Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 10:26, курсовая работа
Цель данной работы является исследование организации исполнения управленческих решений на предприятии.
В рамках указанной цели можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть содержание основных этапов выполнения
управленческих решений.
2. Рассмотреть процесс доведения решений в форме мероприятий до
конкретных исполнителей.
3. Рассмотреть контроль хода реализации управленческих решений.
4. Дать общую характеристику предприятию
5. Проанализировать сложившееся состояние принятия и реализации
управленческих решений на предприятии.
6. Разработать направления совершенствования принятия
управленческих решений.
Введение…………………………………………………………………..3
1. Содержание основных стадий (шагов) выполнения управленческих
решений …………………………………………………………………………...4
2. Доведение решений, в форме мероприятий до конкретных
исполнителей………………………………………………………………………7
3. Контроль хода реализации управленческих решений……………….13
4. Общая характеристика предприятия по основным экономическим
показателям………………………………………………………………………..15
5. Сложившееся состояние принятий и реализации управленческих
решений…………………………………………………………………………...19
6. Подходы совершенствования организаций исполнения
управленческих решений……………………………………………………………...24
Заключение.................................................................................................27
Список использованных источников…………………………………...29
В другой стороны такой подход к организации принятия решений удлиняется временной промежуток между подготовкой и принятием решений, возникают трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами. Все это в конечном итоге ведет к застыванию организационной формы, с трудом реагирующей на изменения.
В 2007 году на предприятии было проведено исследование, которое позволило выделить две важнейшие характеристики поведения менеджеров при принятии решений — открытость и ответственность. Испытуемым предъявлялись четыре житейские ситуации, содержащие внутренний конфликт. В каждом случае нужно было решить, как поступит персонаж и как поступит он сам в аналогичной ситуации. Производилась запись решений с кратким пояснением. Набор ситуаций позволил определить поведение человека в различных социальных ролях.
Каждое решение, данное испытуемым, квалифицируется как соответствующее одному из четырех возможных типов поведения:
Первый квадрант. Низкая открытость, низкая ответственность: человек не доверяет другим и не берет ответственность на себя, уклоняясь от принятия решения. Тип поведения - "уклонист".
Второй квадрант. Высокая открытость, низкая ответственность: человек раскрывает свою позицию, ее понимание, свои возможности, но ответственность за принятие решения перекладывает на других. Тип поведения - "безответственный".
Третий квадрант. Низкая открытость, высокая ответственность: человек не раскрывает основания принятия решения, берет всю ответственность на себя, позиция недоверия и недооценки других людей. Тип поведения - "мизантроп".
Четвертый квадрант. Высокая открытость, высокая ответственность: человек открыт, следовательно, признает возможности и способности других людей, демонстрирует доверие и рассчитывает на сотрудничество, одновременно готов принять на себя всю полноту ответственности. Тип поведения - "эффективный менеджер".
Данные о соотношении ожидаемых типов поведения других людей и о собственных поведенческих тенденциях испытуемых в различных социальных ролях представлены в таблице 5.2.
Таблица 5.2
Ожидания и поведенческие тенденции менеджеров при решении экспериментальных задач, % к общему количеству решений Социальная роль "Член семьи" "Должностное лицо" "Частное лицо" "Гражданин" В среднем по выборке Позиции ответа другие Я другие Я другие Я другие Я другие Я "Уклонист" 449,2 228,8 661,2 442,11 444,4 115,6 669,6 550,4 556,1 334,2 "Безответственный" 112 66 33,6 11,2 00 00 00 00 33,9 11,8 "Мизантроп" 338,8 660,0 66 225,5 00 00 22,4 11,4 111,8 21,9 "Эффективный менеджер" 00 77,2 228,8 331,2 555,6 884,4 228 447,2 228,2 42,1
Таким образом, менеджеры в большинстве случаев (56,1%) ожидают от других поведения типа "уклонист", т.е. принятий закрытых решений с низким уровнем ответственности. Решения типа "эффективный менеджер" ожидаются испытуемыми от 28,2% людей.
Все выявленные стереотипы
адекватны системе
Полученные результаты
проведенного исследования можно представить
в виде итоговой таблицы 5.3.
Таблица 5.3
Поведенческие стереотипы и стили поведения менеджеров на предприятии Стереотип Характеристики принятия решения Психологические механизмы Преобладающие стили поведения Стереотип доминанты семейной роли Безответственность, закрытость. Безответственность, открытость Сдвиг мотива на цель, актуализация легкодоступной установки "Уклонист" "Безответственный" Стереотип административной доминанты Ответственность, закрытость Безответственность, закрытость Недоверие как когнитивный и эмоциональный регулятор поведения "Мизантроп" "Уклонист"
Следует отметить, что используемые на предприятии модели принятия управленческих решений (текущих, оперативных и стратегических) включают в основном процедуры и правила принятия собственно рациональных решений и отработанных многолетней практикой. В тоже время предприятие работает в условиях нестабильной внешней среды и ассиметричной информации, в этих условиях важность приобретает ориентация на творческий и новаторский подход при принятии решений.
6 Подходы совершенствования организации исполнения управленческих решений
В свете названных недостатков на предприятии следует пересмотреть модель принятия решений с целью сокращения сроков принятия этих решений и создания более гибкой организационной структуры.
Модели управления, эффективные в современных условиях бизнеса, особенно связанного с новыми технологиями, ориентированы на сотрудничество менеджеров и персонала во имя достижения целей организации. Эти модели (поддерживающая и коллегиальная) могут быть реализованы, если менеджер принимает ответственные решения, технология и смысл которых понятен персоналу, в выработке которых персонал ответственно участвует. Такой подход требует пересмотра позиций людей на всех уровнях управления.
При рассмотрении особенностей принятия решений менеджерами были выделены некоторые устойчивые характеристики этого поведения. Их можно рассматривать в качестве стереотипов, влияющих на процесс и качество решений на предприятии.
Стереотип недоверия. Выявлен у 56% испытуемых. Испытуемые ожидают проявление этого стереотипа у 67,9 % людей.
Стереотип административной доминанты. Выявлен у 68,8% испытуемых. Испытуемые ожидают проявление этого стереотипа у 71,2% людей.
Стереотип доминанты семейной роли. Выявлен у 43,3% испытуемых. Испытуемые ожидают проявление этого стереотипа у 64,8 % людей.
При совершенствовании систем профессиональной подготовки, повышении квалификации, внутрикорпоративном обучении целесообразно обеспечить осознание обучающимися ранее неосознававшихся детерминант принятия решений, влияющих на их качество. Представляется необходимым развитие рефлексивного отношения к возможным проявлениям стереотипов, обучение принятию открытых и ответственных решений там, где предполагается выстраивание демократических отношений, развитие поддерживающего и коллегиального типов организационного поведения.
Целесообразно включать в систему внутрифирменной подготовки менеджеров программу тренинга принятия решений, направленную на преодоление перечисленных стереотипов.
Данная программа может предусматривать:
а) диагностику поведенческих стереотипов у участников программы;
б) ознакомление
участников программы с
механизмом действия
стереотипов;
в) отработку
принятия решений в различных социальных
ролях с
анализом последствий;
г) анализ
условий, при которых
действие стереотипов имеет
позитивное и негативное влияние на качество
решений;
д) закрепление
техники принятия
открытых и ответственных
решений.
В условиях неопределенности и повышенного риска умение высших менеджеров мыслить нестандартно и быстро - залог успеха фирмы в условиях рынка. В этих условиях наиболее подходящим для фирмы будет неожиданное для субъектов внешней среды решение. Оно позволяет: