Планирование как функция менеджмента в современной организации (на примере ОАО «Бобруйскагромаш )

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является изучение функции планирования в менеджменте на примере ОАО «Бобруйскагромаш».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………………………………..6
1.1Сущность и содержание планирования как функции менеджмента………….6
1.2 План как результат выполнения функции планирования.Типы планирова-ния и виды планов ……………….............................................................................8
1.3Место и роль планирования в системе управления в современной организации………………………………………………………………………….9
2АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ОЦЕНКА ЕЁ ЭФЕКТИВНОСТИ НА ОАО «БОБРУЙСКАГРОМАШ»………………………12
2.1Краткая организационно-экономическая характеристика ОАО «Бобруйскагромаш»……………………………………………………………….12
2.2 Содержание, цели и задачи планирования на ОАО «Бобруйскагромаш»..19
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ НА ОАО «БОБРУЙСКАГРОМАШ»………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………33

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 80.41 Кб (Скачать)

     В зависимости от организационной  структуры управления: планы предприятия; планы структурных подразделений и филиалов.

     По  содержанию плановых решений: 

     - стратегическое планирование заключается в определении главных целей инновационной деятельности предприятия и с учетом возможностей, средств и способов их достижения и обеспеченности необходимыми ресурсами, оно охватывает период на 10–15 лет (стратегия обозримого будущего); 

     - тактическое планирование – составление среднесрочных (обычно пятилетних) планов, в которых конкретизируется стратегия; 

     - оперативное планирование является завершающей стадией внутризаводского планирования, непосредственно предшествующей исполнительной деятельности на рабочих местах.

     Все 3 типа планов составляют общую систему, которая называется – бизнес-планом организации.

     Бизнес-план предприятия представляет собой  комплексный план развития организации  на определенный период и наряду с  отчетными финансовыми документами  служит главным документом производственной деятельности.

     Бизнес-план разрабатывается для обоснования  текущего и перспективного планирования развития предприятия, выработки (выбора) новых видов деятельности.

      Таким образом, план представляет собой сложную социально-эконо-мическую модель будущего состояния организации. Планирование позволяет принимать решения о том, какими должны быть цели организации и что должны делать сотрудники, чтобы достичь этих целей. Это подготовка сегодня к завтрашнему дню, определение того, что требуется и как этого добиться.[1 стр.11] 
 

    1.   Место и роль планирования в системе функций управления в современной организации
 

     Планирование  – это целенаправленный вид управляющего воздействия, осуществление которого рассматривается как составная  часть процесса управления.

     Направление планирования зависит от его классификации: по степени охвата (общее и частичное), содержанию в аспекте предпринимательской деятельности (стратегическое поиск новых возможностей и продуктов, тактическое предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное реализация данной возможности), предмету (объекту) планирования (целевое, средств потенциал, оборудование, материалы, финансы, информация; программное, действий), сферам функционирования (производство, маркетинг, финансы), охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное), срокам (кратко-, средне-, долгосрочное), жесткое и гибкое.[5]

     Планирование  даёт ответы на следующие вопросы:

     1) Каково положение организации  в настоящее время? Для этого  нужно оценивать положение в  области финансов, производства  и других сферах.       

     2)Каковы должны быть цели организации? Оценивая возможности и угрозы в окружающей среде, следует определить цели организации.

     Следует четко определить:

- объект  планирования (что планируется)

- субъект  планирования (кто планирует)

- период (горизонт) планирования (на какой  срок)

- средства  планирования (например, компьютерное  обеспечение)

- методику  планирования (как планировать)

- согласование  планов (каких, с кем и на  каких условиях)

     3) Как организация может достичь  целей? Нужно решить, что делать  персоналу для достижения целей,  каковы должны быть ресурсы.  Подход менеджмента к планированию  может быть осуществлен постановкой  критериев и задач планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений  и методов планирования.

     С общеэкономической точки зрения планирование - это механизм, который во внутрифирменной деятельности (внутри корпорации) в значительной мере способен заменить цены и рынок. В рамках рыночной системы главным координатором действий ее участников выступают цены. Именно цены определяют выгодные для продавцов и покупателей объемы и способы производства и потребления товаров. Предприятие, как участник рыночной системы, вынужден подчиняться ценовому механизму, закону спроса и предложения, поскольку не имеет возможности устранить их действие. Однако во внутренней среде каждой хозяйственной единицы механизм цен вытесняется сознательными действиями и рациональными решениями предпринимателей и менеджеров. Отсюда внутренняя природа фирмы основывается на системе плановых решений.

     Успех предпринимательской деятельности организации (предприятий, фирм, компаний) предопределяется в первую очередь  тем, насколько тщательно продуманы  и определены цели бизнеса и средства их достижения. Планирование особенно важно для оптимизации решений, поскольку предполагает системность  в работе. Принятие правильных управленческих решений, обеспечение их эффективности  в условиях рынка невозможны без  использования планирования. Не случайно планирование считается одной из ключевых функций менеджмента. Планирование выступает как совокупность действий, таких как исследование, анализа и других осуществляемых с целью определения комплекса решений, направленных на достижение поставленных организацией целей.

     Основная  задача планирования состоит в том, чтобы, насколько возможно при данных условиях, найти оптимальное решение  задач, стоящих перед организацией. Менеджер планирует потому, что должен предвидеть и действовать, опережая время. Это позволит избежать многих ошибок и лучше использовать имеющиеся  возможности.

     С помощью планирования устраняется  неопределенность, более четко определяются цели, стоящие перед организацией, меры по их достижению; создаются условия  для выявления и развития творческого  элемента в управлении; можно избежать ошибок в будущей работе; максимально  используются конкурентные преимущества, предотвращать возможные ошибки. Планирование помогает отслеживать  новые тенденции в развитии рынка, инновационные его инструменты  и использовать их в своей деятельности; уменьшать влияние слабых моментов, недостатков в деятельности предприятия; своевременно принимать защитные меры против разного рода рисков; точнее и масштабнее оценивать результаты производственной и коммерческой деятельности организации; предвидеть и действовать  в предстоящей рыночной ситуации.

     Значение  планирования для бизнеса определяется еще и тем, что оно: открывает  возможности поиска управленческих решении для использования в  будущем благоприятных условий; уточняет и проясняет возникающие  проблемы, что позволяет избегать ошибочных решений; ориентирует  менеджеров на реализацию собственных  управленческих решений в дальнейшей работе; формирует базу для поиска и реализации решений, обеспечивающих координацию действий в организации; расширяет возможности в обеспечении менеджмента предприятия необходимой информацией; способствует более рациональному распределению ресурсов; существенно облегчает и улучшает контроль за принятыми решениями в организации.

     В целом, наличие детально разработанного плана позволяет активнее развивать  предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы, обеспечивает объективную основу для  выбора лучших решений.

 

2 Анализ планирования хозяйственно-экономической деятельности на ОАО «Бобруйскагромаш» 

2.1   Краткая организционно - экономическая характеристика ОАО   «Бобруйскгромаш» 

    РУПП  «Бобруйскагромаш» создано в  соответствии с приказом  от 23.09.1974 года № 166 Министерства машиностроения для животноводства и кормопроизводства  СССР. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.1991 года № 385 передано с собственность  Республики Беларусь, зарегистрировано решением Могилевского облисполкома от 09.12.1996 года № 1002 с последующей перерегистрацией решением Могилевского облисполкома от 15.01.1999 года № 72. В соответствии с  требованиями Гражданского кодекса, Декрета  Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 года № 11 зарегистрировано Могилевским  областным исполнительным комитетом 04.09.2000 года, в едином государственном  реестре юридических лиц за номером 700067572.

       Открытое акционерное общество  «Бобруйскагромаш»  создано   на основании приказа Министерства  экономики Республики Беларусь  от 31 декабря 2004 г. N 224 путем преобразования Республиканского унитарного производственного предприятия «Бобруйскагромаш» в соответствии с законодательством о приватизации государственного имущества и законодательством об акционерных обществах.

   Хозяйствующий субъект является коммерческой организацией, имеет статус юридического лица, располагает обособленным имуществом, самостоятельным балансом, расчетным  и валютными счетами в банке, гербовою печатью, штампом, товарным знаком, фирменными бланками со своим наименованием. Структура управления ОАО «Бобруйскагромаш» представлена в приложении А.

      Организация является  учредителем  ДУПТП  «Спектр» - хозяйствующего субъекта с  правом юридического лица.

        Социальная сфера  ОАО «Бобруйскагромаш» включает в себя пять мало-  семейных общежитий, в которых проживает 891 семья (2350 человек). Каждое общежитие имеет 153  двухкомнатных блока. На балансе  предприятия находится детский  сад № 71,  рассчитанный на 280 мест, оздаровителный комплекс «Птичь», в  котором  оздаравливается 350 детей  за летний период (112 детей в смену).

        Ни одно аналогичное  по численности предприятие в  городе Бобруйске не имеет такой  развитой социальной сферы.

        При этом предприятие  в условиях сложного финансового  положения сумело не только сохранить  объекты социальной сферы, но и постоянно  изыскивает возможности для ее поддержания  и развития.

        В 2009 году в связи  с возросшими требованиями к состоянию  основных фондов, необходимостью повышения  пожарной безопасности, оснащения общежитий  пожарной сигнализацией, средствами пожаротушения, замены лифтов и электроплит в  общежитиях, затраты на содержание социальной сферы составят не менее 2,5 млрд. руб.

    В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2004 г. № 1604 к РУПП «Бобруйскагромаш»  присоединен убыточный сельскохозяйственный производственный кооператив «Бересневский» Кировского района. Убытки от финансово-экономической  деятельности которого на момент присоединения  составляли 68 млн.руб., кредиторская задолженность  – 1072 млн.руб.

      За 2005-2008 гг. восстановлен парк необходимых  сельхозмашин, повышено плодородие почв и продуктивность животноводческого  комплекса.

      В обновление производственной деятельности инвестировано более 11 млрд. руб.

        ОАО "Бобруйскагромаш" работает на рынке сельскохозяйственной техники более тридцати лет. За этот период предприятие приобрело огромный опыт в сфере производства и реализации техники для аграрного комплекса, что позволило достичь высокого качества выпускаемой продукции  при относительно невысокой себестоимости  и завоевать свою нишу в данном сегменте рынка.

      ОАО "Бобруйскагромаш" создавался как  специализированное предприятие по выпуску большегрузных машин  для внесения в почву органических удобрений для нужд сельского  хозяйства.

      За  прошедшие годы номенклатура выпускаемой  техники постоянно обновлялась  с учетом потребностей сельского  хозяйства и увеличилась  более  чем в 9 раз.   

      Освоенные машины  разработаны с учетом низкой платежеспособности покупателя, что достигается разработкой  только  прицепных  и навесных машин к серийным тракторам, упрощением неоправданно сложных приводов, исключением  дорогостоящих комплектующих изделий. Производимые машины  по своим технико-экономическим параметрам и надежности не уступают зарубежным образцам.

      Главным направлением работы ОАО «Бобруйскагромаш»  является  освоение новой техники, позволяющей обеспечить внедрение  интенсивных технологий в сельскохозяйственном производстве. Это дает возможность  организации постоянно наращивать объемы производства и экспортные поставки.

      В настоящее время ОАО «Бобруйскагромаш»  является одним  из устойчиво работающих предприятий сельхозмашиностроения. Следует отметить рост на протяжении последних лет загрузки производственных мощностей, а также стабильно  устойчивые темпы роста объемов  промышленного производства, которые  составили в сопоставимых ценах 117,1 % в 2005 г., 2006 год – 119,0 %, 2007 год  – 119,5 %, в 2008 году – 138,5 %, в 2009 г. - 113,0%.

      Коэффициент  использования производственных мощностей  за период с 2007 по 2009 год составил   88% , что представлено в таблице  2.1.1

    По  данным бухгалтерского учета балансовая стоимость основных средств по состоянию на 1.01.2009г. составляет 192,2 млрд.руб., остаточная –82 млрд.руб., сумма амортизации  на конец года  ---110 млрд.руб.  Физический износ  основных средств  - 57,5 %,  активной части основных средств – 86,3%. 

Информация о работе Планирование как функция менеджмента в современной организации (на примере ОАО «Бобруйскагромаш )