Отчет по практике в отделе культуры Управления образования и социальной политики Администрации городского округа Котельники Московской

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 19:32, отчет по практике

Краткое описание

Цели: - практическое закрепление, расширение и углубление полученных теоретических знаний в процессе обучения;
- приобретение студентами профессиональных навыков, необходимых для последующего выполнения должностных обязанностей. Задачи: - изучить особенности пространства государственных учреждений, провести структурно-функциональный анализ, выявить перспективные субъекты управления, раскрыть содержание государственных учреждений как объекта управления, проанализировать формы и методы организации профессиональной структуры управления; - формирование профессиональных умений и определенного опыта, необходимого для осуществления, дальнейшей профессиональной практики.

Файлы: 1 файл

Практика!!!!!!.docx

— 168.32 Кб (Скачать)

Методом государственного контроля обеспечивается соблюдение законов  и других правовых актов, издаваемых государственными органами. Кроме того, система государственного контроля имеет свою специфику в различных  странах, и изучение международного опыта, несомненно, приносит большую  пользу.

Что касается многочисленных методов косвенного регулирующего  воздействия, то их значение можно проиллюстрировать  на примере метода налогообложения. На протяжении всего хода российских реформ именно просчеты в системе налогообложения оказывали резко негативное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, значительно затрудняя реализацию целей государственного управления.

Социально-политическими  методами управляющего воздействия  создаются условия для проявления трудовой и политической активности людей, реализации заложенных в человеке потенциальных возможностей, организации  занятости населения, обеспечения  его бытовых условий, предоставления социальных услуг, сервиса, т.е. всего  того, что делает жизнь достойной  человеческого существования. Здесь  могут применяться самые различные  социологические методы, определенным образом ориентированные на решение  круга задач развития социальной сферы. Например, созданием центров  занятости населения, центров психологической  поддержки инвалидов, незанятого населения  и безработных, реабилитационных центров, центров по оказанию юридической  помощи какой-либо определенной категории  населения снимается социальное напряжение в обществе, открываются  реальные возможности большому числу  людей решить свои сложные жизненные  проблемы. В этих центрах разрабатываются  свои методы, учитывающие специфику  контингента, с которым ведется  работа.

Государство широко применяет  для достижения управленческих целей  экономические методы: приватизацию, проведение налоговой, бюджетной, финансовой политики, материальное стимулирование, применение материальных санкций, предоставление субвенций и дотаций регионам, поддержку депрессивных территорий и т.д.

Важным рычагом в руках  государства является законодательное  регулирование экономики, которое  осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровнях. При этом необходимо, чтобы методы экономического воздействия применялись гибко, не становились тормозом в реализации целей и функций государственного управления.

Среди правовых средств государственного управления (не надо смешивать с  правовым регулированием государственного управления) важное место принадлежит  правотворческому методу, суть которого заключается в том, чтобы своевременно выявить потребности правового  обеспечения управленческого процесса, разработать и принять соответствующие  нормативные правовые акты, а также  предусмотреть их социальные последствия. Конституцией страны закладываются основы государственности, закрепляются основные принципы государственной организации. Конституция Российской Федерации 1993 г., например, создала только юридические предпосылки для перехода к подлинному федерализму, гражданскому обществу, правовому государству. После ее принятия начинается работа по реализации ее демократического и гуманитарного потенциала. В полной мере это можно отнести и к вопросам государственного управления. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию «Россия на рубеже эпох» обращалось внимание парламентариев на необходимость скорейшего законодательного закрепления общих принципов организации и деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, порядка принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов, установления четкой правовой регламентации деятельности государственных органов и отдельных чиновников. Развивая конституционные положения методом правотворчества, субъекты этой деятельности не должны путать творческий подход с отступлением от принципиальных положений Основного Закона. Тем не менее на сегодняшний день действует масса различных нормативных правовых актов, в которых содержатся такие противоречия. В посланиях Президента РФ неоднократно ставился вопрос о разработке программы административных реформ. Ее цель - упорядочить систему и структуру органов исполнительной власти, повысив тем самым эффективность управления страной.

В этой связи все большую  роль начинает играть такое сравнительно новое для отечественной науки  направление, как законодательная  социология. Оно позволяет рассматривать законотворческий процесс на стадиях: предзаконодательной, где изучается потребность в принятии соответствующих правовых актов; собственно законодательной, включающей подготовку и принятие правового акта при широком его обсуждении; и постзаконодательной, на которой изучается с помощью социологических методов влияние принятого правового акта на круг регулируемых им общественных отношений, отношение к нему граждан государства и возможные социальные последствия его принятия. Использование социологических методов может существенно повысить качество законотворческого процесса, способствовать оперативному обновлению и совершенствованию законодательства, более строгому подходу к разработке концепции проектов нормативных правовых актов.

При реализации функций государственного управления могут возникать различные  непредвиденные ситуации, требующие  неординарных решений. Наряду с этим имеют место и злоупотребления, превышение властных полномочий. Методами правоохранительной деятельности компетентные органы, на которые законодательством  страны возложены соответствующие  обязанности, прежде всего, должны обеспечивать защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина, должностного лица. Эти методы, в свою очередь, могут рассматриваться в качестве базовых, на основе которых строятся методы правоприменительной деятельности, методы предупреждения противоправных действий со стороны как субъекта, так и объекта управления.

Оперативно-исполнительным методом достигается эффективность  действия федеральной конституции, федерального законодательства, а также  законодательства субъектов федерации, нормативных правовых актов органов  местного самоуправления. Органы исполнительной власти должны своевременно принимать  соответствующие подзаконные акты, а также обеспечивать действенный  контроль за выполнением уже принятых.

К административным методам  относятся те, которыми пользуются государственные органы исполнительной власти в отношении управляемого объекта, чтобы побудить его соблюдать  установленные нормы поведения. В административных методах раскрывается действие механизма исполнительной власти, практическое осуществление  ее управленческих функций. Арсенал  этих приемов обширен, но в основном они сводятся к тому, чтобы создать  определенный механизм реализации властных полномочий субъекта управления, что  является частью общего механизма реализации права. Этот механизм включает: управленческую вертикаль, предполагающую четкую субординацию; обязательность выполнения распоряжений вышестоящей инстанции, принимаемых  ею в одностороннем порядке или  в отдельных случаях по согласованию с объектом управления. При этом невыполнение указаний вышестоящей  инстанции влечет за собой применение административных либо иных юридических  санкций. Кроме того, необходимо обеспечить своевременное создание соответствующих  норм и доведение их до исполнителя.

Применение административных методов носит характер прямого  управленческого воздействия, т.е. издания  нормативного правового акта, распоряжения, предписания, команды, в которых  находит прямое выражение воля управляющего субъекта. В этом проявляется властная природа управления. Следует и меть в виду, что реализация воли субъекта управления осуществляется через сознательную деятельность управляемого объекта, будь то организация или отдельная личность. Поэтому при выборе методов воздействия на управляемый субъект необходим дифференцированный подход, включающий как методы убеждения, так и методы принуждения. Однако в любом случае управляющее воздействие должно носить Юридически обоснованный характер, отличаться определенностью и обоснованностью применяемых методов.

Неправильно было бы считать, что в условиях демократического режима административные нормы ослабляются  либо утрачивают свое значение. Напротив, демократия предполагает большую долю ответственности и там, где это  необходимо, - определенность и жесткость  требований. Это диктуется многими  обстоятельствами и прежде всего  усложнением технологических процессов, ростом экологической напряженности  и т.д.

Достижение целей государственного управления напрямую связано с методами подбора и расстановки управленческих кадров, организации системы их переподготовки и повышения квалификации государственных  служащих. Это большая, многоаспектная и весьма сложная проблема. Но из всех аспектов следует выделить главный - это преодоление дилетантизма и  изменение менталитета государственного служащего. Это, как в медицине: лечить не болезнь, а больного. В широко известной книге В.И. Терещенко  «Организация управления" В.И. Терещенко  «Организация управления (опыт США)» - М., Проспект, 2000. с. 185, поразившей в свое время воображение советского читателя, автор привел интересный биографический факт. Когда он впервые поступил на работу в одну из американских фирм, то столкнулся с постоянной предупредительной  опекой. Если он пытался делать не свойственную ему работу, например, заточить карандаш, посчитать на арифмометре, тут же появлялся соответствующий сотрудник  и проводил эти операции. На вопрос, не является ли это проявлением недоверия, ему сказали, что ему полностью  доверяют как специалисту, но платят высокое жалование не за малоквалифицированную  канцелярскую работу, а за ту, которую  кроме него никто другой выполнить  не может. Речь, в сущности, шла об изменении менталитета служащего.

Контрольные методы включают в себя методы предварительного, текущего и последующего контроля, выборочной проверки, документальной и фактической  ревизии. Речь идет, прежде всего, о  том, какими способами и приемами должны осуществляться контрольные  функции государственного управления. Административно-командная система создала свои формы и методы контроля, которые в условиях демократического государства применяться не могут. С другой стороны, у нас не созданы механизмы, с помощью которых деятельность государственных органов и должностных лиц подвергалась бы эффективному контролю со стороны общества. В этом смысле мы продолжаем оставаться закрытым обществом с высоким уровнем коррупции и злоупотреблений властью. Достоянием гласности факты злоупотреблений становятся тогда, когда ущерб государству уже нанесен, а поправить положение часто не представляется возможным. Существенную роль в этом играет отсутствие механизма реализации права. Однако создание такого механизма - также дело достаточно сложное и долгое. Оно заключается не только в принятии специальных нормативных правовых актов, но и в правовой культуре, изменении статуса государственных служащих, создании для них системы гарантий, повышении уровня их ответственности и т.д.

Рассматривая методы, следует  иметь в виду и средства. Например, метод убеждения в качестве средства использует, в частности, аргументацию. Метод контроля в качестве средства предполагает ревизии, справки, отчеты, проверки и т.д.

В заключение данного раздела, можно отметить, что в наше время  данная проблема из академической сферы  переместилась в плоскость реальной политики и управленческой практики. Способы достижения целей государства  все больше становятся под контроль гражданского общества. Они осуществляются через представительные органы власти, через институты непосредственной демократии, организационно-правовые формы гражданского контроля, а также  с помощью организационно-технических  средств, средств массовой информации, коммуникации, сбора и обработки  информации, подготовки и проведения мероприятий и др.

 

4. Специфика стратегического управления государственным учреждением

Управление традиционно  рассматривается в рамках коммерческих организаций. В то же время все  основные закономерности общего управления, рассматриваемые в классических учебниках и руководствах, проявляются  в управлении государственными организациями. Управление в государственной службе обладает теми же основными чертами, что и управление в коммерческой организации. Управление в государственной службе реализуется через свои основные функции: планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль. Разделение управленческого труда нормативно закрепляется в организационной структуре, а повторяющиеся и стандартные действия - в управленческих процедурах.

Управление в государственной  службе имеет много общего с управлением  в коммерческой фирме. Независимо от природы организации в управлении ею, проявляются общие закономерности и действуют общие механизмы. Управление в министерстве, областной  администрации, торговой фирме, университете, Церкви и транснациональной корпорации имеет общие закономерности. В  частности, в процессе управления в  этих организациях происходит постановка целей, определяются приоритеты, составляются планы и программы действий, закрепляются управленческие процедуры, формируется  и развивается организационная  структура. Во всех организациях в рамках управления персоналом строятся те или  иные мотивационные системы, отрабатываются процедуры приема на работу и продвижения  по службе. В любой организации  закрепляются соответствующие процедуры  контроля.

Вместе с тем управление в государственной службе представляет собой один из видов специального управления, который изучает особенные  черты, специфику проявления функций, а также особые закономерности и  тенденции, отличающие управление в  государственной службе от управления в других сферах. Будучи одним из видов специального управления, управление в государственной службе распадается  на ряд других более специфических  видов управления. Так, например, в  рамках управления в государственной  службе можно выделить военное управление, управление чрезвычайными ситуациями, а также министерское управление, региональное и муниципальное управление и т. д.

Особенности управления в  государственной службе проявляются, прежде всего, в конкретных целях, методах  оценки результатов, отчетности, процедурах контроля, ответственности и системах стимулов. Реализация каждой функции  управления в государственной службе обладает соответствующей спецификой:

- планирование и прогноз  в государственных учреждениях  обычно исходят из целей, устанавливаемых  вышестоящими органами, а в конечном счете -- народом на основе демократического выбора;

- организация государственной  службы, как правило, имеет более иерархическую структуру и соответствующие ей управленческие процедуры. Поэтому в рамках государственной службы складывается особый административно-бюрократический стиль управления, который, впрочем, имеет много общего со стилем управления в больших иерархических коммерческих организациях;

- мотивация в государственной  службе в меньшей мере основывается  на денежном вознаграждении и  в большей мере на стимулах  не денежного характера (престиж,  выполнение важной работы, стабильность, возможность дальнейшей карьеры  и пр.);

- контроль и оценка  результатов в рамках государственной  службы осуществляется вышестоящими  структурными единицами и одновременно  людьми как непосредственно, так  и с помощью средств массовой  информации и общественных организаций.  Контроль в государственной службе  носит более широкий и более  объемлющий характер, чем в коммерческой  организации.

Специфика управления в государственной  службе часто обозначается емкими терминами  «администрирование» и «бюрократия».

Термин «стратегическое  управление» был введен в обиход на стыке 60 - 70-х гг. для того, чтобы  обозначить разницу между текущим  управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне.

Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.

Стратегическое управление в каждый данный момент фиксирует, что  организация должна делать в настоящем, чтобы достичь поставленных целей  в будущем, исходя при этом из того, что окружение будет изменяться и условия жизни организации будут изменяться тоже. При стратегическом управлении как бы осуществляется взгляд из будущего в настоящее, определяются и осуществляются действия организации в настоящее время, обеспечивающие ей определенное будущее, а не вырабатывается план или описание того, что организация должна будет делать в будущем. В противоположность при нестратегическом управлении составляется план конкретных действий, как в настоящем, так и в будущем, априори базирующийся на том, что четко известно конечное состояние и что окружение фактически не будет меняться.

Информация о работе Отчет по практике в отделе культуры Управления образования и социальной политики Администрации городского округа Котельники Московской