Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 08:33, курсовая работа
Организация труда на рабочем месте на современном этапе развития технологических систем требует научного подхода. В сложных производственных системах она включает такие аспекты, как максимальный учет функциональных возможностей человека, определение порога утомления, работоспособности, степени реакции на непредвиденные раздражители, устойчивости к факторам среды (температурным скачкам, шуму, давлению и т. д.).
Введение
3
Глава 1. Сущность и значение организации труда на предприятии,
ее место в системе организации деятельности:
4
1.1. Понятие организации труда.
4
1.2. Научная организация труда.
7
1.3. Место организации труда в системе организации деятельности.
11
1.4. Элементы организации труда и ее формы.
13
1.5. Оснащение рабочего места и его обслуживание.
26
Глава 2. Нормирование труда на предприятии:
29
2.1. Методы нормирования труда.
39
2.2. Нормирование труда служащих.
41
2.3. Порядок изменения норм труда.
43
Глава 3. Основные направления организационного обеспечения трудовой деятельности:
45
3.1. Совершенствование организации труда на предприятии.
45
3.2. Организация управленческого труда.
47
3.3. Проблемы предприятий России.
50
Заключение
53
Литература
Оптимизирующая функция проявляется в обеспечении полного соответствия уровня организации труда прогрессивному уровню технического вооружения производства, в достижении научной обоснованности норм труда и интенсивности труда, в обеспечении соответствия уровня оплаты труда его конечным результатам. Оптимизация в современных условиях – центральное направление в поиске путей решения различных задач в области организации труда.
Функция формирования эффективного работника. Это осуществление на научной основе профессиональной ориентации и профессионального отбора работников, их обучения, систематического повышения квалификации.
Требования к качеству подбора работников и к их профессиональному мастерству в условиях перехода к рыночным отношениям существенно возрастают. Увеличение сложности используемой техники ведет к росту ответственности исполнителей за своевременные и правильные решения и действия. Научный подход к формированию кадров и к их подготовке – таково веление времени, и это становится важной функцией НОТ.
Трудощадящая функция проявляется в создании благоприятных, безопасных и здоровых условий труда, в установлении рационального режима труда и отдыха, в использовании режима гибкого рабочего времени, в облегчении тяжелого труда до физиологически нормальной величины.
Забота общества об охране и укреплении здоровья людей – дело первостепенной важности. Проблемы здоровья людей в значительной мере определяются производственными условиями. Одна из функций НОТ в том и состоит, чтобы способствовать сохранению здоровья трудящихся на производстве.
Функция возвышения труда. Это чрезвычайно важная функция организации общественного труда в цивилизованном государстве. Нельзя говорить о НОТ, сколь бы экономичен ни был труд, если при этом забывают о самом человеке, с его социальными запросами и стремлением к высоко содержательному, престижному труду. Возвышает труд создание на производстве условий для гармоничного развития человека, повышение содержательности и привлекательности труда, искоренение рутинных и примитивных трудовых процессов, обеспечение разнообразия труда и его гуманизации.
Воспитательная и активизирующая функции направлены на выработку дисциплины труда, развитие трудовой активности и творческой инициативы. Высокий уровень организации труда способствует формированию этих качеств работника, а чем выше качества исполнителей, тем выше и уровень организации труда.
Понимание функций НОТ позволяет обеспечить всесторонний, комплексный подход к решению проблем организации труда на предприятии, более четко представить механизм воздействия НОТ на работника и само производство.
Функции НОТ – это ее свойства и признаки. Для научной организации труда должно быть характерным единство указанных функций.
1.3. Место организации труда в системе организации деятельности.
Требование системного похода к производству как одно из главных условий его эффективности определяет важность раскрытия взаимосвязей и взаимообусловленности всех организационных явлений и процессов на производстве. Однако понятийные разночтения, которые имеют место в этой области, осложняют решение названной актуальной проблемы. В самом деле, каких только сочетаний слов со словом «организация» не встретишь в экономической литературе! Говорят и пишут, например, «организация производства, труда и управления», «организация и управление», «управление, организация и стимулирование труда» и т.д. Каковы структурные отношения между элементами, входящими в эти понятия? Что из них целое, а что лишь его часть? Почему, если, допустим, организация производства включает в себя такие части, как организация труда и организация управления, на практике их пишут через союз «и»?
Имеют место суждения, что организация производства и организация труда – это взаимосвязанные, но относительно самостоятельные системы. Автор придерживается иной точки зрения: так как процесс производства – это единство трех его основных компонентов – орудий труда, предметов труда и самого труда, то и организация производства есть единство подсистем организации орудий труда и предметов труда, т.е. организации средств производства, а также организации труда. Средства производства функционируют в рамках определения технологических процессов, поэтому подсистему организации средств производства более полно будет представлять подсистема организации технологических процессов. Вместе с подсистемой организации труда они образуют систему организации производства в ее атрибутивном значении.
Но производство динамично, требует постоянного поддержания пропорциональности и равновесия, оперативного реагирования на внешние и внутренние возмущения, т.е. управления. Организация управления подразумевает наличие определенной структуры органов управления и выполнение присущих им функций по планированию процессов, их организации (установлению, формированию, совершенствованию порядка функционирования), регулированию, координации, анализу, контролю и др.
В законченном виде организация производства как динамичная система может быть представлена в виде совокупности трех подсистем: организации технологических процессов, организации труда и организации управления.
Требует пояснения понятие «организация технологических процессов». Это та совокупность организационных решений, которая определяет порядок функционирования средств производства, их сочетание и пространственное размещение, а также порядок осуществления технологических операций и процедур, составляющих существо каждого вида производственной деятельности.
Принципиальная схема организации производства может быть представлена в виде матричной таблицы, в которой слева по вертикали указываются виды деятельности на промышленном предприятии. Они могут быть детализированы или укрупнены, их можно дать в любой группировке: по фазам производства, по структурным подразделениям или по другим признакам. При этом должно соблюдаться обязательное требование: необходимо указывать все виды деятельности на предприятии. Сверху по горизонтали в таблице указывается система организации производства в составе ее трех подсистем: подсистемы организации технологических процессов (ОТП), подсистемы организации труда (ОТ) и подсистемы организации управления (ОУ). Предположим, что процесс промышленного производства складывается из следующих видов деятельности:
1. Технико-технологическая подготовка производства (разработка
технической и технологической документации на орудия производства, технологию, предметы труда, готовые изделия).
2. Подбор, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров.
3. Материальная подготовка производства, снабжение его всем необходимым: машинами, механизмами, оснасткой, сырьем, материалами, полуфабрикатами, энергией и т.д.
Эти виды деятельности предшествуют производству материальных благ и являются основными компонентами процесса производства.
1. Осуществление основного производственного процесса по выпуску
продукции в соответствии со специализацией предприятия.
2. Осуществление вспомогательных и обслуживающих производственных процессов (ремонтные работы, энергетическое и транспортное обслуживание, контроль качества продукции, хранение сырья, материалов и готовой продукции, хозяйственные работы и др.).
3. Маркетинг.
4. Финансовая деятельность.
5. Управление производством (предприятием) – менеджмент.
Подобная матричная таблица дает развернутое представление об элементах организации производства на промышленном предприятии в их взаимосвязи и взаимозависимости, показывает место организации труда и организации управления в системе организации производства, позволяет обеспечить системный и комплексный подход при решении вопросов ее установления и совершенствования.
1.4. Элементы организации труда и ее формы.
Подбор, подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.
Работа с кадрами относится к организации труда, потому что без обеспечения определенного уровня умелости работника, без его профессионализма нельзя рассчитывать на сколько-нибудь эффективную деятельность на производстве.
Подготовке кадров должен предшествовать профессиональный отбор кандидатов на то или иное рабочее место. В нашей стране профессиональный отбор получил распространение пока лишь для укомплектования должностей и профессий, которые предъявляют очень высокие требования к психофизиологическим качествам работника и к его здоровью. Однако задача профессионального отбора – определение пригодности человека к выполнению конкретной работы и подбор наиболее эффективных исполнителей и руководителей если не для всех, то для большинства рабочих мест и должностей — такая задача становится актуальной в системе рыночных отношений.
Профессиональная пригодность устанавливается путем проверки состояния здоровья, измерения определенных психофизиологических параметров человека, необходимых для избранной им профессии, использования тестового и других методов контроля. При профессиональном отборе необходимо обращать особое внимание на наличие или отсутствие тех свойств личности, которые не поддаются изменению, тренировке, формированию и которые определяются генотипом человека в отличие от фенотипа – совокупности свойств человека, которые можно формировать или изменять. Перечень необходимых для конкретной профессии личных качеств исполнителя отражается в профессиограммах – документах, и которых формулируются требования к предполагаемым исполнителям или работникам вообще. Подготовка рабочих для современного производства осуществляется через систему профессионально-технического образования и через обучение на производстве. Реформа общеобразовательной и профессиональной школ предусматривает превращение профессионально-технического образования в основную форму подготовки квалифицированных рабочих путем создания единого типа многопрофильных профтехучилищ со средним сроком обучения три года для окончивших неполную среднюю школу и до одного года – для выпускников средней школы.
Профессиональное обучение на производстве охватывает подготовку новых рабочих, переподготовку и обучение вторым профессиям, повышение их квалификации.
Подготовка новых рабочих на производстве осуществляется в форме индивидуальной и групповой подготовки на рабочих местах и курсовой системы обучения на учебно-производственной базе предприятия или в учебно-курсовых комбинатах. На предприятиях подготовка молодых рабочих проводится под руководством не освобожденных от основной работы квалифицированных рабочих, в учебно-курсовых комбинатах – под руководством мастеров производственного обучения.
Переподготовка преследует цель обучения рабочих новым профессиям в соответствии с требованиями научно-технического прогресса.
Обучение вторым профессиям направлено на расширение производственного профиля рабочих, на возможность совмещения профессий в целях повышения производительности труда, повышения его содержательности и привлекательности.
Современное производство требует постоянного роста профессионального мастерства рабочих, совершенствования их знаний, навыков, умений. Этому способствует система повышения квалификации рабочих, которая осуществляется путем обучения на производственно-технических курсах, курсах целевого назначения (или овладения новой техникой и технологией), на курсах бригадиров и др. Большое значение приобретает в современных условиях переподготовка работников в соответствии с требованиями рынка труда. Эту работу организует Федеральная служба занятости населения.
Важным элементом организации труда является разделение труда, т.е. обособление видов трудовой деятельности между работниками, бригадами и другими подразделениями на предприятии. Это – отправной пункт организации труда, который, исходя из целей производства, состоит в закреплении за каждым работником и за каждым подразделением их обязанностей, функций, видов работ, технологических операций. Решение этого вопроса должно предусматривать наряду с требованием наиболее рационального использования рабочего времени и квалификации работника такую его специализацию, чтобы сохранялась содержательность труда, не допускалась его монотонность, обеспечивалась гармонизация физических и психических нагрузок.
Различают следующие формы разделения труда на предприятиях:
функциональное – в зависимости от характера выполняемых работниками функций на производстве и участия их в производственном процессе. По этому признаку работники делятся на рабочих, служащих, младший обслуживающий персонал, сторожевую и пожарную охраны, учеников. В свою очередь рабочие могут составлять функциональные группы основных рабочих и вспомогательных. Среди последних выделяются группы ремонтных и транспортных рабочих, контролеров качества, рабочих по энергетическому обслуживанию и т.д.;
Информация о работе Организация трудовой деятельности на предприятии, пути ее совершенствования