Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 19:32, отчет по практике
Цели: - практическое закрепление, расширение и углубление полученных теоретических знаний в процессе обучения;
- приобретение студентами профессиональных навыков, необходимых для последующего выполнения должностных обязанностей. Задачи: - изучить особенности пространства государственных учреждений, провести структурно-функциональный анализ, выявить перспективные субъекты управления, раскрыть содержание государственных учреждений как объекта управления, проанализировать формы и методы организации профессиональной структуры управления; - формирование профессиональных умений и определенного опыта, необходимого для осуществления, дальнейшей профессиональной практики.
Таким образом, следует подчеркнуть, что законодательство об автономных учреждениях носит весьма расплывчатый характер и имеет свои пробелы, которые требует дополнения и внесения поправок.
Преобразование значительной
части учреждений сферы образования,
медицины, культуры в новые организационно-
Идея создания автономных учреждений давно витала в умах законодателей. Не секрет, что довольно значительное количество бюджетных учреждений дополнительного образования ведет успешную предпринимательскую деятельность. При этом доля бюджетного финансирования, выделяемых таким учреждениям, гораздо меньше, чем размер получаемых ими доходов. Поэтому предполагалось, что бюджетные учреждения, которые "твердо стоят на ногах" за счет доходов от предпринимательской деятельности, должны быть "отлучены" от государственных финансов и преобразованы в иную организационно-правовую форму. Таким образом, законодатели планировали значительно сократить расходы бюджета, не рискуя при этом нарушить сложившуюся инфраструктуру оказания такими учреждениями социально значимых услуг населению. По мнению противников закона, его принятие могло привести к коммерциализации науки, культуры и образования и к росту коррупции в социальной сфере. Сторонники же законопроекта, со своей стороны, провозглашали, что:
- переход государственных
учреждений в статус
- новый статус бюджетных
учреждений позволит повысить
эффективность расходования
Они утверждали, что финансирование
из бюджета автономных учреждений будет
заменено государственным или
В этой связи должна была
быть предусмотрена возможность
не создания новых бюрократических
структур, а возможность преобразования
уже имеющихся государственных (муниципальных)
учреждений, способных функционировать
в рыночной среде. В свою очередь
государство при этом освободило
бы себя от обязанности полного
Система сферы социальных
услуг в России, являясь одним
из важнейших элементов социально-
В соответствии с действующим
законодательством одним из принципов
государственной политики в социальной
сфере является наличие автономии
юридических лиц. Под автономией,
прежде всего, понимается независимость
в управлении, которой государство
наделяет некоммерческие организации
для осуществления ими
Первоначально проекты законов о государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организациях были инициированы в недрах Центра стратегических разработок в ведомстве Г. Грефа Российский гос-й деятель, президент и председатель правления Сберегательного банка РФ, бывший Министр экономического развития и торговли РФ (2000--2007гг.)., и их авторы исходили из двух несколько противоречивых предпосылок. Первая заключается в том, что если, к примеру, образовательные учреждения оказывают "услуги" и коммерческая составляющая достаточно велика, то пусть они будут чистыми субъектами рынка, а государству за их деятельность отвечать не надо. Заодно и бюджетные средства можно сэкономить. И, наконец, вторая мысль, которую часто высказывал, министр образования, А.А. Фурсенко: "Нехорошо зарабатывать деньги на государственной собственности" Российский государственный деятель. Министр образования и науки Российской Федерации (с 2004г.). Но на это высказывание следовало очень логичное возражение руководителей образовательных учреждений, особенно ректоров, о том, что они готовы отказаться от коммерческого приема, но при условии, что они будут финансироваться полностью, а не на уровне 40-45% от необходимой потребности обеспечения бюджетного приема.
Законопроект, справедливо
окрещённый "троянским конём приватизации"
В последнее время часто
можно слышать, что с принятием
пакета законов об автономных учреждениях
большинство существующих бюджетных
учреждений предпочтут стать автономными
- без учета готовности к этому
и интересов потребителей услуг.
Однако данные опасения не имеют под
собой оснований. Как установлено
п. 4 ст. 5 Закона № 174-ФЗ, решение о
создании автономного учреждения путем
изменения типа, существующего государственного
или муниципального учреждения должно
приниматься Правительством РФ, высшим
исполнительным органом государственной
власти субъекта РФ либо местной администрацией,
но лишь по инициативе самого учреждения
либо с его согласия. Более того,
это решение будет приниматься
лишь в том случае, если оно не
повлечет за собой нарушения
Заметим, что органы, ответственные
за состояние дел в
Стимулируют ли новые законы
к более активному
Автономные учреждения на сегодняшний день призваны отчасти заменить собой существующие государственные бюджетные учреждения, численность которых представляется явно избыточной. Предоставление федеральным органам исполнительной власти права самостоятельно формировать бюджетные учреждения привело к лавинообразному нарастанию численности последних. При этом новые учреждения зачастую создавались органами власти вовсе не в интересах осуществления функций и решения задач государства, а с одной лишь целью получения дополнительного бюджетного финансирования.
В то же время, существенное сокращение численности государственных учреждений путем их приватизации либо ликвидации в ближайшем будущем представляется малореальным уже хотя бы потому, что для этого сперва необходимо провести масштабную и весьма продолжительную работу по формированию и согласованию со всеми заинтересованными сторонами перечней приватизируемых и ликвидируемых учреждений. В этой связи, несмотря на все недостатки автономного учреждения, способного "поглотить" часть существующих бюджетных учреждений и несколько снизить издержки государства, связанные с их функционированием, можно только приветствовать.
Учредителями как бюджетных, так и автономных учреждений являются органы власти, учредителями частных учреждений - физические и юридические лица. По своим взаимоотношениям с учредителями бюджетные и частные учреждения одинаковы, в случае недостатка у них денежных средств для исполнения принятых на себя обязательств субсидиарную ответственность за них несет учредитель. Автономное учреждение имеет тех же учредителей, что и бюджетное, но учредитель не несет субсидиарной ответственности по их обязательствам и, если у них недостаточно денежных средств, то они будут вынуждены отвечать по своим обязательствам имеющейся в их распоряжении собственностью, то есть имуществом.
В отношении института
автономного учреждения представляется
необходимым отметить следующие
моменты: так, подобно унитарным
предприятиям, автономные учреждения
могут создаваться и
Из всего вышесказанного, можно выделить некоторые преимущества автономного учреждения: во-первых, "нереорганизационный" характер трансформации бюджетного учреждения в автономное; во-вторых, невозможность неконтролируемой утраты государством недвижимого и наиболее ценного движимого имущества, принадлежащего учреждению; в-третьих, отсутствие необходимости осуществлять бюджетное финансирование автономного учреждения в рамках сметы доходов и расходов.
Прослеживаются в свою
очередь и недостатки автономного
учреждения: во-первых, необходимость
увязки деятельности учреждения с установленными
законом функциями государства;
во-вторых, необходимость создания
и функционирования в учреждении
наблюдательного совета, не наделенного
реальными управленческими
Согласно статье 6 Закона № 174-ФЗ, учредителем автономного учреждения является:
1) Российская Федерация
в отношении автономного
2) субъект РФ в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в собственности субъекта;
3) муниципальное образование
в отношении автономного
В соответствии с частью
1 статьи 8 Закона № 174-ФЗ структура, компетенция
органов автономного
Органами автономного учреждения являются наблюдательный совет, руководитель, а также иные предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы (общее собрание (конференция) работников, ученый совет, художественный совет и другие). При этом указание на общее собрание (конференцию) работников в числе органов автономного учреждения появилось в тексте закона по настоянию Профсоюза и необходимо обеспечить сохранение этого органа управления в автономном образовательном учреждении.
К компетенции руководителя
автономного учреждения, в зависимости
от вида его деятельности это может
быть директор, ректор, главный врач,
художественный руководитель и прочее,
относятся вопросы
Как было отмечено ранее, руководитель автономного учреждения и его заместители не могут быть членами наблюдательного совета.
Руководитель без доверенности
действует от имени автономного
учреждения, в том числе представляет
его интересы и совершает сделки,
утверждает штатное расписание, план
его финансово-хозяйственной