Принятие управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:29, шпаргалка

Краткое описание

Учебная дисциплина "Разработка управленческого решения" является одной из важнейших в цикле дисциплин менеджмента. Ее значимость обусловлена тем, что данная дисциплина вооружает профессиональных менеджеров методологией решения разнообразных управленческих проблем. В условиях экономики рыночного типа с жесткой конкуренцией, переход к концепции научного менеджмента, ориентированного на достижение конкурентоспособности за счет повышения качества управленческой работы обеспечивает выживание организации. Не желающие работать качественно терпят банкротство. Ежегодно от 8 до 12 процентов фирм индустриально развитых стран терпят банкротство из-за низкого качества управления

Файлы: 1 файл

ответы по управленч. решениям.docx

— 144.25 Кб (Скачать)

В то же время, точечные  цели  формируются как стремление достичь  вполне конкретного результата. Например, обеспечить прибыль предприятия  в текущем году в размере 500 миллионов  рублей.

 Цели  иерархических  уровней определяют генеральную   цель  0-го уровня, например, "обеспечение  производства конкурентоспособной  продукции",  цели  1-го уровня  – "реструктуризация производства", "введение в действие новой  технологической линии"  и   др.,  цель  2-го уровня – "детализация   целей  1-го уровня  и  т.д.  Такой подход к реализации  целеполагания  получил название  метода "дерева  целей ". Сегодня  программно-целевой подход в основе  которого лежит использование  деревьев целей, является одним  из основных методов перспективного  планирования.

Так же могут разрабатываться  стабилизационные цели, определяющие в качестве идеального результата менеджмента:

1) удержание параметров  объекта управления в некотором  допуске оговоренных значений;2) недопущение перехода объекта  управления в область недопустимых  или неуправляемых состояний

Стабилизационные цели могут  выступать как элемент других типов целей или самостоятельно.

По временному интервалу  достижения цели подразделяются на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. Долгосрочные цели предполагают их реализацию в течение длительного промежутка времени (5 и более лет), среднесрочные  – от года до пяти лет, краткосрочные  – до одного года. В условиях быстро изменяющихся ситуаций сроки достижения целей могут сократиться, а в  мало изменяющихся консервативных ситуациях  – увеличиться.

Различие в целях управления требует выделения в организационной  структуре субъекта управления (управляющей  подсистемы) соответствующих функций  и контуров управления.

Цели управления становятся инструментами управления тогда, когда  они:

1) определены или сформулированы;2) известны персоналу;3) приняты работниками  к исполнению.

    1. Требования к целям управления.

Требования к целям  управления.

основными требованиями к  целям являются: комплексность, системность, согласованность, достижимость, конкретность, гибкость, преемственность, четкость или  ясность, измеряемость, мотивированность, совместимость и формализуемость. Рассмотрим их более подробно.

Комплексность следует рассматривать  как состояние объекта управления, к достижению которого стремится  организация. В соответствии с данным требованием цель должна охватывать все аспекты проблемной ситуации.

Системность предполагает, что состояние объекта управления, к которому стремится организация, обеспечивается соответствующими  управленческими  механизмами на всех этапах управления.

Согласованность означает, что цели организации не должны противоречить  друг другу. Если имеются конкурирующие  цели, то должна быть определена оптимальная  последовательность их реализации. Если же среди целей организации встречаются  противоречащие друг другу, например, максимизация объема производства и  минимизация затрат, то необходимо найти компромиссное решение. В  качестве такого компромиссного решения  может быть выдвинута цель "максимизировать  объем производства при заданном уровне затрат" или "минимизировать затраты при заданном уровне производства".

Достижимость означает, что  то состояние объекта управления, к достижению которого стремится  организация, должно быть действительно  реальным при складывающейся ситуации и существующих тенденциях ее изменения. Нереальная цель обрекает организацию  на неудачу.

Конкретность предполагает, что цель, поставленная организацией, не должна быть расплывчатой, а предлагать для своей реализации четкие управленческие воздействия. За сформулированной целью  должна просматриваться последовательность конкретных мероприятий, обеспечивающих ее реализацию.

Гибкость означает, что  избранная организацией цель должна быть сформулирована таким образом, чтобы оставалась возможность ее корректировки в случае изменения  внешних или внутренних условий, при которых предполагалось ее достижение. При этом надо помнить, чтоб адекватное реагирование на изменяющиеся условия  функционирования объекта управления является необходимой составляющей успешной деятельности.

Приемлемость следует  рассматривать как требование, в  соответствии с которым избранные  организацией цели должны быть приемлемы  для основных субъектов, определяющих деятельность организации, а так  же для тех, кому предстоит обеспечивать достижение поставленных организацией целей.

Четкость или ясность  предполагает, что цели должны быть недвусмысленно сформулированы и понятны  исполнителям.

Измеряемость цели обеспечивается выработкой количественных и качественных критериев и параметров оценки степени  ее реализации. Измеряемость цели достигается  за счет создания и функционирования механизма обратной связи.

Мотивированность предполагает связь целей организации с  системой вознаграждения исполнителей.

Совместимость означает, что  все множество целей, самой организации  и ее подразделений, различных категорий  и групп персонала и отдельных  сотрудников, должны быть совместимы и  непротиворечивы.

Формализуемость цели обеспечивается формированием системы критериев  оценки эффективности управляемой  системы.

Формами гармонизации целей  по вертикали и горизонтали выступают  их согласование или установление приоритета целей одного уровня над целями другого  уровня. Общие цели организации представляют собой или компромисс целей ее частей (индивидуалистические организации), или подчиненность целей низшего уровня целям высшего уровня (корпоративные организации), или обобщение целей частей организации (организации демократического типа).

Таким образом, чтобы система  управления была конструктивной, необходимо наличие критериев, позволяющих  оценить степень достижения цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Варианты управленческих решений

18.Основных правила обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов управленческого решения.

Альтернативные варианты управленческих решений должны приводиться  в сопоставимый вид по следующим  факторам:

фактор времени (время  осуществления проектов или вложения инвестиций);

фактор качества объекта;

фактор масштаба (объема) производства объекта;

фактор освоенности объекта  в производстве;

метод получения информации для принятия управленческого решения;

условия применения (эксплуатации) объекта;

фактор инфляции;

фактор риска и неопределенности.

Сопоставимость альтернативных вариантов по перечисленным восьми факторам обеспечивается, как правило, при обосновании технических, организационных  или экономических мероприятий, направленных на улучшение частных  показателей целевой подсистемы системы менеджмента (показателей  качества и ресурсоемкости продукции, организационно-технического уровня производства, уровня социального развития коллектива, проблем экологии), а также развитие обеспечивающей, управляемой или  управляющей подсистем, улучшение  связей с внешней средой системы.

В каждом конкретном случае альтернативные варианты управленческого  решения могут отличаться не по всем факторам. Задача специалиста, менеджера  или лица, принимающего решение, заключается  в проведении комплексного анализа  конкретных ситуаций с целью обеспечения  сопоставимости по максимальному количеству факторов. Чем меньше учтенных факторов, тем меньше точность прогноза эффективности  инвестиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.Обеспечение сопоставимости вариантов управленческих решений.

Основные правила обеспечения  сопоставимости альтернативных вариантов  управленческого решения:

количество альтернативных вариантов должно быть не менее трех;

в качестве базового варианта решения должен приниматься наиболее новый по времени вариант решения. Остальные альтернативные варианты приводятся к базовому при помощи корректирующих коэффициентов;

формирование альтернативных вариантов должно осуществляться на основе условий обеспечения высокого качества и эффективности управленческого  решения;

для сокращения времени, повышения  качества решения и снижения затрат рекомендуется шире применять методы кодирования и современные технические  средства информационного обеспечения  процесса принятия решения.

 

 

 

    1. Многовариантность управленческих решений.

Одним из условий повышения  качества и эффективности управленческих решений является обеспечение их многовариантности. Исходя из этого, следует  прорабатывать не менее трех организационно-технических  вариантов выполнения одной и  той же функции по достижению цели. Например, два металлических листа  можно соединить следующими технологическими способами: сваркой, склеиванием, заклепками, болтовыми соединениями и т.п. Задача специалиста заключается в выборе такого способа соединения, который  выполнял бы требуемые функции качественно  и, одновременно, с минимальными затратами  на разработку проблемы, изготовление, эксплуатацию и утилизацию конструкции. Следует при этом учитывать, что  разные технологические решения  невозможно реализовать с абсолютно  одинаковым уровнем качества. Поэтому  при сравнении эффективности  вариантов решения проблемы следует  обязательно приводить их в сопоставимый вид по уровню качества.

 

 

 

 

20.Основные методы анализа.

В практичесом менеджменте  основными методами анализа являются:

a) метод сравнения;

b) индексный метод;

c) балансовый метод;

d) метод цепных подстановок;

e) метод элиминирования;

f) графический метод;

g) функционально-стоимостный  анализ;

h) факторный анализ;

i) экономико-математические  методы.

 

 

 

 

 

 

 

19.Методы оптимизации управленческих решений.

Оптимизация решения —  это процесс перебора множества  факторов, влияющих на результат. Оптимальное  решение — это выбранное по какому-либо критерию оптимизации наиболее эффективное из всех альтернативных вариантов решение.

Поскольку процесс оптимизации  дорогостоящий, то ее целесообразно  применять при решении стратегических и тактических задач любой  подсистемы системы менеджмента. Оперативные  задачи должны решаться с применением, как правило, простых, эвристических  методов.

Методы оптимизации:

• анализ;

• прогнозирование;

• моделирование, которое, в  свою очередь, делится на логическое, физическое и экономико-математическое моделирование.

Рассмотрим подробнее  эти методы.

Пример логического моделирования  приведен на рис. 3.5 (диаграмма Исикавы).

На логической модели анализа  факторов снижения качества продукции (рис. 3.5) взято только два уровня моделирования: на 1-м уровне — машины, человек,материалы, методы; на 2-м уровне — факторы, влияющие на 1-й уровень. Подобные модели могут иметь больше уровней и ориентированы на любой (положительный — улучшение или  отрицательный — снижение, ухудшение) результат.

 

Рис. 3.5. Пример логического  моделирования

Физические модели представляют собой пропорционально уменьшенные  в 10 и более раз и изготовленные  из различных материалов (металл, дерево, пенопласт, пластилин и др.) натуральные  объекты. Они изготавливаются в  уменьшенном виде с целью экономии материалов для проверки аэродинамических, эстетических, компоновочных и других характеристик объекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Задачи прогнозирования.

Под прогнозированием в менеджменте  понимается непосредственно процесс  разработки прогнозов, т.е. научно обоснованных суждений о возможных состояниях объекта, путях и сроках его видоизменений. Функционально прогноз в управлении представляется как предплановая разработка многовариантных моделей развития объекта управления. Прогноз носит  вероятностный характер и может  претерпевать изменения под возвоздействием  меняющихся условий внешней и  внутренней среды организации.

Наиболее важными задачами прогнозирования:

a) разработку прогноза  рыночной конъюнктуры;

Информация о работе Принятие управленческих решений