Принятие управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 19:01, контрольная работа

Краткое описание

Понятие "решение" в научной литературе трактуется по-разному. Оно понимается
и как процесс, и как акт выбора, и как результат выбора.
Решение как процесс характеризуется тем, что он, протекая во времени,
осуществляется в несколько этапов. В связи с этим здесь уместно говорить об
этапах подготовки, принятия и реализации решений. Этап принятия решений можно
трактовать как акт выбора, осуществляемый индивидуальным или групповым лицом,
принимающим решение с помощь определенных правил.

Файлы: 1 файл

СРС упр.учет.doc

— 427.00 Кб (Скачать)

 Для того, чтобы учетная информация  была полезной, она должна быть достоверной и значимой

 Достоверность показывает, что информация полностью отражает хозяйственные процессы на предприятии, легко проверяется и служит интересам конкретного лица

 Значимость учетной информации заключается в том, что она должна быть полезной для составления планов, основываться на обратной связи и поступать к пользователю в нужное время

 Чтобы учетную информацию  однозначно воспринимали те, кто  принимал участие в ее подготовке  на предприятии, и те, кто использует  ее вне предприятия, она должна удовлетворять требованиям:

  • сопоставимость и постоянство - нельзя течение отчетного периода использовать различные методы бухгалтерского учета, иначе исчезает возможность сравнивать данные;
  • сущность - не нужно тратить время на учет незначительных факторов Если усилия по учету равны по стоимости средствам, которые учитываются, учет необходимо упростить;
  • консерватизм - поскольку отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете не всегда является однозначным, необходимо выбирать оценку, которая является менее оптимистичным, то есть необходимо учитывать возможный  брак прибыли и потенциальные убытки Это обеспечит осторожность в оценке активов, имущества и в определении величины прибыли;
  • полноту - содержать максимум данных, необходимых пользователю Информация сама по себе является значительным ценностью, независимо от фактов, которые она фиксирует Эта ценность обусловлена ??возможностями, которые она предоставляет для принимать принятия решений, т.е. потенциальными действиями.Каждое такое действие становится бухгалтерской категорией Подобный подход позволяет отделить явление (информационный аспект) от факта (экономический аспект) и сосредоточить внимание у бухгалтера на явлении Из этого следует, что входом и выходом бухгалтерской системы является не дебет и кредит, то есть не учетные координаты, а учетная процедура: вход - первичные документы (входные данные), выход-отчетность (исходная информация) Правда, под исходной информацией понимают не столько отчетность традиционного учета, сколько модель, которая позволяет принимать многовариантные управленческие решения. При этом стоимость информации не должна превышать затрат на ее получение, поэтому любая потеря информации должна приносить большие убытки, чем стоимость потерянных данных

 

К информации управленческого  учета предъявляются  следующие требования:

     - адресность. Внутрипроизводственная учетная информация должна предоставляться конкретным адресатам в соответствии с уровнем их подготовленности и иерархии;

     - оперативность. Информация должна предоставляться в сроки, дающие возможность сориентироваться и вовремя принять эффективное хозяйственное решение, в противном случае она малопригодна для целей управления;

     - достаточность. Информация должна предоставляться в достаточном объеме для принятия на соответствующем уровне Управленческого решения. В то же время она не должна быть  избыточной и отвлекать внимание ее потребителя на несущественные или не относящиеся к делу сведения;

     - аналитичность. Информация, используемая для  внутренних управленческих целей, должна содержать данные  текущего экспресс-анализа или предполагать возможность проведения последующего анализа с наименьшими затратами времени;

     - гибкость и инициативность. Конкретный блок информации должен отвечать вышеназванным принципам и обеспечивать всю полноту информационных интересов в условиях меняющихся управленческих ситуаций или в связи с изменениями в факторах производства. Кроме того, центрам ответственности должна предоставляться возможность формулировать свои предложения по использованию данной информации и направлять их на рассмотрение вышестоящего звена;

     - полезность. Информация должна привлекать внимание управляющих к сферам потенциального риска и объективно оценивать работу менеджеров предприятия;

     - достаточная экономичность. Затраты по подготовке внутрифирменной информации не должны превышать экономический эффект от ее использования.

     Учетная информация  составляет 20-30% всей информации  управленческого учета, на долю  экономического анализа приходится 70-80%.Для сравнения отметим, что в финансовом учете соотношение иное: 50-60% всей информации составляет учетная информация, а на долю анализа приходится 40-50%.Как правило, информация бухгалтерского управленческого  учета носит конфиденциальный характер и требует защиты.

 

       Процесс управления реализуется в виде некоторой  последовательности решений, эффективность  которых можно проверить только на основе получения информации о  промежуточных и конечных результатах, достоверно и своевременно отражающих состояние и поведение управляемых параметров. Такую информацию представляет система бухгалтерского учета, которая выявляет и систематизирует данные о хозяйственной деятельности предприятия. Часть системы бухгалтерского учета, которая обеспечивает потребности управления в информации, называется управленческим учетом. Управленческий учет является информационной основой принятия управленческих решений внутри предприятия как оперативного и текущего, так и перспективного характера.

Существующий подход к сбору информации для принятия управленческих решений, реализованный на многих предприятиях, носит «функциональный» характер и понимается соответственно как функция от информационного окружения, т.е. существуют базы данных внутренней и внешней информации, которую собрали и порой используют для принятия решения функциональные службы. Так, например, отдел сбыта предприятия собирает информацию о контактах с клиентами, о сделках и услугах; служба маркетинга готовит обзоры тенденций рынка и изменений вкусов потребителей; технический отдел и инвестиций собирает информацию о новых производственных идеях и готовит данные и расчеты для инвестиционных проектов; производственники собирают информацию о возможностях обновления производства и совершенствования выпускаемой продукции; служба информации готовит обзоры новинок программного обеспечения и информационного оборудования; отдел кадров и соцобеспечения отслеживает изменения в составе рабочей силы и в возможностях найма. Каковы недостатки данного подхода помимо того, что на предприятии стратегическое мышление замкнуто границами этих изолированных баз данных, которые используют определенные группы сотрудников для выработки предложений о направлении развития компании и разработки стратегий, ведущих к успеху. Во-первых, эти базы данных отражают функциональный подход к деятельности предприятия, а не широкое управленческое понимание бизнеса. Во-вторых, истолкование собранных данных находится под влиянием предрассудков и запретов, сковано шаблонами представлений о прежних факторах успеха. В-третьих, специалисты служб планирования, финансового обеспечения, маркетинга, информационных и других технических служб продолжают действовать исключительно как получатели и хранители информации.

 

     Таким образом, на  предприятии вся информационная деятельность нацелена на одностороннее и узкое обслуживание руководства организации и редко используется для информационного обеспечения других этажей управления в целях подготовки оптимальных в целом управленческих решений.

 

     Для организации современной бизнес-деятельности необходима такая реорганизация информационных потоков, которая обеспечивает информационную достаточность и четкость во взаимном информационном обеспечении отдельных подразделений с целью выработки оптимального для фирмы решения. Но организация такой информационной системы на современном уровне возможна лишь на основе создания современного управленческого учета, система и задачи которого изложены далее.

 

     Задачи, решаемые при  создании системы подготовки  информации для принятия управленческих решений, находят свое отражение в управленческом учете. Перед предприятием стоит задача организации такого учета.

     Под управленческим учетом мы будем понимать систему выявления, сбора и агрегирования учетных данных, направленную на решение конкретной управленческой задачи.

     В современном развитии  западных источников термина  «управленческий учет»  центр  тяжести все более и  более  переносится на слово «управленческий», что связано с тем, что методика  и технология организации учета все более и более определятся именно управленческой задачей, стоящей перед предприятием. При этом полезно вспомнить, что собственно учет и анализ издержек с целью их снижения и оптимизации является простейшей и самой очевидной формой организации управления коммерческой структурой. Однако при решении данной задачи недостаточно для определения форм и методов учета руководствоваться только требованиями финансовой или налоговой оптимизации деятельности, а необходимо учитывать и требования технологии основной деятельности, которые, как правило, серьезно влияют на конечный результат. В частности, например, стандартные требования не учитывают необходимость регистрации времени выписки документов на отпуск товара. В то же время временной анализ деятельности отдела сбыта может позволить существенно снизить издержки за счет оптимизации количества персонала с учетом сезонности, или повысить отгрузку путем введения сменности. Или, например, управление и оперативный анализ «ликвидности» дебиторской и кредиторской задолженности – весьма эффективное средство повышения общих финансовых результатов. Но для проведения подобного анализа необходимо ввести детальные учетные регистры, в частности иметь «сквозной» учет и анализ кредиторов и дебиторов.

     Таким образом, в связи с необходимостью изменения учетной информации для целей управления на смену «нормативному или налоговому» учету вполне естественно приходит учет управленческий, который в действительности существовал всегда. Причем методика его использования точно соответствовала методике использования данных «управленческого учета»: на базе данных принимались решения, прогнозировались финансовые результаты, а затем на основании этих же решений и результатов формировался учет.

     В то же время  создание на предприятии системы управленческого учета практически невозможно без правильной классификации процессов и технологий в соответствии с систематикой управленческого учета, что позволит выработать правильную методологию учета затрат, определения результатов деятельности подразделения, да и наконец, просто определения системы управленческой отчетности подразделения.

     В основе управленческого  учета лежат  три источника:  технология бизнеса  в целом  и конкретного вида деятельности  в частности; учетная  политика предприятия и правила  бухучета конкретного вида деятельности; нормативная база конкретного вида бизнеса.

     На  их основе формируется  собственно управленческий учет, который представляет собой   систему организации, сбора и   агрегирования данных о конкретной управленческой задаче. После завершения процесса формирования управленческого учета формируется «внешний интерфейс управленческого учета», состоящий из трех тесно взаимосвязанных систем (трех составных частей):

  • учета затрат (интерфейс с финансами);
  • показателей деятельности (интерфейс с регулярным менеджментом);
  • управленческих отчетов (интерфейс с системой принятия решений).

     Если  «источники»  управленческого учета  реже  подвергаются сомнению, то «составные  части» очень часто забываются, будучи сведенными к единственной: системе учета затрат, чего на практике явно оказывается недостаточно, для сколь-нибудь сложных бизнес-систем. При этом надо отметить, что как показатели деятельности, так и управленческие отчеты могут иметь нефинансовый характер, отражая специфику деятельности подразделения.

     Примером такого отчета  служит, например отчет о движении  товаров по складу, который предназначен  для принятия решений о времени  и размерах закупок, но может  не содержать информации о  ценах (информация о рекомендованных ценах закупки может прийти совсем с другой стороны – например, из отдела маркетинга или планово-экономической службы, который определяет ее исходя из рекомендованной цены продажи готового изделия и состояния рынка комплектующих). Соответственно показателем деятельности складской службы может быть некоторый коэффициент соответствия уровня запасов рекомендованному «оптимальному уровню». Такого же рода «нефинансовые», но, тем не менее, очень важные, а часто и определяющие показатели деятельности имеются практически у всех подразделений. Более того, можно утверждать, что принцип «не все измеряется деньгами» – это тоже один из принципов управления бизнесом.

     Управленческий  учет  можно классифицировать, как   по источникам, так и по составным   частям. Объединить ту и другую систему  классификации может вид бизнес-процесса, на который должна быть наложена система управленческого учета.

     Очевидным является  и тот факт, что в зависимости   от того, в какой сфере экономики   работает предприятие, его требования к видам учета и управления также будет различны.

     Реализация  потребности  управлять и принимать решения  является доминирующей мотивацией  и играет императивную роль  в принятии решения о создании  системы подготовки информации  для принятия управленческих решений.

Информация о работе Принятие управленческих решений