Планирование как функция менеджмента в современной организации (на примере ОАО «Бобруйскагромаш )

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является изучение функции планирования в менеджменте на примере ОАО «Бобруйскагромаш».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………………………………..6
1.1Сущность и содержание планирования как функции менеджмента………….6
1.2 План как результат выполнения функции планирования.Типы планирова-ния и виды планов ……………….............................................................................8
1.3Место и роль планирования в системе управления в современной организации………………………………………………………………………….9
2АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ОЦЕНКА ЕЁ ЭФЕКТИВНОСТИ НА ОАО «БОБРУЙСКАГРОМАШ»………………………12
2.1Краткая организационно-экономическая характеристика ОАО «Бобруйскагромаш»……………………………………………………………….12
2.2 Содержание, цели и задачи планирования на ОАО «Бобруйскагромаш»..19
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ НА ОАО «БОБРУЙСКАГРОМАШ»………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………33

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 80.41 Кб (Скачать)

Таблица 2.1.1 – Баланс производственных мощностей ОАО  «Бобруйскагомаш»  за 2007-2009гг. 

 
Наименование  продукции
Загрузка

мощностей  %

2007г. 2008г. 2009г.
Товарная  продукция 88 88 88
Машины  для животноводства и кормопроизводства, в т.ч. 84 84 79
- машины для внесения в почву  твердых органических удобрений 81 81 84
пресс-подборщики 69 69 70
- прочие  машины (новые) - - -
- машины  для кормозаготовок 64 64 40
- прицепы  тракторные 80 80 90
- машины  для внесения в почву минеральных  удобрений 74 74 60
 

    Примечание – Источник: данные предприятия. 

     Производственный  процесс на предприятии включает в себя следующие технологические  процессы и производства:

    • заготовительное, холодноштамповочное, кузнечно-штамповочное,

сварочное, механообрабатывающее, термическое, гальваническое, сварочное, окрасочное и полимерное.                  

     Производственная  база ОАО «Бобруйскагромаш» включает 1793 единицы оборудования, в том  числе:

     -  металлорежущее оборудование            - 814 ед. или 45,4%

     -  кузнечно-прессовое оборудование   - 180 ед. или 10,0%

     -  оборудование технологическое для 

        литейного производства              - 15  ед.  или 0,8 %

     -  оборудование для сварки                        - 260 ед. или 14,5%

     -  оборудование для металлопокрытий             - 20 ед.  или    1,1 %

       и покраски

     -  прочее оборудование                        - 504 ед. или 28,1%

    В цехах основного производства используется значительное количество физически  изношенного оборудования. Возрастная структура рабочих машин и  оборудования свидетельствует также  о необходимости существенного  обновления станочного парка. Только 3,1 % оборудования  находится в  эксплуатации в пределах нормативного срока (до 10 лет), 67,8% оборудования работает более 20 лет (рисунок 2.1.1).    

        ОАО «Бобруйскагромаш» за 2009 год обеспечен значительный рост объема производства - 38,5 %,  при доведенном задании 10,0 %. Увеличение объемов производства достигнуто за счет наращивания выпуска сельхозтехники и возросшими поставками сельхозмашин на экспорт, с поставками техники по «Республиканской программе оснащения агропромышленного комплекса современной техникой отечественного производства». (Таблица 2.1.2)

  

Рисунок. 2.1.1 Возрастная структура  рабочих машин  и оборудования ОАО  «Бобруйскагромаш»

Примечание  – Источник: данные предприятия.

Таблица 2.1.2 -  Выполнение доведенных прогнозных показателей

 

Наименование  показателя Ед. изм. 2008 год
Согласованный уровень факт
Объем производства товарной продукции  без  налогов и НДС в сопоставимых ценах на 1.01.2007г. Млн. руб.   226 858
Темп  роста товарной продукции в сопоставимых ценах % 113,0 113,0
Темп  роста объемов выпуска товаров  народного потребления в сопоставимых ценах к соответствующему периоду  прошлого года % 112,5 112,8
Норматив  запасов готовой продукции на складах  коэф. 0,85 0,84
Удельный  вес новой продукции в объеме промышленного производства % 28 37,3
Доля  сертифицированной продукции в  общем объеме промышленного производства % 90 91,3
Уровень рентабельности реализованной продукции  % 11,0 27,3
Объем внешней торговли      
- экспорт* % 80,9 43,7
- импорт* % 102,7 55,5
Сальдо  тыс.дол. 6 664 3 226
Показатель  уровня энергосбережения коэф. -14,0 -14,0
Объем инвестиций в основной капитал млн.руб. 5 500 7 229
Темп  роста платных услуг образования % 109,5 98,5
 

    Примечание  – Источник: данные предприятия. 

    Доведенные  прогнозные показатели за 2009 год выполнены.  Так, удельный вес экспортных поставок в объеме  производства составил 36,4 % с        темпом роста 143,7%  к соответствующему периоду  прошлого года.

        В целом эффективность  хозяйствования ОАО «Бобруйскагромаш» в 2009г. по сравнению с 2008 г. и 2007 г. повысилась. В современных условиях хозяйствования ОАО «Бобруйскагромаш» работает с прибылью, с улучшением показателей платежеспособности, оборачиваемости и всех показателей рентабельности. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности представлены в таблице 2.1.3 
 

Таблица 2.1.3 - Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО»Бобруйскагромаш» за 2007-2009 гг. 

Наименование  показателя Ед. изм. Год
2007 2008 2009
1 Использование производственных  мощностей (по основным видам  продукции) % 88 88 88
2 Среднесписочная численность работающих чел. 2 345 2 491 2 558
3 Годовой объем производства в  натуральном выражении (по основным  видам продукции)        
- пресс-подборщики

- косилки

- грабли-ворошилки

  2215

484

95

1670

347

154

1580

370

190

4 Годовой объем производства в  стоимостном выражении (в действующих  ценах)

Темпы к предыдущему году

млн р.

%

 
46 554

158,6

 
68 373

146,9

 
89 161

130,4

5 Выручка от реализации продукции  млн р. 57 655 80 116 106 400
6 Выручка от реализации продукции  (без НДС) млн р. 47 682 67 803 91 902
7 Удельный вес в общем объеме  выручки неденежных форм расчетов % 35,7 10,0 3,7
8 Уд. вес реализованной продукции  по рынкам сбыта:

- внутренний  рынок

- ближнее  зарубежье

- дальнее  зарубежье

100 % 
% 
% 
%
60,0

36,8

3,2

69,9

26,6

3,5

71,5

26,4

2,1

9 Налоги, сборы, платежи (без подоходного  налога) млн р. 11 907 13 956 17 814
10 Чистый доход от реализации  продукции млн р. 2 679 4 706 6 639
11 Рентабельность реализованной продукции % 12,6 12,4 13,7
12 Рентабельность продаж % 11,1 10,8 12,1
13 Коэффициент текущей ликвидности   1,3 1,4 1,6
14 Коэффициент обеспеченности собственными  оборотными средствами   0,2 0,3 0,3
15 Коэффициент обеспеченности финансовых  обязательств активами   0,32 0,3 0,3
16 Удельный вес краткосрочных и  долгосрочных обязательств в  выручке от реализации продукции  % 19,3 19,2 23,6
17 Срок оборачиваемости оборотных  средств в днях 130, 112,7 206,3
 

Примечание  — Источник: данные предприятия. 

    В качестве основной стратегической цели организация ставит повышение конкурентоспособности  своей продукции и увеличение ее продаж на отечественном и зарубежном рынках. Основными странами - потребителями  продукции являются: Россия, Украина, Казахстан, страны Балтии и Скандинавии  и другие.

    Маркетинговые исследования показали, что для завоевания рынков сбыта организации необходимо улучшить качество выпускаемой техники  и проводить гибкую политику цен, стимулирующую покупателей к приобретению машин не только в периоды активного проведения сельскохозяйственных работ, но и в межсезонье.

    Основными структурными составляющими объема производства стало изготовление и поставка сельскохозяйственной техники на внутренний рынок государства, в том числе по Республиканской программе оснащения агропромышленного комплекса республики современной сельскохозяйственной техникой на 2005-2010 гг. и экспорт выпускаемой продукции.

    При этом будут широко использована поставка продукции по лизинговым схемам, осуществляемая банками Республики Беларусь, выполнение заказов на поставку сельхозмашин в  адрес юридических лиц, имеющих  присоединенные сельскохозяйственные предприятия.

    Освоение  новых изделий, переориентация мощностей  и техническое переоснащение  производится в основной части за счет собственных  средств предприятия. В среднем за год для этих целей  направляется до 10 % денежного оборота.

     Для выполнения основных показателей социально-экономического развития предприятия на 2010 г. были предусмотрены следующие мероприятия:

  1. Создание и освоение новых сельскохозяйственных машин, модернизация выпускаемой и осваиваемой в настоящее время продукции.
  2. Совершенствование СМК предприятия в соответствии с требованиями СТБ ИСО-9001 версии 2001г., реализация мероприятий по внедрению стандартов серии СТБ ИСО-14000, метрологическое обеспечение производства, реализация программы работы по расширению номенклатуры сельскохозяйственной техники, имеющей право маркировки знаком СЕ и обеспечение проведения работ по подтверждению для техники уже имеющей это право.
  3. Формирование портфеля заказов на период межсезонья с учетом увеличения объемов производства техники, используемой в осенне-зимний период (раздатчики-смесители кормов, прицепные транспортные средства), а также освоения новой номенклатуры техники для работы в этот период с целью снижения влияния сезонного фактора на производственные показатели предприятия.
  4. Расширение сети действующих совместных производств в Российской Федерации, Республике Казахстан, Украине, а также номенклатуры освоенной ими продукции.
  5. Развитие и оптимизация товаропроводящей сети, позволяющей обеспечить прямые продажи, реализацию посредством федерального и региональных лизинговых схем, банковского кредитования, а также качественный технический сервис, исключить недобросовестную конкуренцию.
  6. Обеспечение своевременного погашения платежей в бюджет, энергоресурсов, заработной платы и кредитов банков;
  7. Обеспечение выполнения прогнозного показателя рентабельности и снижения затрат на производство и реализацию продукции за счет:
  • совершенствования конструкции и технологии изготовления  серийно выпускаемых машин;
  • общего снижения потребления металлопроката за счет совершенствования технологии и более полного использования деловых отходов;
  • внедрения  рационализаторских предложений, направленных на  экономию материалов, трудоемкости и энергоресурсов; 
  • разработки и внедрения  новых энергосберегающих технологий,  материалов  и оборудования;
  • соблюдения  норм и нормативов материальных и трудовых затрат на  производство и реализацию продукции в строгом их соответствии с технологической и конструкторской документацией;
  • осуществления мониторинга динамики изменения цен на сырье, материалы, комплектующие изделия, покупаемые для нужд производства;
  • снижения непроизводительных потерь.
 

     

2.2  Содержание, цели и задачи планирования на ОАО «Бобруйскагромаш»  

     В настоящее время на предприятии  различают следующие виды планирования .

     Стратегическое  планирование, как правило, ориентировано  на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта. Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить деятельность в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса, стимулировать процесс удовлетворения нужд потребителей, какие усилия следует предпринять для удовлетворения рыночного спроса, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать или какие услуги оказывать, с какими партнерами вести бизнес и т.п. Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность перспективы. В результате стратегического планирования предприятие ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения.

     Тактическое планирование. Если стратегическое планирование рассматривать как поиск новых возможностей предприятия, тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации этих новых возможностей, а оперативно-календарное планирование — процессом их реализации.

     Объектом  нашего анализа использования системы  планирования выберем машиностроительное предприятие ОАО «Бобруйскагромаш», входящее в состав концерна «БелАгромаш».

Информация о работе Планирование как функция менеджмента в современной организации (на примере ОАО «Бобруйскагромаш )