Разработка и принятие управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

Принятие управленческого решения — важнейший этап управленческой деятельности. Решение представляет собой акт органов управления или руководителя, в котором не только определена цель, поставлены задачи, но и предусмотрены исполнители, выделены ресурсы, закреплена ответственность. Многообразию проблем соответствует многообразие решений. Любое решение связано с человеком, лидером управления, поэтому с психологической точки зрения принятие решения — это всегда критический момент поведенческого акта, связанного выбором, предпочтением (в каком-то отношении) одному варианту действий по сравнению с другими. Решения всегда социальны, имеют не только хозяйственные последствия.

Оглавление

Введение;
Исходные данные;
Анализ внутренней среды;
Анализ внешней среды;
I этап – определение проблемы;
II этап - выбор альтернативы;
III этап – определение условий, в которых происходит реализация альтернатив;
IV этап – установление критерия успешного решения;
V этап – правило выбора;
VI этап – определение лица (или группы лиц), принимающих решение;
VII этап – принятие решения;
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Дашина курсовая.docx

— 46.75 Кб (Скачать)

Министерство транспорта Российской Федерации

ФБОУ ВПО

Новосибирская Государственная Академия Водного Транспорта

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по менеджменту на тему:

«Разработка и принятие управленческих решений»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: ст.гр.ЭКМ -22 Емцева Е.

Проверила: Глоденис Т.В.

 

 

Новосибирск 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение;

Исходные данные;

Анализ внутренней среды;

Анализ внешней среды;

I этап – определение проблемы;

 II этап -  выбор альтернативы;

 III этап – определение условий, в которых происходит реализация альтернатив;

IV этап – установление критерия успешного решения;

V этап – правило выбора;

VI этап – определение лица (или группы лиц), принимающих решение;

VII этап – принятие решения;

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Принятие управленческого решения — важнейший этап управленческой деятельности, реализации управленческих отношений и лидерских способностей каждого управленца. Итогом управленческой и организационной работы является управленческое решение.

Решение представляет собой такой акт органов управления или руководителя, в котором не только поставлена цель, но и сформулирован ряд задач, предусмотрены исполнители, выделены ресурсы (трудовые, материальные, финансовые), закреплена ответственность.

Решение принимается в тех случаях, когда выявлена проблемная ситуация. Последняя всесторонне исследована, определены причины и условия ее возникновения, собрана необходимая информация, найден ключ решения, оценены возможные последствия в изменении качества жизни людей и т. п. При подготовке решения выявляются те ограничения, в рамках которых реализуется цель, начинают решаться поставленные задачи. Эти ограничения могут быть внутренними (квалификация людей, наличие ресурсов, качество информации) и внешние (связи с внешним миром, связи с поставщиками, наличие инвесторов и т. п.).

Многообразию проблем соответствует многообразие решений. Специалисты выделяют такие решения: экономические, социальные, политические, идеологические, государственно-правовые, стратегические и тактические, глобальные и специфические, концептуальные и программные, научно обоснованные и эмпирические, интуитивные, рутинные и новаторские. 

Совершенно очевидно, что можно выделить разное количество стадий в подготовке управленческого решения (поиск проблемы, определение путей решения, выбор оптимального решения из имеющихся альтернатив, декларация решения и т. п.), но основным является процесс сбора, анализа и переработки информации о внешних и внутренних условиях.

При подготовке и принятии решений используются современные научные и технические средства, методы исследования операций, системный анализ, моделирование, электронно-вычислительная техника. Для коллективных решений особое значение имеет совокупный коллективный интеллект субъекта управления, принимающего решения. Однако следует подчеркнуть творческий характер процесса подготовки и принятия решений, первостепенную роль личности человека, его управленческого интеллекта, профессионализма, воли и других личных и профессиональных качеств.

Принятие управленческого решения — важнейший этап управленческой деятельности. Решение представляет собой акт органов управления или руководителя, в котором не только определена цель, поставлены задачи, но и предусмотрены исполнители, выделены ресурсы, закреплена ответственность. Многообразию проблем соответствует многообразие решений. Любое решение связано с человеком, лидером управления, поэтому с психологической точки зрения принятие решения — это всегда критический момент поведенческого акта, связанного выбором, предпочтением (в каком-то отношении) одному варианту действий по сравнению с другими. Решения всегда социальны, имеют не только хозяйственные последствия. Поэтому любое решение должно быть спроецировано на человека, коллектив, организацию, которые принимают то или иное участие в его выработке и реализации. 

 

 

 

Исходные данные

АО «Электромеханический завод Прогресс» специализируется на производстве электрических машин и электрооборудования для автомобильного и железнодорожного транспорта, судо- и самолётостроения, электроприборов бытового и промышленного назначения. В последнее время завод сталкивается с рядом серьёзных трудностей, «Прогресс» всё ещё не может перестроиться на работу в новых условиях, постоянно испытывает нехватку денежных средств и сложности с нахождением отечественных и зарубежных инвесторов. Дополнительные финансовые инъекции нужны в связи с тем, что завод выпускает сложные наукоёмкие товары.

Проведя необходимый анализ ситуации, экспертами было установлено, что положение осложняется постоянным требованием клиентов, качество выпускаемой продукции зависит от качества сырья, постоянно наблюдается рост цен на цветные металлы, что вызывает значительный рост себестоимости продукции, слабо маркетинговое подразделение. Однако были определены сильные стороны предприятия – широкая номенклатура выпускаемых изделий, монопольное положение на рынке, опыт работы в оборонной промышленности, государственная поддержка муниципального хозяйства и производство товаров для городских коммунальных служб.

Вопросы экспертам.

  1. Можно ли за короткий срок решить указанную проблему?
  2. Нужна ли сегодня предприятию серьёзная финансовая поддержка?
  3. Поможет ли хорошая реклама расширить рынки сбыта продукции?
  4. Велика ли роль конкурентов на рынках сбыта сегодня?
  5. Поможет ли хорошо продуманная кадровая политика решить основные проблемы?
  6. Поможет ли использование новой техники и передовых технологий коренным образом улучшить положение дел?

 

 

 

 

 

АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ

Внутренняя среда очень важна для предприятия. На заводе должна работать уверенная, слаженная и дружная команда, имеющая хорошие отношения и понимание с начальством. Также квалификации кадров следует уделять не меньше внимания. От всех данных факторов зависит и качество, и время, уделяемое выпуску продукции. «Прогресс», судя по всему, не имеет высококвалифицированных кадров, так как положение предприятия очень осложнено, и, в первую очередь тем, что оно не может перестроиться на работу в новых условиях. Данный факт зависит от работников предприятия, от их умения работать в различных условиях и в любом положении. Я думаю, что удержать завод на плаву поможет повышение квалификации кадров, а может быть и вообще замена, хотя бы некоторых из них. Допустим, управляющие, от них зависит вся работа и то, как они будут направлять и стимулировать команду.

Очень важна и финансовая среда. Её стабильное состояние так же должно удерживаться руководством. На предприятии должно поддерживаться  эффективное использование, движение и распределение денежных средств. В частности, поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п.

Внутренняя среда должна отличаться особой устойчивостью. Это очень важно в конкурентной борьбе. Для этого должна быть налажена внутренняя организационная культура.

На предприятии выделены основные сильные и слабые стороны. Сильными сторонами является широкая номенклатура выпускаемой продукции, поддержка государства и наличие опыта в области оборонной промышленности, а также монопольное положение на рынке. Слабые:  рост цен на цветные металлы, повышение требований клиентов, рост себестоимости продукции и слабое маркетинговое подразделение . Именно эти стороны и затрудняют развитие «Прогресса».

 

 

 

 

 

АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

Экономическая среда:  исходя из тех данных, что завод «Прогресс» не может перестроиться на работу в новых условиях можно сделать предположение, что кадры предприятия не достаточно квалифицированы. Общее же экономическое положение осложнено в основном нехваткой денежных средств, отсюда и низкое качество, и количество производимой продукции, повышение себестоимости. Также постоянно положение усложняется ещё тем, что требования клиентов постоянно растут, а завод не имеет возможности эти требования удовлетворить.  Так как «Прогресс» выпускает сложные наукоёмкие товары, то их качество, естественно, должно быть высоким и отвечать всем требованиям науки, современности и клиентов.

Растут цены на цветные металлы – исходное сырьё. Данную проблему можно решить сменой поставщика, что тоже потребует дополнительных финансовых вложений, в которых «Прогресс»  испытывает недостаток.

Так же положение осложнено тем, что  предприятие не может найти инвесторов, ни отечественных, ни зарубежных. Это связано с тем, что стоимость выпускаемой продукции очень велика, а процесс изготовления сложен и имеет большую продолжительность.

Конкурентоспособность. Так как завод «Прогресс» занимает монопольное положение на рынке, особо серьёзной конкуренции он не имеет. Также завод получает постоянную государственную поддержку производства товаров для городских муниципальных служб.  Конкурентоспособность данного предприятия высока за счёт широкой номенклатуры выпускаемых изделий и за счёт того, что оно выпускает сложные наукоёмкие товары, которые востребованы в современном мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I ЭТАП. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

 

Для определения  дальнейших действий необходимо выделить проблемы предприятия, установить их в иерархическом порядке. Главной задачей данного этапа является  - максимально точное определение сложившейся ситуации.

Главной проблемой электромеханического завода «Прогресс» является недостаток денежных средств и постоянные неудачи в поисках инвесторов. Эта проблема является следствием ряда других, вытекающих из неё проблем. Растёт цена на исходное сырьё, повышается себестоимость продукции, а также, соответственно, повышается спрос клиентов на качество продукции. Качество продукции остаётся прежним, и  спрос на неё падает. Само по себе падение спроса на продукцию, выпускаемую Электромеханическим заводом «Прогресс», создаёт почву для возникновения новых проблем. Речь идет о таких проблемах как: дефицит бюджета, стагнация и инфляция.

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы предприятия должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета(налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

Принцип сбалансированности бюджета является одним из наиболее важных принципов бюджетной системы любого предприятия. Он заключается в том, что общий объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. При этом под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования. Таким образом, само по себе наличие дефицита бюджета не означает несбалансированности в том случае, если достигнуто равенство между расходами и суммарной величиной бюджетных поступлений. Несбалансированный бюджет (то есть такой, где объём расходов превышает поступления) фактически нельзя назвать бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения.

Стагнация, иными словами - состояние экономики, характеризующееся застоем производства и торговли на протяжении длительного периода, сопровождается увеличением численности безработных, снижением заработной платы и уровня жизни населения.

Инфляция часто возникает вследствие дефицита бюджета, и является причиной снижения покупательной способности денег. Покупательная способность денег за определенное время снижается, деньги обесцениваются, и как следствие – утрачивают часть своей реальной стоимости.

Наличие на предприятии таких проблем как: дефицит бюджета, стагнация и инфляция, оказывают отрицательное воздействие на инвестиции.

Конечно же, никому не выгодно осуществлять долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли. Инвестиции являются неотъемлемой частью современной экономики. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) — кредит и проценты необходимо возвращать в оговорённые сроки независимо от прибыльности проекта, инвестиции возвращаются и приносят доход только в прибыльных проектах. А если проект убыточен — инвестиции могут быть утрачены полностью или частично.

Помимо существующих проблем у предприятия есть слабые стороны, которые усугубляют сложившуюся ситуацию.

На предприятии, так же, отсутствует планирование в области маркетинга. Маркетинговый план — одна из важных частей плана компании, а процесс планирования маркетинга должен осуществляться как часть общего процесса планирования и составления бюджета фирмы. В маркетинговый план входит шесть элементов: анализ ситуации, цели, стратегия, тактика, бюджет и контроль. Отсутствие надлежащего планирования приводит предприятие в кризисное и не устойчивое положение, нет возможности владеть всей информацией сложившейся в определенное время в конкретной ситуации.

Ещё одной слабой стороной «Прогресса» является слабая кадровая политика. Через кадровую политику осуществляется реализация целей и задач управления персоналом, поэтому её считают ядром системы управления персоналом. Кадровая политика формируется руководством организации, реализуется кадровой службой в процессе выполнения её работниками своих функций. Кадровая политика представляет собой совокупность правил и норм, целей и представлений, которые определяют направление и содержание работы с персоналом. Следовательно, слабая кадровая политика на предприятии не может задать действительно точного и верного направления в пути к достижению поставленных задач.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что главной проблемой Электромеханического завода «Прогресс», из которой вытекают все остальные, является недостаток денежных средств и отсутствие надёжных инвесторов.

Информация о работе Разработка и принятие управленческих решений