Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 19:32, отчет по практике
Цели: - практическое закрепление, расширение и углубление полученных теоретических знаний в процессе обучения;
- приобретение студентами профессиональных навыков, необходимых для последующего выполнения должностных обязанностей. Задачи: - изучить особенности пространства государственных учреждений, провести структурно-функциональный анализ, выявить перспективные субъекты управления, раскрыть содержание государственных учреждений как объекта управления, проанализировать формы и методы организации профессиональной структуры управления; - формирование профессиональных умений и определенного опыта, необходимого для осуществления, дальнейшей профессиональной практики.
Во-вторых, при нестратегическом управлении выработка программы действий начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов организации.
В России и в мире в
целом в последнее время
В государственном секторе происходят те же изменения, что и в коммерческом секторе. Ключевой тенденцией является ускорение перемен. Многие государственные учреждения, ориентированные на выполнение традиционных функций государства, приватизируются и разгосударствляются. Начиная от уборки мусора на городских улицах и кончая содержанием тюрем - все эти функции во многих странах мира постепенно передаются из государственного сектора в частный. В практику управления в государственных организациях все больше проникают методы управления, оправдавшие себя в частном секторе. Это относится и к формированию временных рабочих групп, и к стратегическому планированию, и к делегированию полномочий, и к маркетингу, и к методам управления корпоративной культурой, и ко многим другим методам и приемам управления. Происходит постепенный переход от традиционной административной модели управления, в которой центральным элементом было следование инструкциям, к новой модели управления, в которой центральным системообразующим элементом становится ориентация на достижение результата. Эти изменения корреспондируются со сменой модели управления в коммерческих организациях.
Современные тенденции развития государственного сектора таковы:
- разгосударствление, приватизация;
- маркетизация (проникновение рыночных моделей взаимодействия в государственный сектор);
- контрактная основа выполнения государственных функций;
- новые информационные технологии;
- управленческие и финансовые нововведения;
- изменение модели управления - от авторитарной к новой.
Управление в любой
сфере, в том числе и государственной
службе, подвержено изменениям. Основной
тенденцией изменений управления в
государственной службе в настоящее
время стало перенесение
С точки зрения управления
стираются границы между
Особенно ярко новая модель
управления проявляется в тех
областях, где требуются новые
подходы, где изменения окружающей
среды заставляют постоянно искать
решения возникающих новых
По мере развития альтернативных возможностей осуществления функций государственной службы, по мере приватизации и разгосударствления постепенно разрушается монополия государственных учреждений на предоставление определенных услуг населению. Особенно ярко это видно на примере сферы муниципальных услуг, все большее число которых переходит с государственной на частную основу; это относится и к эксплуатации жилого фонда, и к уборке мусора, и к строительству дорог, и к оказанию услуг связи.
Традиционная бюрократическая система управления начинает постепенно замещаться новой, в которой присутствуют элементы рыночных механизмов. В связи с этим человек уже не рассматривается как помеха в деятельности государственной службы, а все в большей мере начинает восприниматься как клиент и потребитель услуг. Государственная служба, особенно на муниципальном уровне, постепенно превращается в сферу специфических услуг.
Ключевой характеристикой успешного управления в государственной службе становится инновативностъ. В практику работы государственных учреждений проникает технология создания команд - гибких временных творческих групп, ориентированных на создание нового или совершенствование старого «продукта». Создание инновационного потенциала в рамках государственного учреждения становится залогом его успешной деятельности. Для создания инновационного потенциала необходимо на каждом уровне управления стимулировать эксперименты, новые начинания, творческие заимствования продуктивных идей, так называемые быстрые старты, ориентировать инновационную стратегию скорее на развитие «шаг за шагом», чем на глобальный технологический прорыв.
Новая модель управления в
государственной службе предусматривает
постоянное обучение и повышение
квалификации, тщательный отбор персонала,
предоставление гарантий занятости. Адаптивность
организации достигается с
Общая тенденция развития управления в последние годы -- предоставление значительной самостоятельности небольшим коллективам, которые приобретают права независимых «команд» или даже самостоятельных филиалов. «Командные» технологии управления стали активно проникать в практику государственной службы. В крупных организациях происходит делегирование прав и ответственности с верхних уровней управления на нижние. Небольшие коллективы получают возможность распоряжаться ресурсами, проводить собственную кадровую политику и даже заниматься стратегическим планированием. Команды становятся главным инструментом достижения инновативности, индивидуальной приверженности, сфокусированности на главные задачи. В организациях нового типа меняется роль менеджера среднего звена: он уже не столько диспетчер, сколько тренер-консультант; он не столько передает указания начальства, сколько помогает сотрудникам самостоятельно вырабатывать новые подходы, совершенствовать приемы и методы выполняемой работы, добиваться большей согласованности действий.
Традиционное управление основывается на неизменном следовании правилам и процедурам. Оценка действий персонала происходит в значительной мере по тому, насколько четко были соблюдены правила и процедуры. Эта бюрократическая традиция зачастую заслоняет возможность оценки результативности государственной службы, т. е. степени достижения целей. Переход управления в государственной службе от традиционной бюрократической модели к новой модели управления, ориентированной на поиск эффективного решения постоянно нарождающихся проблем, характеризуется большей ориентацией на цели и миссию по сравнению с ориентацией на правила и процедуры. Практика формирования миссии (обобщенной цели, в концентрированном виде содержащей также основной принцип деятельности) постепенно укрепляется в государственной службе. В практику государственной службы проникают методы количественной оценки результатов, в частности, оценки эффективности (отношения результата к затратам), результативности (отношения фактического результата к планируемому) и экономии (отношения планируемых затрат к фактическим).
Смещаются и другие акценты,
в частности, от измерения затрат
центр тяжести переносится на
измерение результатов. Традиционные
подходы в государственном
Так, например, в современной российской практике государственного контроля пока еще преобладает ориентация на измерение затрат. В частности, при проверке выполнения федеральных программ Счетной палатой Российской Федерации основной акцент делается на контроле соответствия фактических затрат запланированным. В то же время ключевым пунктом контроля любых государственных затрат должен стать вопрос о том, в какой степени достигнуты поставленные цели и соответствуют ли понесенные затраты полученным результатам.
В процессе становления новой
модели управления в государственной
службе видоизменяются процедуры контроля.
На место тотального бюрократического
контроля приходит контроль со стороны
потребителей услуг государственной
службы, который осуществляется как
непосредственно, так и при помощи
общественных организаций и средств
массовой информации. Контроль в условиях
децентрализации управления становится
более жестким (чем больше децентрализация,
тем более тщательным должен быть
контроль). Контроль приближается к
непосредственным исполнителям и в
значительной мере начинает осуществляться
ими самими. Наиболее яркими примерами
успешного использования в
5. Автономное учреждение
как инновационная модель государственно-
В настоящее время в
руках государства
Но общество не стоит на месте, а развивается и всю очередь требует удовлетворения социальных потребностей. Бюджетные учреждения, ведущие патерналистскую От лат. Paternus - отцовский, отеческий, - Политика гос-ва в отношении граждан, направленная на всестороннее развитие и благополучие политику, выступают тормозом в достижении современного качества предоставляемых социальных услуг населению. Отсюда возникла необходимость в реформировании бюджетного сектора, то есть заменой его автономными учреждениями.
Следует отметить, что подобное разделение возникло сравнительно недавно с принятием Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон № 174-ФЗ), которым и был введен новый тип учреждения - автономное учреждение.
Если говорить кратко, автономное
учреждение отличается от бюджетного
большей степенью экономической
свободы, возможностью осуществления
действий, которые для бюджетных
учреждений законодательно ограничены
или запрещены. Так, автономные учреждения
вправе привлекать заёмные средства,
открывать счета в кредитных
организациях, самостоятельно распоряжаться
отдельными видами имущества, что невозможно
в отношении бюджетных
Однако реальная возможность автономного учреждения самостоятельно осуществлять вышеуказанные полномочия достаточно ограничена. Согласно п. 2 ст. 8 Закона № 174-ФЗ основными органами автономного учреждения являются наблюдательный совет и руководитель. Что касается руководителя автономного учреждения, то он, во-первых, назначается учредителем, во-вторых, за исключением утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности и выбора кредитных организаций для вклада денежных средств, руководитель не вправе самостоятельно принимать решения по важным вопросам. В-третьих, руководитель не входит в коллегиальный высший орган автономного учреждения - наблюдательный совет. В то же время функции наблюдательного совета автономного учреждения по важнейшим вопросам, за исключением совершения крупных сделок и сделок, в отношении которых имеется заинтересованность, носят лишь рекомендательный характер.
Таким образом, возможность
осуществления автономным учреждением
своих функций напрямую зависит
от воли учредителя автономного учреждения,
так как по большинству предусмотренных
Законом № 174-ФЗ полномочий окончательные
решения принимает именно он. К
тому же руководитель может воздействовать
на деятельность автономного учреждения
через наблюдательный совет, в который
обязательно входят представители
учредителя автономного учреждения,
а общая численность
Хозяйственно-распорядительная
и финансовая самостоятельность
автономного учреждения может не
компенсировать отказ государства
от его финансирования, поэтому вопрос
об автономии автономного