Процесс принятия управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 10:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы является исследование организации исполнения управленческих решений на предприятии.
В рамках указанной цели можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть содержание основных этапов выполнения
управленческих решений.
2. Рассмотреть процесс доведения решений в форме мероприятий до
конкретных исполнителей.
3. Рассмотреть контроль хода реализации управленческих решений.
4. Дать общую характеристику предприятию
5. Проанализировать сложившееся состояние принятия и реализации
управленческих решений на предприятии.
6. Разработать направления совершенствования принятия
управленческих решений.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3
1. Содержание основных стадий (шагов) выполнения управленческих
решений …………………………………………………………………………...4
2. Доведение решений, в форме мероприятий до конкретных
исполнителей………………………………………………………………………7
3. Контроль хода реализации управленческих решений……………….13
4. Общая характеристика предприятия по основным экономическим
показателям………………………………………………………………………..15
5. Сложившееся состояние принятий и реализации управленческих
решений…………………………………………………………………………...19
6. Подходы совершенствования организаций исполнения
управленческих решений……………………………………………………………...24
Заключение.................................................................................................27
Список использованных источников…………………………………...29

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 260.00 Кб (Скачать)

              Содержание

    Введение…………………………………………………………………..3

  1. Содержание основных стадий (шагов) выполнения управленческих 
    решений …………………………………………………………………………...4
  2. Доведение решений, в форме мероприятий до конкретных 
    исполнителей………………………………………………………………………7
  3. Контроль хода реализации управленческих решений……………….13
  4. Общая характеристика предприятия по основным экономическим 
    показателям………………………………………………………………………..15
  5. Сложившееся состояние принятий и реализации управленческих 
    решений…………………………………………………………………………...19
  6. Подходы совершенствования организаций исполнения 
    управленческих решений……………………………………………………………...24

    Заключение.................................................................................................27

    Список использованных источников…………………………………...29

 

                Введение

       Принятие  решений является важной частью любой  управленческой деятельности. Эффективность  управления во многом обусловлена качеством  таких решений. В решениях фиксируется  вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Если коммуникации - своего рода «стержень», пронизывающий любую деятельность в организации, то принятие решений - это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации. Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

       Существуют  разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим следует относить лишь те решения, которые затрагивают отношения в организации.

       Цель  данной работы является исследование организации исполнения управленческих решений на предприятии.

    В рамках указанной  цели можно выделить следующие задачи:

       1. Рассмотреть      содержание      основных     этапов     выполнения 
управленческих решений.

  1. Рассмотреть процесс доведения решений в форме мероприятий до 
    конкретных исполнителей.
  2. Рассмотреть контроль хода реализации управленческих решений.
  3. Дать общую характеристику предприятию
  4. Проанализировать сложившееся состояние принятия и реализации 
    управленческих решений на предприятии.

       6. Разработать       направления       совершенствования      принятия 
управленческих решений.

    Объект исследования - ОАО «Строитель»

    Предмет исследования - процесс принятия управленческих решений.

 

          1 Содержание основных  стадий (шагов) выполнения  управленческих решений

       Принятие  решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательном состоянии организации. Основой принятия эффективных управленческих решений является качественная информация. Черты управленческих решений: обоснованность; своевременность; комплексность подхода; законность; четкая формулировка задач; посильность исполнения; преемственность и согласованность с ранее принятыми решениями [4].

      Управленческое  решение - это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления.

      Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несёт на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения [4].

      Уравновешенные  решения принимают менеджеры, внимательно  и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.

       Импульсивные  решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надёжными, принимаются «с наскока», «рывками».

      Инертные  решения становятся результатом  осторожного поиска. В них наоборот контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.

       Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.

 

       

      Осторожные решения  характеризуются тщательностью  оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в ещё меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.

       Перечисленные виды решений принимаются, в основном, в процессе оперативного управления персоналом. Для стратегического  и тактического управления любой подсистемы системы менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации [4].

       Под качеством управленческих решений  следует понимать степень его соответствия характеру разрешаемых задач функционирования и развития производственных систем. Иначе говоря, в какой степени управленческое решение обеспечивает дальнейшие пути развития производственной системы в условиях формирования рыночных отношений.

       Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений, могут классифицироваться по различным признакам - как факторы внутренней природы (связанные с управляющей и управляемой системами), так и внешние факторы (влияние окружающей среды). К числу этих факторов следует отнести [4]:

           законы    объективного     мира,    связанные     с    принятием    и реализацией УР;

  • четкую формулировку цели — для чего принимается УР, какие 
    реальные   результаты   могут   быть   достигнуты,   как   измерить,   соотнести 
    поставленную цель и достигнутые результаты;
  • объём и ценность располагаемой информации - для успешного 
    принятия   УР   главным   является   не   объём   информации,   а   ценность, 
    определяемая уровнем профессионализма, опыта, интуицией кадров;
  • время разработки УР — как правило, управленческое решение 
    всегда   принимается   в   условиях   дефицита   времени   и   чрезвычайных 
    обстоятельств   (дефицита   ресурсов,   активности   конкурентов,   рыночной 
    конъюнктуры, непоследовательного поведения политиков);
  • организационные структуры управления;

      - формы и методы осуществления управленческой деятельности;

      - методы и методики разработки и реализации УР (например, если

фирма лидирует - методика одна, если следует за другими - иная);

      - субъективность оценки  варианта выбора решения.  Чем более 
неординарным является УР, тем субъективнее оценка;

 

      

  • состояние управляющей и управляемой систем (психологический 
    климат,     авторитет    руководителя,     профессионально-квалификационный 
    состав кадров и т.д.);
  • систему экспертных оценок уровня качества и эффективности 
    УР.

       Управленческие  решения должны опираться на объективные  законы и закономерности общественного развития. С другой стороны, УР существенным образом зависят от множества субъективных факторов -логики разработки решений, качества оценки ситуации, структуризации задач и проблем, определённого уровня культуры управления, механизма реализации решений, исполнительской дисциплины и т. п. При этом необходимо всегда помнить, что даже тщательно продуманные решения могут оказаться неэффективными, если они не смогут предвосхитить возможных изменений в ситуации, состоянии производственной системы.

       

       

Рисунок 1.1. Процесс  принятия решения.

       Принятие  решений в управлении представляет собой сложный и систематизированный процесс, состоящий из ряда стадий и этапов, начинающийся с формулирования проблемы и заканчивающийся совершением действий, решающих эту проблему (рисунок 1.1) [6].

 

       

          2 Доведение решений,  в форме мероприятий  до конкретных исполнителей

       Исполнительский замысел руководителя, после принятия решения, начинает свое воплощение в жизнь и конкретные дела с уяснения его исполнителями, с повышения их психологической готовности к действиям. От того, насколько полно и правильно удается руководителю передать свой замысел исполнителям, насколько глубоко он будет отражен в их сознании зависит его дальнейшее исполнение. Этот процесс протекает успешно при решении руководителем трех психологических задач [8]:

  • побуждения   исполнителей   к   активному   уяснению   задания, 
    условий и способов его выполнения,
  • формирования образа исполнительских действий у подчиненных,
  • проверки наличия у подчиненных необходимых для выполнения 
    задания знаний, умений, а также их совершенствование.

       Доведение заданий протекает успешно, когда  оно становится взаимодействием: активным и правильным разъяснением задания руководителем и стремлением к его уяснению исполнителем. Понимая это, опытные руководители побуждают подчиненного к активному уяснению задания, стремятся вызвать у него внимание и интерес, стремление к серьезному и глубокому его уяснению. Образно говорят, что "информация усваивается лучше, если она поглощается с аппетитом". Побуждение к активному усвоению задачи позволяет так же начать процесс мобилизации исполнителей.

       Доведение задания протекает в процессе общения. Поэтому необходимо установление психологического контакта, взаимного понимания и использование эффективных приемов. Более благоприятные психологические условия создаются при непосредственном контакте. Доведение задания с использованием технических средств и почты в известной степени обезличивается и что-то теряет в психологическом воздействии. Еще большие упущения могут возникать при доведении заданий через третьих лиц и этого необходимо избегать.

       Руководитель  может применять различные приемы, варьируя их в зависимости от особенностей подчиненного и сложности выполняемого поручения. Так, он может акцентировать внимание подчиненного на значимости задания и профессиональном доверии к нему: "то, что я скажу,

 

       

очень важно", "прошу обратить особое внимание", "я знаю, что Вы очень заняты, но я надеюсь...", "я долго выбирал кому поручить..., надеюсь на Ваши знания" и т.п [8].

       Следует учитывать, что перегруженный заданиями  подчиненный может не проявить активности к усвоению нового задания. Побуждающее значение оказывает страстная, убежденная форма изложения задания руководителем, его уверенность в возможности подчиненного выполнить поручение качественно и в срок. Известно, что общая постановка задачи: "окажите помощь", "составьте план", "разработайте мероприятия" и т.п. обладает меньшей мотивирующей силой и не так способствует четкому усвоению замысла руководителя, как конкретная. При доведении задания группе исполнителей целесообразно сформулировать ответственность каждого за определенную часть поручения и указать формы взаимодействия.

       Наблюдения  показывают, что большей побуждающей  силой обладают задания с меньшим сроком исполнения. Чересчур большой срок исполнения, "с запасом", расхолаживает исполнителей, не создает необходимого стремления к быстрейшему его воплощению.

Информация о работе Процесс принятия управленческих решений