Принятие управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 19:01, контрольная работа

Краткое описание

Понятие "решение" в научной литературе трактуется по-разному. Оно понимается
и как процесс, и как акт выбора, и как результат выбора.
Решение как процесс характеризуется тем, что он, протекая во времени,
осуществляется в несколько этапов. В связи с этим здесь уместно говорить об
этапах подготовки, принятия и реализации решений. Этап принятия решений можно
трактовать как акт выбора, осуществляемый индивидуальным или групповым лицом,
принимающим решение с помощь определенных правил.

Файлы: 1 файл

СРС упр.учет.doc

— 427.00 Кб (Скачать)

.

     Используя весь массив  информации, руководители смогут  осуществлять оперативный контроль  за функционированием продуктовых   подразделений компании, анализировать  события, и при необходимости  усовершенствовать бизнес – процессы. Например, в случае появления данных о нарушении порядка и сроков отгрузки продукции подразделениями компании, в подразделении сбыта направляется сигнал к тестированию системы логистики отгрузок продуктов, ревизии бизнес – процессов «сбыт продуктов (опт) и (розница)», выявлению «слабых мест» в протекании бизнес – процесса и их устранению.

     Созданная таким образом  корпоративная  система сбора  и обработки  информации позволяет  сделать принятие решений в  управленческом учете обоснованными  рыночными условиями при их принятии и реализовать конкретных контроль последствий их реализации.

 

Специальное исследование: определение релевантных  издержек для принятия решений

"Релевантные затраты" - это  те затраты, которые отвечают  требованию, предъявляемому к высококачественной информации управленческого учета. Согласно определению, данному Институтом привилегированных бухгалтеров управления, релевантными затратами являются:

  • "затраты, учитываемые руководством при принятии конкретных решений".

По-другому это определение можно сформулировать как "сумма, на которую затраты увеличиваются, а прибыль уменьшается как непосредственный результат конкретного решения руководства". Релевантной прибылью являются "суммы, на которые затраты уменьшаются, а прибыль увеличивается как прямое следствие принятия руководством конкретного решения".

Прежде чем руководство компании сможет принять взвешенное решение  по любому вопросу, ему необходимо включить все релевантные затраты, относящиеся  к конкретному рассматриваемому решению, в процесс принятия решения. Включение нерелевантных затрат или игнорирование любых релевантных затрат приведет к тому, что решение руководства будет основано на неверных данных и, в конечном счете, принятые решения окажутся неверными.

Несмотря на то, что вопросы, изучаемые в этом блоке, касаются исключительно релевантных и нерелевантных затрат, возникающие и обсуждаемые идеи в полной мере относятся к важности и определению релевантных и нерелевантных "доходов" от различных решений. В этом блоке Вы не будете отдельно рассматривать "прибыльную" сторону принятия решения ввиду того, что прибыли обычно установить легче, чем затраты, и любые принципы, которые могут относиться к этой области, будут в полной мере рассмотрены вами при изучении "расходного" аспекта принятия решения.

На данном этапе следует запомнить, что релевантные затраты и  прибыли связаны только с количественными  аспектами решений. Качественные аспекты  решений имеют такую же значимость, что и количественные, и на практике без полного рассмотрения обеих  групп факторов не должно приниматься ни одно решение.

Определение релевантных  и нерелевантных затрат

Определить, какие затраты являются релевантными и нерелевантными при  принятия различных решений, можно, основываясь, прежде всего, на здравом  смысле и знании той области, в которой это решение принимается. Имея это, Вы сможете тщательно проанализировать всю информацию, которая есть в вашем распоряжении относительно любого решения, и выделить те затраты (и доходы), которые имеют отношение к рассматриваемому решению.

При установлении затрат, имеющих  отношение к различным решениям, Вы можете обнаружить, что некоторые  затраты, не включенные в обычные  учетные документы компании, являются необходимыми, а другие затраты, включенные в эту документацию, не относятся  к делу. Важно понимать, что существует значительное различие между учтенными затратами и теми затратами, которые имеют отношение к принятию решения, и хотя последние могут быть включены в учетные документы, их могут не учесть. Документы бухгалтерского учета используются для регистрации сферы действия возникающих фактических затрат и доходов. С другой стороны, решения основываются только на тех затратах и доходах, которые имеют отношение к каждому решению на момент его принятия. Этот вопрос является особенно характерным при рассмотрении альтернативных и необратимых затрат, которые будут описаны ниже.

На практике Вы можете также столкнуться  с тем, что представленная в отношении  какого-либо решения информация не учитывает всех затрат, относящихся  к нему, но установить это упущение будет очень трудно, если Вы не знакомы с той областью, в которой принимается решение.

Задание

Наиболее распространенными видами затрат, с которыми Вы столкнетесь  при оценке различных решений, являются приростные, неприростные затраты и  издержки производства при неполном использовании производственных мощностей. Будут ли они релевантными или нерелевантными?

Приростные затраты: Приростные затраты  могут быть определены как затраты, которые обязательно возникают  при осуществлении каких-либо действий и которых можно избежать, если эти действия предприняты не будут. По определению, приростные затраты являются релевантными затратами, потому что на них непосредственно влияет принимаемое решение (т.е. они возникнут, если решение будет принято, и не возникнут в случае его отклонения). Например, если компания решает принять или не принять особый заказ на свою продукцию, то дополнительные переменные затраты (т.е. количество изделий в специальном заказе умноженное на удельные переменные затраты), которые возникнут при выполнении этого заказа, являются приростными затратами, поскольку они не возникли бы в случае отклонения специального заказа.

Неприростные затраты: Ими являются затраты, на которые не будет влиять принимаемое решение. Неприростные затраты являются нерелевантными затратами, так как они не связаны с рассматриваемым решением (т.е. неприростные затраты остаются неизменными независимо от принятого решения). Примером неприростных затрат могут быть постоянные затраты, которые по самой своей природе не должны быть подвержены воздействию со стороны решения (по крайней мере, в течение короткого периода времени). Однако, если решение является причиной определенного увеличения постоянных затрат, тогда это увеличение постоянных затрат станет приростным и, следовательно, эти затраты будут релевантными. Например, в решении о расширении производственных площадей компании дополнительная арендная плата будет для этого решения релевантными затратами.

Издержки от неиспользования резервных  мощностей: Благодаря последним достижениям в области технологии производства, большинство предприятий значительно повысило свою производительность, в результате чего их производственные мощности часто используются не в полном объеме. Функционирование предприятия при наличии резервных мощностей может существенно влиять на релевантные затраты для любого краткосрочного производственного решения, которое руководство этого предприятия может принять.

В случае наличия у компании резервных  мощностей, некоторые затраты, которые  обычно считаются приростными, на самом деле могут быть в течение короткого периода неприростными и, следовательно, нерелевантными. Например, если предприятие использует производственные мощности не в полном объеме, тогда его рабочая сила является, вероятно, недостаточно загруженной. Если это политика компании по сохранению уровня рабочей силы в течение короткого периода времени, пока не возрастет производство, тогда затраты на эту производственную рабочую силу будут нерелевантными затратами для решения принять или отклонить разовый специальный заказ. Трудозатраты являются нерелевантными затратами, так как зарплату необходимо будет платить независимо от принятия решения. Если бы специальный заказ включал элемент сверхурочной работы, тогда затраты на эту сверхурочную работу, конечно, были бы релевантными затратами для решения (так как они являются приростными).

Следующими двумя видами затрат, которые необходимо рассмотреть, являются альтернативные и необратимые (или  безвозвратные) затраты.

Альтернативные затраты: Альтернативной стоимостью является уровень прибыли или дохода, упущенный в результате принятия конкретного образа действия. Другими словами, это стоимость варианта, который не может быть принят в результате выбора другого варианта. Например, если у предприятия имеется в наличии на складе определенное количество сырья стоимостью $7 за кг и оно планирует использовать этот материал в ходе выполнения специального заказа, тогда вы, как правило, включаете $7 за кг как часть ваших расчетов затрат на выполнение заказа. Однако, если Вы обнаружили, что это количество материала можно было бы перепродать без дальнейшей обработки по цене $8 за кг, тогда альтернативные затраты на использование этого сырья для выполнения специального заказа составляют $8 за кг (т.е. выполняя заказ, Вы отказываетесь от $8 за кг, которые можно было бы получить от прямой продажи материала). Следовательно, альтернативные затраты являются "реальными" оптимальными затратами в случае принятия одного курса вместо другого.

В приведенной выше ситуации с принятием  решения именно альтернативные затраты являются релевантными затратами и, следовательно, затратами, которые необходимо включить в ваш анализ затрат и результатов, так как убыток в размере $8 за кг непосредственно связан с выполнением заказа, и альтернативная стоимость превышает первоначальную стоимость. Альтернативные затраты имеют отношение к решению только в том случае, когда они превышают расходы по аналогичной статье в рассматриваемом варианте решения.

Вначале Вы можете найти понятие "альтернативные затраты" трудным для усвоения, так как эти затраты являются воображаемыми и могут никогда не быть включенными в учетные документы предприятия. Однако в некоторых ситуация, связанных с принятием решения, они являются релевантными, и Вы должны помнить о том, что они существуют, когда оцениваете любую из таких ситуаций.

Необратимые (безвозвратные) затраты: Необратимыми затратами являются такие  затраты, которые уже понесены и  не могут быть изменены каким-нибудь будущим решением. Если необратимые  затраты не подвержены влиянию со стороны решения, тогда они должны быть нерелевантными для процесса принятия решения. Распространенными примерами необратимых затрат являются затраты по исследованию рынка и расходы на разработку, понесенные предприятием в процессе подготовки товара или услуги к реализации. При окончательном решении о начале выпуска продукта или услуги следует рассматривать эти затраты как "безвозвратные" (т.е. невозмещаемые) и, следовательно, не включать их в решение о начале производства.

Необратимые затраты отличаются от альтернативных тем, что их не учитывают при принятии решения несмотря на то, что они уже внесены в учетную документацию предприятия.

Задание

(a) Компания планирует заменить  профессиональных консультантов  по юридическим вопросам своим  собственным, недавно обученным персоналом. В настоящее время соответствующий персонал работает в секретариате компании и после принятия на себя новых обязанностей не получит прибавки к жалованью. Этим служащим будет также предписано продолжать выполнение своих старых обязанностей. В настоящее время ежегодная сумма выплаты жалованья этим служащим составляет $100,000.

Является ли сумма в размере $100,000 релевантными затратами для  решения о замене профессиональных консультантов?

(b) Предприятие рассматривает вопрос  об улучшении своей компьютерной системы. Результатом модернизации станет увеличение платы по договору на обслуживание, взимаемой поставщиками, с $30,000 до $40,000.

Является ли плата за обслуживание релевантными затратами для решения  о модернизации? Кратко поясните свой ответ.

(c) Для выполнения специального  заказа предприятию необходимо 100 кг сырья Х. 200 кг материала  Х (стоимостью $10 за кг) уже находятся  на складе и предприятие, до  получения специального заказа, собиралось избавиться от него  за ненадобностью, так как считало этот материал устаревшим.

Чему равны релевантные затраты  на сырье Х в решении о принятии или отклонении данного заказа?

(a) Сумма в размере $100,000 является  нерелевантными затратами в решении  о замене консультантов по  юридическим вопросам, так как эти затраты являются неприростными. Жалованье в размере $100,000 должно быть выплачено независимо от того, будут консультанты заменены или нет, и поэтому эта сумма не должна учитываться при принятии решения.

(b) Плата за обслуживание является приростными затратами в решении о модернизации, так как ее размер увеличится на $10,000, если решение о модернизации будет принято. Но именно сумма прироста в размере 10,000, а не увеличенная до $40,000 плата за обслуживание, является релевантными затратами для этого решения, так как именно на $10,000 влияет решение, а не на всю плату за услуги (т.е. плата за обслуживание в размере $30,000 будет выплачена независимо от того, будет проведена модернизация или нет).

(c) Релевантные затраты на материал  Х при выполнении специального заказа равны нулю. Затраты на 200 кг сырья Х, находящегося на складе, являются безвозвратными и, следовательно, нерелевантными, так как покупная цена не может быть возмещена ни при помощи прямой продажи этого материала, ни путем включения Х в производство товара (отличного от специального заказа), который может быть затем реализован предприятием.

Оценка вариантов решений  и релевантные и нерелевантные  затраты

Когда Вы сталкиваетесь с необходимостью принятия любого решения, то перед тем как принять окончательное решение, вам следует решить две задачи:

  1. Оценить варианты решения на денежной основе, используя анализ затрат и результатов.
  2. Принять во внимание качественные факторы, связанные с каждым вариантом этого решения.

В этом разделе мы рассмотрим процесс выполнения первой задачи. Вторая задачи решается на основе опыта и здравого смысла. (Это также относится к практике экзаменационных вопросов).

Почти все решения, которые вам  когда-нибудь придется принимать, будут  затрагивать какие-либо релевантные и нерелевантные затраты. Как отмечалось выше, самое трудное при оценке - установить затраты, релевантные для рассматриваемого решения. Это часто необходимо из-за большого количества информации, которую вам требуется тщательно проанализировать для обеспечения полноты вашей оценки.

Информация о работе Принятие управленческих решений