Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:29, шпаргалка
Учебная дисциплина "Разработка управленческого решения" является одной из важнейших в цикле дисциплин менеджмента. Ее значимость обусловлена тем, что данная дисциплина вооружает профессиональных менеджеров методологией решения разнообразных управленческих проблем. В условиях экономики рыночного типа с жесткой конкуренцией, переход к концепции научного менеджмента, ориентированного на достижение конкурентоспособности за счет повышения качества управленческой работы обеспечивает выживание организации. Не желающие работать качественно терпят банкротство. Ежегодно от 8 до 12 процентов фирм индустриально развитых стран терпят банкротство из-за низкого качества управления
Каждое управленческое решение
облекается в конкретную форму. Наиболее
распространенны следующие
Разработанные управленческие решения для их реализации необходимо довести до соответствующих исполнителей и заинтересованных лиц. В этой связи по способу передачи различают вербальные, письменные и электронные управленческие решения.
Под качеством управленческого решения принято понимать “совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретных потребителей и обеспечивающих реальность его реализации”. К основным параметрам качества управленческих решений относят:
степень энтропии проблемы,
т.е. ее количественной неопределенности.
При формулировании проблемы преимущественно
качественными
уровень риска вложения инвестиций или использования каких либо ресурсов;
показатель вероятности реализации решения с точки зрения качества, затрат и сроков;
степень соответствия теоретической модели фактическим данным, на основании которых она была построена, или степень точности прогноза.
В процессе разработки и принятия управленческого решения очень важно создать условия обеспечения его высокого качества и эффективности. К таким условиям относятся:
использование научных подходов менеджмента при разработке управленческого решения;
учет воздействия экономических законов на эффективность управленческих решений;
применение методов
структурирование проблемы и построение дерева целей;
обеспечение многовариантности решений;
обеспечение сопоставимости альтернативных вариантов управленческих решений;
правовая обоснованность принимаемых управленческих решений;
создание и обеспечение работы системы ответственности и мотивации качественного и эффективного управленческого решения;
наличие или создание механизма реализации управленческого решения.
Выполнение на практике перечисленных
условий обеспечения качества управленческих
решений очень трудоемко и
дорогостояще. Поэтому выполнение полного
их объема целесообразно только для
рациональных управленческих решений
по дорогостоящим объектам (проектам).
В последнее время все более
проявляется тенденция к
В процессе развития теории и практики управления сложился ряд так называемых “школ в управлении”. Наиболее известны среди них: школа научного управления (1885 – 1920 г.г.), классическая или административная школа управления (1920 – 1950 г.г.), школа человеческих отношений или неоклассическая школа (1930 – 1950 г.г.), поведенческо-бихевиористская школа или школа поведенческих наук (1950 г. – по настоящее время).
Анализ теории и практики управления позволил сформулировать 13 научных подходов к менеджменту. Среди них: системный; комплексный; интеграционный; маркетинговый; функциональный; динамический; воспроизводственный; процессный; нормативный; количественный (математический); административный; поведенческий; ситуационный. Все они характеризуют тот или иной аспект менеджмента, дополняя друг друга. Рассмотрим кратко их характеристики.
Системный подход рассматривает любую систему как совокупность взаимосвязанных элементов, которая имеет вход, выход, связь с внешней средой и обратную связь.
Применение комплексного подхода позволяет учесть технические, экономические, социальные, психологические и другие аспекты менеджмента и их взаимосвязи.
Интеграционный подход к менеджменту предполагает исследование и упрочение связей между подсистемами и элементами системы менеджмента, стадиями жизненного цикла объекта управления, уровнями управления, субъектами управления по горизонтали.
Маркетинговый подход ориентирует управляющие подсистемы при разрешении проблем на потребителя. При этом основные усилия направляются на повышение качества, экономию ресурсов потребителей, экономию ресурсов в производстве.
Функциональный подход рассматривает потребность как совокупность функций, которые необходимо выполнить для ее удовлетворения.
Динамический подход заключается в рассмотрении объекта управления в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности, в проведении анализа за 5–10 лет и разработке перспективного прогноза развития объекта.
Воспроизводственный подход заключается в ориентации менеджеров на постоянное возобновление производства товара или услуги для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими, чем в предшествующем цикле, совокупными затратами на единицу полезного эффекта.
В основе процессного подхода
– рассмотрение процесса управления
как суммы взаимосвязанных
Особенность нормативного подхода состоит в установлении нормативов по всем элементам системы менеджмента: целевой, функциональной и обеспечивающей подсистемам.
Количественный подход основывается на переходе от качественных к количественным оценкам за счет использования математических, статистических и инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и т.п.
Содержанием административного подхода является регламентация прав, обязанностей, функций, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах.
Поведенческий подход опирается на социальное взаимодействие, мотивацию, авторитет и лидерство, коммуникативные процессы, богатство содержания и высокий уровень качества трудовой жизни.
Сторонники ситуационного подхода исходят из того, что пригодность различных методов управления определяется условиями конкретной ситуации.
Термин “модель” имеет множество трактовок.
Майкл Мескон, Майкл Альберт
и Франклин Хедоури трактуют модель
как упрощенное представление реальной
жизненной ситуации, к которой
она применяется. Медоуз и др. в
монографии “Пределы роста” определяют
модель как упорядоченный набор
предположений о сложной
Профессор Раис Ахметович Фатхутдинов приводит следующие определения моделей.
Экономическая модель –
это схематическое
Модель – условный образ объекта управления.
Применение моделирования
в экономике и управлении обусловлено,
с одной стороны –
Исходя из приведенных определений модели, данных различными авторами, экономико-математическая модель должна быть адекватной действительности, отражать существенные стороны, черты и связи моделируемого объекта.
Модель должна соответствовать следующим требованиям:
1) адекватность структуре
и свойствам объекта
2) соответствие модели
системе ценностей и
3) соответствие особенностям
и возможностям создания
4) соответствии требованиям
решаемой управленческой
Экономико-математические модели имеют определенную структуру, основными элементами которой, как указывается в книге “Аналитическая основа принятия управленческих решений”, являются:
1) ситуация принятия решения; 2) время принятия решения;
3) ресурсы, необходимые для реализации решения;
4) ресурсы, которыми располагает организация или лица, принимающего управленческое решение;
5) система управляемых факторов; 6) система неуправляемых факторов;
7) система связей между управляемыми и неуправляемыми факторами;
8) альтернативные варианты решений;
9) система критериев (оценочная система) для оценки результатов принимаемых решений.
Процесс моделирования целесообразно
осуществлять в три этапа. На первом
этапе анализируются
На втором этапе определяются методы, с помощью которых может быть решена управленческая задача. Вторым шагом на данном этапе является выбор наиболее рационального математического метода решения управленческой задачи. При этом руководствуются правилом, согласно которому лучшим является не самый сложный и адекватный реальному явлению, а тот который позволяет получить самое рациональное и наиболее точное экономическое решение.
На третьем этапе
Следует отметить, что один и тот же объект может быть представлен с помощью различных моделей. Рассмотрим наиболее распространенные модели принятия управленческих решений.
Мультипликативные факторные модели. Их предназначение состоит в выработке характеристики влияния основных факторов на развитие ситуации принятия управленческого решения.
Дескриптивные модели. Данный
вид применяется для описания
свойств и параметров процесса принятия
решений в целях
Нормативные модели. Область их применения – управление процессом принятия решения, формирование его сущностных элементов. Они предполагают активность всех участников процесса принятия решения в его моделировании.
Индуктивные модели. Их особенностью
является разработка модели на основе
обобщения результатов
Дедуктивные модели. Данный
вид моделей основан на упрощенной
системе гипотетических ситуаций. Модель
формируется посредством
Проблемно-ориентированные
модели. Основной задачей при формировании
модели является адаптация новых
методов моделирования к
Модели решения. Этот вид
моделей разрабатывается с
Одно-целевые модели. Они применяются при наличии одной четко определенной цели. При этом цель может быть как простой, так и комплексной, агрегированной из нескольких простых по структуре целей.
Многоцелевые модели. Ситуация их использования характеризуется наличием нескольких независимых целей, которые не могут быть сведены к одной комплексной цели.
Однопериодные модели. При их формировании исходят из того, что совокупность оптимальных единичных решений в отдельные периоды принятия управленческих решений в целом за весь период решения управленческой проблемы так же дает оптимальное решение. Однако, следует учитывать, что выигрыш на отдельном этапе не всегда приводит к выигрышу за весь период принятия решений.
Многопериодные модели. Данные модели предполагают комплексное решение управленческой проблемы с учетом всего периода принятия управленческого решения.