Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:29, шпаргалка
Учебная дисциплина "Разработка управленческого решения" является одной из важнейших в цикле дисциплин менеджмента. Ее значимость обусловлена тем, что данная дисциплина вооружает профессиональных менеджеров методологией решения разнообразных управленческих проблем. В условиях экономики рыночного типа с жесткой конкуренцией, переход к концепции научного менеджмента, ориентированного на достижение конкурентоспособности за счет повышения качества управленческой работы обеспечивает выживание организации. Не желающие работать качественно терпят банкротство. Ежегодно от 8 до 12 процентов фирм индустриально развитых стран терпят банкротство из-за низкого качества управления
Кроме того, классификацию видов контроля можно производить по следующим основаниям:
а) по принадлежности к предприятию носителя контроля (внутренний и внешний контроль или проверка);
б) по обязательности контроля (добровольный контроль, контроль согласно уставу, договорный контроль, контроль согласно законодательства);
в) по объекту контроля (контроль за объектом, контроль за решением, контроль за результатами);
г) по регулярности (регулярный и нерегулярный контроль, специальные проверки);
д) по объему контроля (полный, сплошной или выборочный контроль);
е) по отношению к времени
реализации контролируемых управленческих
решений и действий (предварительный,
текущий и последующий
44.Система контроля исполнения принятых решений.
Создавая систему контроля
исполнения принятых решений, необходимо
выполнить комплекс действий по планированию
и организации контрольной
1. Выбор концепции контроля.
Менеджер должен решить, следует
ли на предприятии применить
всеобъемлющую систему
2. Определение цели контроля.
Менеджер на данном этапе
3. Определение объектов
контроля. При планировании контрольных
мероприятий вне рамок
4. Определение контролируемых
норм. В их качестве выступают
объекты должностных или
5. Определение субъектов
контроля. Это действие предполагает
выбор вида контроля по
6. Определение методов
контроля. По направлению может
быть выбран прогрессивный
7. Определение объема
контроля. В зависимости от объема
различают полный, сплошной или
выборочный контроль. Правильный
выбор объема контроля
8. Определение действий
по контролю. При необходимости
руководитель может указывать
последовательность
9. Определение точек контроля.
Организовывая контрольные
10. Определение средств
контроля. В целях повышения качества
контроля необходимо
11. Определение областей
контроля. При принятии решения
о проведении контрольных
12. Определение допусков
на погрешности. При
13. Определение способа
сообщения результатов
14. Определение способа
оценки отклонений. Это действие
подразумевает анализ
Следует иметь ввиду, что
контрольные мероприятия
45.Основные принципы и критерии организации контроля.
При организации системы контроля принято придерживаться следующих общепризнанных принципов:
1) осмысленность и однозначное
восприятие стандартов
2) двустороннее общение с сотрудниками;
3) достаточность контрольных мероприятий и действий;
4) установление жестких, но достижимых стандартов;
5) вознаграждение за достижение
установленных стандартов и
В интересах формирования действенной системы контроля исполнения принятых решений следует придерживаться критериев оценки организации процессов контроля. К ним относятся:
a) эффективность контроля;
b) эффект влияния на людей;
c) выполнение задач контроля;
d) границы контроля (ограничения контроля).
Критерий эффективности контроля предполагает его оценку на успешность, которая состоит и сравнения полезности контроля (избежание в будущем расходов, связанных с недостатками, последствиями и устранением недостатков, выполнение обязательств) и расходов на контроль (затраты на персонал и материальное обеспечение, а также затраты на устранение недостатков).
Критерий эффекта влияния на людей. Контрольные мероприятия могут по разному воздействовать на персонал предприятия. В одном случае они будут стимулировать к повышению качества работы, содействовать формированию чувства удовлетворения, доверия и приобретению знаний. В другом случае меры по контролю могут вызвать недоверие, угрозы, демотивацию и т.п. Исходя из этого контрольные мероприятия должны осуществляться таким образом, чтобы исключить возможность защитной реакции у проверяемых лиц.
Выполнение задач контроля. Данный критерий является одним из основных. Результатами контроля могут выступать выявление совпадений и отклонений при реализации принятых проектов, устранение отклонений, выработка решений относительно достоверности данных о потенциальных возможностях и результатах работы, а также достижение эффектов обучения (положительные изменения в состоянии дел в будущем на основе анализа причин недостатков).
Границы контроля. В обществе
общепризнанны некоторые
В-третьих, требуют соблюдения нормы договорных положений, относящиеся к контролю. например, инструкции по проверке годового баланса, договоры о проверках, меры взаимного контроля исполнения обязательств и т.п.
46.Ответственность руководителя как элемент процесса принятия и реализации решения.
Принятие на себя ответственности
и привлечение к
В менеджменте “ответственность” не следует понимать в качестве права на принятие решения, в смысле юридического взятия на себя обязательств или персонального приписывания вины. В управлении ответственность следует интерпретировать следующим образом:
во-первых, ответственность в смысле сознательности;
во-вторых, ответственность в смысле готовности отвечать за последствия;
в-третьих, ответственность
в организационно-
Под ответственностью в смысле
сознательности понимают готовность при
собственных решениях или действиях
соблюдать или учитывать
Под ответственностью в смысле
готовности отвечать за последствия
управленческих решений принято
понимать персональную ответственность
за последствия действий и ошибки
при разработке и принятии
управленческих решений . С этим
связано осуществление
Ответственность в организационно-
Ответственность необходимо
также рассматривать и в
47.Виды ответственности в менеджменте.
В практике менеджмента выделяют различные виды ответственности (рис 12 ). Остановимся на рассмотрении наиболее часто встречающихся видах.
Собственная ответственность означает обязанность соответствующих должностных лиц отвечать за собственные управленческие решения и действия. Перекладывание ответственности на подчиненных в деловом мире относится к неэтичным действиям.
Чужая ответственность характеризует обязанность отвечать за решения и действия подчиненных менеджеру лиц, которым его решением предоставлены полномочия принятия решений и реализации управленческих действий.