Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:04, контрольная работа
Этапы и операции разработки управленческих решений. Влияние личностных качеств менеджера при процессе РУР, роль человеческого фактора в данном процессе.
Частное Образовательное Учреждение
Высшего Профессионального Образования
«Балтийский
Гуманитарный Институт»
ФАКУЛЬТЕТ
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра
«Государственное и муниципальное
управление»
Дисциплина
«Управленческие решения»
Контрольная работа
Вариант
№6
Санкт-Петербург
2012
Вариант №6
Любое управленческое решение проходит через 3 стадии:
Стадия № 1.Уяснение проблемы.
Первая стадия процесса состоит в признании необходимости решения и включает следующие этапы: признание проблемы; формулирование проблемы; определение критериев успешного решения.
Каждое новое решение в управлении возникает на основе ранее сделанного решения, действие по которому либо завершилось, либо отклонилось от первоначально выбранного варианта. Отклонение ситуации от заданного состояния в процессе принятия решения обнаруживается менеджером не сразу. На практике это отклонение представляет собой разрыв между целями организации и способами их достижения.
Быстрота выявления этого расхождения зависит от двух факторов:
Этап
изучения ситуации направлен на признание
или не признание существующей в
организации проблемы. Процесс здесь
будет проистекать по-разному
для структурированных и
Признание или не признание проблемы во многом зависит от уровня ее восприятия. При этом возможны ошибки, связанные со следующими обстоятельствами:
Признание
проблемы является необходимым условием
для ее решения, так как если проблема
не существует для того, кто принимает
решение, то принятие решения не состоится.
Раз проблема признана, то следующий
этап в рассматриваемом процессе
- это интерпретация и
Интерпретация
проблемы - это придание значения и
определение той проблемы, которая
признана. Проблема может быть определена
как возможность, как кризис или
как рутинная. Первый тип проблемы
необходимо обнаружить и раскрыть.
Второй и третий проявляются сами
и требуют вмешательства
Определение
и последующие формулирование проблемы
позволяют менеджеру
Изучение этих факторов позволит менеджеру определить порядок решения проблем от наиболее до наименее важных. Ранжирование является важным шагом в процессе принятия решения. Наиболее важными, как правило, становятся проблемы со следующими характеристиками:
На практике количество проблем, получающих оценку как наиболее важных, обычно превышает возможности менеджера в рамках имеющегося у него времени на их решение.
Этап
определения критериев
Относительно критерия "мы хотим" рассматриваются те цели, которые желательны, но по ним не обязательно должны рассматриваться какие-либо альтернативы. Например, работник хочет выполнить обязанности, перечисленные в описании должности, но это не означает, что ему должна быть предложена данная должность. Критерий "мы хотим" заставляет менеджера думать о всех возможных вариантах, не исключая идеальных.
Стадия № 2.Составление плана решения.
Стадия составления плана решения состоит из этапов разработки, оценки и выбора альтернатив. Как только определены факторы, ограничивающие решение, менеджер начинает работу по поиску альтернатив или возможных направлений действий для решения проблемы. Так, можно рассмотреть возможность занятие должности кем-то из своих кандидатов, принять на работу кого-то со стороны и т.д. Многие из альтернативных решений легко обнаружить. Они обычно известны из предыдущего опыта, стандартны и легко вписываются в критериальные границы лучшего решения.
Однако нередко возникают новые, уникальные проблемы, решение которых не умещается в стандартные рамки. В этом случае необходим творческий подход. Секрет творческой среды в умелом правлении. Существует много методов творческого поиска альтернатив: "мозговая атака", метод выдвижения предложений, групповой анализ ситуации, карта мнений и т.п.
Выбор альтернативы является своего рода вершиной в процессе принятия решения. На этом этапе менеджер вынужден брать на себя определенные обязательства по будущему курсу действий. Хороший предыдущий анализ альтернатив позволяет резко сузить рамки предстоящего выбора. При выборе альтернативы могут использоваться три подхода: прошлый опыт; проведение эксперимента; исследование и анализ.
Привлечение прошлого опыта является наиболее используемым подходом в выборе альтернативы. Опытные руководители не просто используют данный подход, но и испытывают сильную веру в него. Это лежит в основе утверждения того, что чем выше уровень руководства, тем больше требуется опыта. В определенной степени опыт дает руководителю выработать умения и навыки принятия правильных решений. Сам факт, что руководитель поднялся выше, свидетельствует о ценности и полезности накопления опыта.
Эксперимент как метод выбора альтернативы основан на том, что берется одна или несколько альтернатив, и они апробируются на практике с целью определить, что произойдет дальше? Эксперимент широко используется в науке. Однако следует принять во внимание дороговизну техники экспериментирования.
Исследование и анализ предусматривает решение проблемы через ее понимание. Метод предусматривает разложение проблемы на части и изучение каждой из них. Сами изучение и анализ в этом случае намного дешевле, чем эксперимент. Важным инструментом данного метода является разработка и проигрывание различных моделей решения.
Стадия № 3.Выполнение решения.
Третья, последняя, стадия в процессе разработки решений - выполнение решения - состоит из организации выполнения решения, анализа и контроля выполнения и осуществления обратной связи. Организация выполнения решения как этап предусматривает координацию усилий многих людей. Менеджера здесь должно интересовать стремление сделать людей заинтересованными и мотивированными в реализации решения, расставить людей, чтобы наилучшим образом использовать их способности.
Данный
этап состоит из нескольких шагов, необходимых
для того, чтобы решение начало
выполняться. Сюда относится составление
плана мероприятий, которое заставляет
менеджера думать о конкретных действиях,
превращающих решение в реальность.
Необходимо распределить права и
ответственности среди
Менеджер должен проявить беспокойство о конфликте интересов и принятии решения его исполнителями как образца поведения.
Следующий этап - это встраивание в решение механизма получения информации о ходе выполнения решения. Т.е. должна осуществляться функция контроля - установление стандартов и измерение показателей в отношении этих стандартов. При этой системе отслеживания отклонений проблемы могут быть предотвращены до того, как они проявятся.
Полученная
в ходе отслеживания информация необходима
для осуществления
Однако
когда менеджер тратит слишком много
сил на отслеживание и обратную связь,
то создается довольно опасная ситуация,
позволяющая при растущем использовании
компьютеров просто устранить эту
функцию из работы менеджера. При
этом информация поступает так быстро
и с такой точностью, что проявляется
недоучет личностных факторов. Вместе
с тем компьютер не может заменить
ряд таких функций менеджера,
как руководство и личный контакт.