Организация диспетчеризации в сельскохозяственных предприятиях и пути ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:03, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа включает введение, четыре основных раздела, заключение и список использованных источников.
В первом разделе рассматриваются общетеоретические основы диспетчеризации. Во втором – организационно-экономическая характеристика ГП «Племзавод «Россь». В третьем – особенности работы диспетчерской службы РУСП «Марс». В четвертом – основные направления совершенствования работы диспетчерской службы.
Объектом исследования курсовой работы является диспетчерская служба. Предметом исследования - задачи, функции, проблемы и перспективы развития диспетчеризации.
Цель работы: изучение задач, функций, проблем и перспектив развития диспетчеризации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ОБЩЕТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИСПЕТЧЕРИЗАЦИИ…………….5
1.1. Понятие диспетчеризации…………………………………………………..5
1.2. Значение и функции диспетчерской службы………………………………6
1.3. Работа диспетчерской службы………………………………………………9
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГП «ПЛЕМЗАВОД «РОССЬ»……………………………………………………….14
2.1. Общие сведения об организации…………………………………………..14
2.2 Производственно-экономическая характеристика предприятия…………17
3. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ В РУСП «МАРС»…………………………………………………………………………..24
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ…………………………………………………30
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………36

Файлы: 1 файл

курсовая по менеджменту.docx

— 81.61 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА И

ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Учреждение образования

«Гродненский государственный  аграрный университет»

 

Экономический факультет

 

Кафедра менеджмента,

маркетинга и права 

 

Оценка 

курсовой работы _______________

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

МЕНЕДЖМЕНТ

 

на тему: ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСПЕТЧЕРИЗАЦИИ В СЕЛЬСКОХОЗЯСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ И

ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

                         

 

Выполнила: студентка

2 (НИСПО) курса,

экономического факультета

специальность «Экономика и 

управление на предприятии»

Овсянникова Светлана  Владимировна

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

                               Гродно, 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. ОБЩЕТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИСПЕТЧЕРИЗАЦИИ…………….5

1.1. Понятие диспетчеризации…………………………………………………..5

1.2. Значение и функции  диспетчерской службы………………………………6

1.3. Работа диспетчерской  службы………………………………………………9

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ГП «ПЛЕМЗАВОД «РОССЬ»……………………………………………………….14

2.1. Общие сведения об организации…………………………………………..14

2.2 Производственно-экономическая  характеристика предприятия…………17

3. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ  ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ В РУСП  «МАРС»…………………………………………………………………………..24

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ…………………………………………………30

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………………32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Диспетчеризация представляет собой централизацию оперативного контроля и координацию управления производственными процессами с  целью обеспечения согласованной  работы отдельных звеньев предприятия  или группы предприятий для достижения наивысших технико-экономических  показателей, выполнения графиков работ  и производственной программы. Она  направлена на обеспечение равномерности  загрузки всех звеньев предприятия, непрерывности, ритмичности и экономичности  выполнения всех процессов основного  производственного цикла, бесперебойной  работы вспомогательных и обслуживающих  участков.

Диспетчеризация в сельском хозяйстве осуществляется диспетчерской  службой и охватывает все производственные участки хозяйства, включая оперативное  планирование, сбор и обработку производственной информации, решение конкретных задач  по материально-техническому обеспечению, устранение причин, нарушающих режим  работы на полевых станах, фермах, в  звеньях и отделениях.

Диспетчерская служба представляет собой орган централизованного  оперативного управления производством  с помощью технических средств связи, сбора и обработки информации, контроля и регулирования деятельности всех структурных подразделений предприятия. Она повышает уровень управления агропромышленным производством благодаря действенному контролю за ходом выполнения технологических процессов, освобождает руководителей и специалистов от непроизводительных затрат времени на решение оперативных вопросов, разъезды по объектам для сбора сведений, дает возможность сосредоточить их внимание на стратегических вопросах, дисциплинирует работников управления, повышает культуру их труда. Диспетчерская служба оказывает большую помощь при организации оперативной связи внутри предприятия и за его пределами не только руководителям хозяйства, но также фермерам и всему населению. Еще больше вырастает ее роль в условиях рынка; функции диспетчеров расширяются, особенно в области внешних связей.

Диспетчерская служба в современных  условиях является лучшим инструментом оперативного управления. Только с  ее помощью можно быстро и эффективно решать все вопросы оперативного управления производством централизовать его, направить на достижение единой цели деятельность всех отраслей, цехов, служб, снять с руководителей  и специалистов рутинную работу по сбору всякого рода сведений и  значительную часть оперативной  распорядительной работы, перераспределить их функции и в конечном счете – эффективно хозяйствовать на земле.

Данная курсовая работа  включает введение, четыре основных раздела, заключение и список использованных источников.

В первом разделе рассматриваются  общетеоретические основы диспетчеризации. Во втором – организационно-экономическая  характеристика ГП «Племзавод «Россь». В третьем – особенности работы диспетчерской службы РУСП «Марс». В четвертом – основные направления совершенствования работы диспетчерской службы.

Объектом исследования курсовой работы является диспетчерская служба. Предметом исследования - задачи, функции, проблемы и перспективы развития диспетчеризации.

Цель работы: изучение задач, функций, проблем и перспектив развития диспетчеризации.

 

 

1. ОБЩЕТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИСПЕТЧЕРИЗАЦИИ

 

1.1. Понятие диспетчеризации

 

Диспетчеризация (англ. dispatch - быстро выполнять) - централизация (концентрация) оперативного контроля и координация управления производственными процессами с целью обеспечения согласованной работы отдельных звеньев предприятия или группы предприятий для достижения наивысших технико-экономических показателей, выполнения графиков работ и производственной программы. Она направлена на обеспечение равномерности загрузки всех звеньев предприятия, непрерывности, ритмичности и экономичности выполнения всех процессов основного производственного цикла, бесперебойной работы вспомогательных и обслуживающих участков. Вследствие изменения состава производимой продукции, корректив, вносимых в методы и технологию её изготовления, разного уровня выполнения программы различными рабочими и производственными участками, а также в связи с перебоями из-за ремонта оборудования, нарушения графика поставки материалов и т.п. нарушаются предварительно установленные пропорции и ритм.

Задачи диспетчеризации:

  1. регулирование процесса производства с целью восстановления действующих или установления новых пропорций и ритма работы предприятия;
  2. контроль и управление технологическими процессами;
  3. контроль и оперативное распределение материальных и энергетических ресурсов, транспортных средств;
  4. учёт работы машин и механизмов.

Выполнение данных задач  способствует повышению безопасности и точности движения транспорта.

Способствуя предотвращению простоев оборудования и потерь рабочего времени и выполнению заказов  в срок, диспетчеризация оказывает  положительное влияние на экономику  производства.

Структура диспетчеризации  зависит от характера и масштаба объекта управления. Простейшая в  современном понимании, она осуществляется главным образом с помощью  диспетчерской двусторонней телефонной связи с объектами. Небольшие  предприятия, строительные площадки располагают  обычно одним диспетчерским пунктом. На крупных объектах с разветвлённой  или многоступенчатой структурой (например, энергосистема) действуют несколько местных диспетчерских пунктов и один центральный, координирующий их деятельность.

Видеодиспетчеризация - разновидность диспетчеризации, при которой используется видеоизображение с объекта диспетчеризации.

Диспетчеризация в сельском хозяйстве осуществляется диспетчерской  службой и охватывает все производственные участки хозяйства, включая оперативное  планирование, сбор и обработку производственной информации, решение конкретных задач  по материально-техническому обеспечению, устранение причин, нарушающих режим  работы на полевых станах, фермах, в  звеньях и отделениях. В отдельных  крупных хозяйствах (отделениях, фермах, гаражах и т.д.) в период напряжённых  полевых работ могут создаваться  диспетчерские посты. Диспетчерский  пункт обычно располагается в  центральной конторе. Диспетчеризация  в сельском хозяйстве может охватывать целые районы и даже области для  централизованного контроля и управления сельскохозяйственным производством.

 

1.2. Значение и функции диспетчерской службы

 

Организационной формой централизации  оперативного управления является специализированная диспетчерская служба. Необходимость  в диспетчерской службе в сельском хозяйстве возникла одновременно с  его индустриализацией и появлением крупных сельскохозяйственных предприятий.

Диспетчерская служба –  орган централизованного оперативного управления производством с помощью  технических средств связи, сбора и обработки информации, контроля и регулирования деятельности всех структурных подразделений предприятия. Она широко развита в агропромышленных предприятиях и государственных органах АПК на уровне района и области.

Диспетчерская служба повышает уровень управления агропромышленным производством благодаря действенному контролю за ходом выполнения технологических процессов, освобождает руководителей и специалистов от непроизводительных затрат времени на решение оперативных вопросов, разъезды по объектам для сбора сведений, дает возможность сосредоточить их внимание на стратегических вопросах, дисциплинирует работников управления, повышает культуру их труда. Диспетчерская служба оказывает большую помощь при организации оперативной связи внутри предприятия и за его пределами не только руководителям хозяйства, но также фермерам и всему населению. Еще больше вырастает ее роль в условиях рынка; функции диспетчеров расширяются, особенно в области внешних связей. [16, с.233]

Диспетчерская служба в современных  условиях является лучшим инструментом оперативного управления. Только с  ее помощью можно быстро и эффективно решать все вопросы оперативного управления производством централизовать его, направить на достижение единой цели деятельность всех отраслей, цехов, служб, снять с руководителей  и специалистов рутинную работу по сбору всякого рода сведений и  значительную часть оперативной  распорядительной работы, перераспределить их функции и в конечном счете – эффективно хозяйствовать на земле.

Такая служба должна быть наделена оперативной властью и в иерархии управления по линейным вертикальным связям стоять над всеми другими  службами, подчиняясь лишь руководителю хозяйства. Последовательно развиваясь, она становится не только главным  информационным, но и координирующим и оперативным распорядительным центром хозяйства.

К диспетчерской службе предъявляются  следующие основные требования:

  1. четкость и простота построения;
  2. регламентация должностных оперативных функций;
  3. обеспечение своевременной информацией о состоянии объектов управления;
  4. оперативность принятия управленческих решений, маневров трудовыми и материально-техническими ресурсами. [16, c.22]

Объектами диспетчерского управления в сельскохозяйственных предприятиях являются: бригады, участки, фермы, механизированные отряды и звенья, отраслевые цехи, животноводческие комплексы, кормоприготовительные производства, строительные подразделения (цехи, бригады), подсобные и промышленные предприятия, ремонтные мастерские, автогаражи, склады ГСМ и запчастей, зернотока, машины техпомощи, агрегаты для технического обслуживания, заправки тракторов и комбайнов ГСМ и водой, автобусы и грузовые автомашины для перевозки людей и др. Объектами диспетчерского регулирования в районе являются сельскохозяйственные предприятия и организации.

Основные функции диспетчерского управления:

  1. Оперативное планирование,
  2. Оперативный учет,
  3. Оперативный анализ,
  4. Оперативный контроль,
  5. Диспетчирование (регулирование), то есть оперативно-распорядительная функция.

Учет, анализ, контроль и  распорядительная функция немыслимы  без оперативной информации о  состоянии объектов управления, поэтому  можно выделить как самостоятельную  информационную функцию.

Опыт показывает, что диспетчерская  служба становится партнером подрядного коллектива, так как на ее ложится  основная ответственность за выполнение договорных обязательств администрации  сельскохозяйственного предприятия, нарушение которых является одной  из причин низкой эффективности работы, а нередко и распада коллективов. Возрастает роль диспетчерской службы как консультативного и методического  центра, особенно в условиях возделывания культур по интенсивным технологиям, так как любое нарушение технологической  дисциплины (видов и сроков проведения операций) приводит к значительным потерям урожая. Диспетчерский персонал оказывает помощь руководителям  подрядных коллективов в организации  контроля затрат подразделений на производство сельскохозяйственной продукции, в  проведении аналитической работы.

Информация о работе Организация диспетчеризации в сельскохозяственных предприятиях и пути ее совершенствования