие ухудшения финансового состояния предприятия, так и отсутствия возможности у него самого в выдаче кредита.     Все это ведет к изменению финансового планирования и поиску новых источников с новой стоимостью.

      Внешними проблемами являются:

    - действия конкурентов. Конкуренты  часто препятствуют реализации финансовых планов предприятия. Это связано с тем, что, например, организация снизив свои цены привлекает не только большее количество потребителей, но и внимание конкурентов, которые стремятся изменить свою политику, и тем самым, переманить клиентов на свою сторону. Таким  поведением конкуренты не дают возможности реализовать задуманные планы;

    - изменение налогового законодательства. Изменения также часто влияют на количество запланированных мероприятий по улучшению финансового положения организации. Частые изменения налогового законодательства  заставляют предприятия менять методику расчета того или иного налога и препятствуют нормальной работе организации.

    Выше  перечисленные проблемы являются наиболее актуальными в настоящее время. Данные трудности приводят к некачественному  функционированию краткосрочного финансового  планирования предприятия и всей его краткосрочной политики.

    Но  помимо проблем существуют пути их совершенствования. Рассмотрим повышение  эффективности краткосрочного финансового  планирования на примере приведенных  выше проблем.

    Решение проблемы «человеческого фактора» с  точки зрения специалистов заключается  в том, что необходимо повышать квалификацию персонала организации, проводить  переквалификацию. Повысить их осведомленность  в рамках планирования как одного из путей эффективного использования  денежных средств предприятия. Следует также изменить процесс работы в организации на более четкий и скоординированный.

    Технологическую проблему можно устранить с помощью  осведомленности персонала о  программных продуктах, которые  помогут в краткосрочном планировании. Данные технологии намного упрощают работу специалистов занимающихся планированием, что в последствие ведет к увеличению времени для другой немало важной работы.

Информация о работе Разработка платежного календаря на примере компании ОАО "Мостотрест"