Разработка мероприятий по обеспечению конкурентоспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 16:07, дипломная работа

Краткое описание

Рынок представляет собой ту сферу общественных отношений, где продукты, конкурируя между собой, проходят сравнение и проверку на соответствие требованиям потребителей и где выявляется их отклонение от этих требований. При совершении покупки каждый индивидуальный покупатель осуществляет процесс выбора необходимого ему продукта среди ряда аналогов и приобретает только наиболее удовлетворяющий его потребности.
В масштабе общества наибольшее признание среди продуктов, предназначенных для удовлетворения общественной потребности, получает тот, который наиболее соответствует ей по сравнению с продуктами-конкурентами. Это и выделяет его из общей товарной массы, обеспечивает успех в конкурентной борьбе. Другими словами, позволяет говорить, что он является конкурентоспособным.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Конкурентоспособность организации и система мероприятий для повышения конкурентоспособности 7 1.2. Методические аспекты оценки конкурентоспособности предприятия 13
1.3. Особенности функционирования туристического рынка 22
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «СТЕЛЛА-ТУР» 27
2.1. Общая характеристика деятельности ООО «Стелла-тур» 27
2.2. Основные технико-экономические показатели деятельности
ООО «Стелла-Тур» 34
2.3 Исследование конкурентов и оценка конкурентоспособности
ООО «Стелла-Тур» на рынке туризма 38
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «СТЕЛЛА-ТУР» 63
3.1. Пути повышения конкурентоспособности ООО «Стелла-Тур» 63
3.2. Мероприятия по повышению качества обслуживания клиентов
в ООО «Стелла-Тур» 66
3.3. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
Список используемых источников 83
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

мой диплом!.doc

— 801.50 Кб (Скачать)

КАЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ

ОУП ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АКАДЕМИЯ  ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 
 
 
 
 

Заочное отделение

Специальность  080507.65 «Менеджмент организации»

Специализация «Инновационный менеджмент» 

Кафедра экономики и финансов 
 

Допущен к защите

Зав.кафедрой экономики и финансов,

доцент, к.э.н. Е.Н.Новикова

____________________

«_____» ________2012 г. 
 
 
 
 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

на тему

Разработка  проекта по обеспечению  конкурентоспособности  предприятия 
 
 
 

Выполнила

студентка группы 08-24МОП                    ________   Степанова Елена Михайловна

                                                                     подпись                                        

Научный руководитель    к.э.н., доцент  _________   Новикова Елена Николаевна

                                  ученая степень, звание       подпись                                                                                  
 
 
 
 
 

                                                                   Казань 2012 г. 

Содержание

Введение        3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ТОВАРОВ И УСЛУГ                                   7

1.1 Сущность и  понятие конкурентоспособности                                                7

1.2 Анализ конкурентов и выявление конкурентных преимуществ фирмы   12

1.3 Конкурентные стратегии фирмы                                                                  25

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ТУРИСТИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ ООО "СТЕЛЛА-ТУР"                               30                                                                                       

2.1 Организационно-экономическая характеристика организации, анализ рентабельности, прибыльности, деловой активности                                           30

2.2 SWOT- анализ туристической компании  ООО "Стелла-тур"                    43                                          

2.3 Динамика повышения  конкуренции ООО "Стелла-Тур"  на рынке туризма и оценка  конкурентных преимуществ ООО  "Стелла-Тур"                               49

Глава 3. Разработка мероприятий  по повышению конкурентоспособности  туристической компании "Стелла-тур"                                                                                                     70

             3.1Пути повышения конкурентоспособности ООО "Стелла-Тур"                   70

3.2 Мероприятия по повышению качества обслуживания клиентов

в ООО "Стелла-Тур"                                                                                     72

3.3 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий        78

Заключение                                                                                                             85

Список используемой литературы                                                                      90

Приложение                                                                                                            94 
 
 
 

Введение

     Рынок представляет собой ту сферу общественных отношений, где продукты, конкурируя между собой, проходят сравнение и проверку на соответствие требованиям потребителей и где выявляется их отклонение от этих требований. При совершении покупки каждый индивидуальный покупатель осуществляет процесс выбора необходимого ему продукта среди ряда аналогов и приобретает только наиболее удовлетворяющий его потребности.

     В масштабе общества наибольшее признание  среди продуктов, предназначенных  для удовлетворения общественной потребности, получает тот, который наиболее соответствует  ей по сравнению с продуктами-конкурентами. Это и выделяет его из общей товарной массы, обеспечивает успех в конкурентной борьбе. Другими словами, позволяет говорить, что он является конкурентоспособным.

     При выборе туристического продукта потребитель  ориентируется на те его особенности, которые представляют для него существенный интерес.

     Во-первых, это параметры, отражающие качество и полезность продукта, так как  важнейшим условием его выбора является совпадение свойств и характеристик, которым потребитель отдает предпочтение.

     Во-вторых, для определения конкурентоспособности существенным является не только сравнение по степени соответствия конкретной потребности, но и учет связанных с ними затрат потребителя. При этом следует принимать во внимание, что покупка означает только обязательное условие, исходный пункт удовлетворения потребности. Суммарные же затраты состоят из двух частей: единовременных (продажная цена туристического продукта) и текущих (затраты в месте пребывания – экскурсии, дополнительное питание, транспорт, развлечения и т.д.). В целом же общая сумма этих расходов выступает для потребителя в качестве цены удовлетворения потребности (цены потребления).

     Наряду  с вышеизложенным уровень конкурентоспособности  будет определяться такими факторами, как развитие новых видов услуг  и стимулирование появления новых потребностей. С ними связаны тенденции продолжения роста затрат на исследовательские разработки, рекламу и маркетинг.

     Это, прежде всего, относится к постоянному  обновлению ассортимента услуг, безостановочной  разработке и быстрому освоению новых видов услуг, эффективности, снижению всех видов издержек. Особое место занимает обеспечение стабильного роста качества и надежности новых видов услуг при одновременном снижении цен.

     Суть  этого подхода заключается в  том, чтобы нацелить предприятия, во-первых, на постоянное внедрение новых услуг; во-вторых, на повышение качественных и потребительских характеристик при снижении цен на услуги.

     Находясь  в конкурентном окружении, фирмы  прибегают к множеству различных  форм и методов конкурентной борьбы, зачастую далеко выходящих за пределы традиционной конкуренции продуктом.

     Перечислим  основные методы, используемые для  повышения конкурентоспособности  предприятия: установление более низких цен на услуги, чем цены конкурента; выведение на рынок нового турпродукта, услуг и созданию новых потребностей; улучшение обслуживания клиентов, в особенности системы транспортировки и доставки; улучшение и расширение системы сбыта и распределения; усиление и улучшение рекламы и систем продвижения продукта.

     На  этапе формирования рыночных отношений в России хорошо заметно исчезновение и банкротство “случайных” компаний, которые не имели достаточных сведений о структуре рынка, на котором они пытались организовать деятельность, не учитывали уже сложившихся традиций в отношениях между работающими в данной области структурами. Ввиду того, что новые производственные связи и финансовые возможности вытекают из уже сложившихся, необходимо отметить, что развитие без учета интересов этих структур затруднено.

     Стратегия конкуренции фирм, знающих свое место на рынке, сконцентрирована на захвате тех мест на рынке, которые не вызывают интереса, либо же слабо интересуют большинство фирм. Для того чтобы успешно вести бизнес в этих незанятых нишах рынка, фирма должна иметь четкую специализацию, внимательно изучать свой сегмент рынка. Все это позволяет вести успешную коммерческую деятельность в сложных условиях нестабильного российского рынка.

     Вышесказанное позволяет утверждать, что проблема конкурентоспособности в туристическом  бизнесе является актуальной, так как с ежегодным ростом количества новых туристических фирм ожесточается конкурентная борьба.

     Объектом  исследования является туристическая фирма ООО "Стелла-тур ".

     Предметом исследования является конкурентоспособность  туристической фирмы ООО "Стелла-тур ".

     Цель  работы –  разработать комплекс мероприятий, направленных  на обеспечение конкурентоспособности туристической фирмы и оценить их эффективность.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Охарактеризовать конкурентоспособность как комплексную многоаспектную характеристику.
  2. Проанализировать конкурентоспособность туристической фирмы ООО "Стелла-тур ".

           3.    Рассмотреть особенности конкуренции туристических фирм в

г. Казани.

         4. Рассмотреть механизмы формирования конкурентоспособных туристских фирм с учетом потребительских предпочтений туристов.

          5.     Разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности для ООО "Стелла-тур ".

     В ходе исследования применялись: анализ фактического материала по предприятию малого бизнеса в сфере туризма на примере ООО"Стелла-тур ", опрос потребителей услуг.

     Для написания дипломной работы были использованы труды И.Т. Балабанова, Ю.Ф. Волкова, В.Г. Гуляева, А.П. Дуровича, Е.Н. Ильиной, М.А. Жуковой, В.А. Квартальнова, Н.А. Седовой, Н.Д. Чудновского и др.

     Личный  вклад автора состоит в разработке рекомендаций по повышению конкурентоспособности  ООО "Стелла-тур ".

     Данная  работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе освещены теоретические аспекты конкурентоспособности: определение конкурентоспособности, методики анализа конкурентов и выявления конкурентных преимуществ, конкурентные стратегии фирм. Вторая глава представляет собой анализ конкурентоспособности туристической фирмы ООО "Стелла-тур ". В ней дается характеристика деятельности предприятия, конкурентных преимуществ, а также оценка конкурентной стратегии. В третьей главе рассматриваются основные направления и перспективы развития ООО "Стелла-тур " и даются рекомендации по обеспечению конкурентоспособности на данном предприятии. 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ТОВАРОВ И УСЛУГ 

    1. Сущность  и понятие конкурентоспособности
 

     Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы, это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих фирм как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка.

     Таким образом, конкурентоспособность фирмы - понятие относительное: одна и та же фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента - нет. Оценка степени конкурентоспособности, т.е. выявление характера конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими фирмами, заключается в первую очередь в выборе базовых объектов для сравнения, иными словами, в выборе фирмы-лидера в отрасли страны или за ее пределами. Такая фирма-лидер должна обладать следующими параметрами:

Информация о работе Разработка мероприятий по обеспечению конкурентоспособности предприятия