Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 19:01, контрольная работа
Понятие "решение" в научной литературе трактуется по-разному. Оно понимается
и как процесс, и как акт выбора, и как результат выбора.
Решение как процесс характеризуется тем, что он, протекая во времени,
осуществляется в несколько этапов. В связи с этим здесь уместно говорить об
этапах подготовки, принятия и реализации решений. Этап принятия решений можно
трактовать как акт выбора, осуществляемый индивидуальным или групповым лицом,
принимающим решение с помощь определенных правил.
Министерство науки и образование Республики Казахстан
Казахский Экономический Университет им.Т.Рыскулова
СРС
На тему: «Принятие управленческих решений»
Подготовили: Ахметова Айжан
Бегзаткызы Ырысгул
Жалгасбай Арайлым
Казканова Ботагоз
Группа: 343 УиА
Проверила: Каипова Г.С
Алматы 2013 год
Тема 14. Принятие управленческих решений
Понятие "решение" в научной литературе трактуется по-разному. Оно понимается
и как процесс, и как акт выбора, и как результат выбора.
Решение как процесс характеризуется тем, что он, протекая во времени,
осуществляется в несколько этапов. В связи с этим здесь уместно говорить об
этапах подготовки, принятия и реализации решений. Этап принятия решений можно
трактовать как акт выбора, осуществляемый индивидуальным или групповым лицом,
принимающим решение с помощь определенных правил.
Решение как результат выбора представляет собой предписание к действию (план
работы, вариант проекта и т.п.).
Подготовка и принятие решений в процессе управления представляет набор процедур, объединяемых в отдельные этапы. Эти этапы рассматриваются в вопросах данной темы. При всем разнообразии таких процедур этапы выработки и принятия решений довольно типичны. Благодаря этому возможно построить общую схему выработки научно обоснованных управленческих решений, опирающуюся на учетную информацию(входная, выходная, внутренняя) и внутреннюю и внешнюю факторы.
Вопросы, которые мы будем рассматривать в нашей теме:
Управленческий учет представляет собой информационное обеспечение процесса управления. В условиях конкуренции, концентрации капитала, роста масштабов производственных издержек традиционные методы учета перестали соответствовать требованиям управления. Требуется качественно иная информация, которая должна давать возможность планировать и контролировать процесс производства, оценивать и анализировать ресурсы организации с целью повышения эффективности их использования.
Уже в начале 20-го века производственники и экономисты стали понимать ограниченность финансового учета. Еще в 1918 г. инженер-путеец Г. Эмерсон в работе «Производительность труда как основа оперативной работы и заработной платы» указал, что традиционная бухгалтерия имеет тот недостаток, что никакого соотношения между тем, что есть, и тем, что должно быть, не устанавливает; подлинная суть учета заключается в том, чтобы фиксировать все отклонения от установленных норм, т.е. обеспечивать оперативной информацией о ходе производственного процесса всех его заинтересованных участников.
Чартер Гаррисон, используя идеи Эмерсона, сформулировал принципы системы стандартных затрат, которая впоследствии в США получила название «Стандарт-кост», а в России – нормативный метод учета затрат.
Центр ответственности – это структурное подразделение (сегмент) организации, возглавляемый управляющим, который наделен правом принимать определенные для этого центра решения и несет ответственность за деятельность центра.
Центры ответственности могут функционировать в виде:
· центра доходов - финансовый результат определяется через доход;
· центра расходов - финансовый результат определяется по расходам;
· центра прибыли - результат деятельности определяется через прибыль;
· центра инвестиций – результат деятельности определяется в суммах доходов по отношению к инвестициям в активы.
Центр доходов – это сегмент организации, в котором менеджер ответственен лишь за получение доходов и, в силу специфики своего сегмента, не имеет никакого контроля за затратами. Наиболее типичный пример центра доходов – отдел продаж (отдел сбыта).
Центр расходов – это хозяйственный
сегмент организации, который несет
расходы, но не имеет никакого контроля
над маркетинговой
Центр прибыли – это сегмент организации, который контролирует затраты и доходы. Менеджерам центра прибыли делегируются права принятия решений относительно номенклатуры вводимых факторов производства, ассортимента продукции, цены и объемов продаж.
Центр инвестиций является сегментом организации, в котором менеджер ответственен за получение дохода, планирование и контроль затрат, а также использование производственных активов. Цель менеджеров центров инвестиций заключается в максимизации нормы прибыли на инвестиции. Как правило, центры инвестиций – это подразделения верхнего уровня организационной структуры или отдельные топ-менеджеры.
Установление центров
Учетная информация в процессе принятия решений
Любая классификация всегда относительна. Один и тот же объект может быть классифицирован по разным признакам или критериям. Часто встречаются ситуации, когда в зависимости от условий внешней среды объект может быть отнесен к разным классификационным группировкам. Эти рассуждения особенно актуальны при классификации видов информации без учета ее предметной ориентации, так как она часто может быть использована в разных условиях, разными потребителями, для разных целей.
На рисунке ниже приведена одна из схем классификации циркулирующей в организации (фирме) информации. В основу классификации положено пять наиболее общих признаков: место возникновения, стадия обработки, способ отображения, стабильность, функция управления.
Рис. Классификация информации, циркулирующей в организации.
Место возникновения. По этому признаку информацию можно разделить на входную, выходную, внутреннюю, внешнюю.
Входная информация – это информация, поступающая в фирму или ее подразделения.
Выходная информация – это информация, поступающая из фирмы в другую фирму, организацию (подразделение).
Одна и та же информация может являться входной для одной фирмы, а для другой, ее вырабатывающей, выходной. По отношению к объекту управления (фирма или ее подразделение: цех, отдел, лаборатория) информация может быть определена как внутренняя, так и внешняя.
Внутренняя информация возникает внутри объекта, внешняя информация – за пределами объекта.
Пример
Стадия обработки. По стадии обработки информация может быть первичной, вторичной, промежуточной, результатной.
Первичная информация – это информация, которая возникает непосредственно в процессе деятельности объекта и регистрируется на начальной стадии.
Вторичная информация – это информация, которая получается в результате обработки первичной информации и может быть промежуточной и результативной.
Промежуточная информация используется в качестве исходных данных для последующих расчетов.
Результатная информация получается в процессе обработки первичной и промежуточной информации и используется для выработки управленческих решений.
Способ отображения. По способу отображения информация подразделяется на текстовую и графическую.
Текстовая информация – это совокупность алфавитных, цифровых и специальных символов, с помощью которых представляется информация на физическом носителе (бумага, изображение на экране дисплея).
Графическая информация – это различного рода графики, диаграммы, схемы, рисунки и т.д.
Стабильность. По стабильности информация может быть переменной (текущей) и постоянной (условно-постоянной).
Переменная информация отражает фактические количественные и качественные характеристики производственно-хозяйственной деятельности фирмы. Она может меняться для каждого случая как по назначению, так и по количеству. Например, количество произведенной продукции за смену, еженедельные затраты на доставку сырья, количество исправных станков и т.д.
Постоянная (условно-постоянная) информация – это неизменная и многократно используемая в течение длительного периода временная информация. Постоянная информация может быть справочной, нормативной, плановой:
Функция управления. По функциям управления обычно классифицируют экономическую информацию. При этом выделяют следующие группы: плановую, нормативно-справочную, учетную и оперативную (текущую).
Плановая информация – информация о параметрах объекта управления на будущий период. На эту информацию идет ориентация всей деятельности фирмы.
Пример. Плановой информацией фирмы могут быть такие показатели, как план выпуска продукции, планируемая прибыль от реализации, ожидаемый спрос на продукцию и т.д.
Нормативно-плановая информация содержит различные нормативные и справочные данные. Ее обновление происходит достаточно редко.
Учетная информация - это информация, которая характеризует деятельность фирмы за определенный прошлый период времени. На основании этой информации могут быть проведены следующие действия: скорректирована плановая информация, сделан анализ хозяйственной деятельности фирмы, приняты решения по более эффективному управлению работами и пр. На практике в качестве учетной информации может выступать информация бухгалтерского учета, статистическая информация и информация оперативного учета.
Пример. Учетной информацией является: количество проданной продукции за определенный период времени: среднесуточная загрузка или простой станков и т.п.
Оперативная (текущая) информация - это информация, используемая в оперативном управлении и характеризующая производственные процессы в текущий (данный) период времени. К оперативной информации предъявляются серьезные требования по скорости поступления и обработки, а также по степени ее достоверности. От того, насколько быстро и качественно проводится ее обработка, во многом зависит успех фирмы на рынке.
Пример. Оперативной информацией является:
количество изготовленных
количество проданной
объем сырья от поставщика на начало рабочего дня и т.д.
Ядром экономической информации предприятия является учетная информация Это связано с тем, что она полная, точная и оперативная, всесторонне и достовернее за любую другую Она моделирует как связи пред приятия с окружающей средой, так и его внутреннюю структуру, дает возможность распределять права исполнителей и их ответственность за экономическую эффективность.
При этом учетная информация соответствует следующим принципам:
а) многократность
6) концентрация, т.е. выбираются только существенные признаки;
в) искусственность - информацию создают люди (учетные работники), она не возникает естественно, есть сама по себе;
г) целеустремленность, есть
информация соответствует
д) аналитическая, т.е.