Организация диспетчеризации в сельскохозяственных предприятиях и пути ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:03, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа включает введение, четыре основных раздела, заключение и список использованных источников.
В первом разделе рассматриваются общетеоретические основы диспетчеризации. Во втором – организационно-экономическая характеристика ГП «Племзавод «Россь». В третьем – особенности работы диспетчерской службы РУСП «Марс». В четвертом – основные направления совершенствования работы диспетчерской службы.
Объектом исследования курсовой работы является диспетчерская служба. Предметом исследования - задачи, функции, проблемы и перспективы развития диспетчеризации.
Цель работы: изучение задач, функций, проблем и перспектив развития диспетчеризации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ОБЩЕТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИСПЕТЧЕРИЗАЦИИ…………….5
1.1. Понятие диспетчеризации…………………………………………………..5
1.2. Значение и функции диспетчерской службы………………………………6
1.3. Работа диспетчерской службы………………………………………………9
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГП «ПЛЕМЗАВОД «РОССЬ»……………………………………………………….14
2.1. Общие сведения об организации…………………………………………..14
2.2 Производственно-экономическая характеристика предприятия…………17
3. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ В РУСП «МАРС»…………………………………………………………………………..24
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ…………………………………………………30
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………36

Файлы: 1 файл

курсовая по менеджменту.docx

— 81.61 Кб (Скачать)

Диспетчерская служба дисциплинирует всех работников, повышает ответственность  и дисциплину каждого. Замечено, например, что сам факт установки радиотелефона  в машине специалиста или кабине трактора резко поднимает исполнительскую  дисциплину.

Однако в работе уже  созданных служб сельскохозяйственных предприятий имеется много недостатков. Так, такую функцию оперативного управления, как распорядительная, выполняют не более 10% диспетчерских служб. В большинстве же случаев диспетчер является не оперативным распорядителем, управляющим ходом работ, а лишь информатором, а иногда и просто посыльным. Причин тому несколько. Первая связана с недооценкой диспетчеризации как инструмента оперативного управления, сказывается привычка работать по старинке.

Вторая заключается в  недостаточной компетенции руководителей  хозяйств в вопросах диспетчерского управления. Так, если в хозяйстве  для диспетчерского пункта выделено отдельное, хорошо оборудованное помещение, имеются все технические средства связи, но диспетчером работает человек, только что окончивший среднюю школу, это говорит о том, что руководитель не знает, зачем он такую службу создал, как она должна работать, и заведомо ставит диспетчера в собирателя информации. Эту же роль вынужден выполнять и  опытный специалист, если в хозяйстве  отсутствует оперативное планирование.

Третья причина в том, что руководитель не хочет отдать диспетчерскому персоналу оперативную  распорядительную власть, не доверяя  ему из-за боязни, что диспетчеры с такой работой не справятся.

Очевидно, что возложить  обязанности по оперативному управлению можно только на хорошо подготовленного  специалиста, имеющего сельскохозяйственное образование и опыт работы в сельском хозяйстве, хорошо знающего местные  условия. Понятно, что и заработная плата такого диспетчера, главного или старшего, должна соответствовать  его роли и месту в управлении производством хозяйства. [16, c.25]

Довольно часто встречается  и такая ситуация, когда на должностях специалистов диспетчерской службы работают хорошие работники, но их возможности  в управлении минимальны из-за плохой технической оснащенности службы. Обособленные, хорошо оснащенные помещения диспетчерских  служб имеют лишь треть хозяйств республики. В остальных хозяйствах службы работают в проходных комнатах, в приемных или вместе с другими  специалистами. А ведь работа с информацией, цифрами требует повышенного  внимания и большого напряжения.

Таким образом, рационально  организованные диспетчерские системы  управления являются одной из мер  по росту эффективности сельскохозяйственного  производства, повышению дисциплины, порядка, организованности на производстве, в сфере общественной жизни.

 

1.3. Работа диспетчерской  службы

 

Работа диспетчерской  службы по своему содержанию подразделяется на оперативную, контрольно-учетную, аналитическую и плановую.

Оперативная работа включает решение всех текущих вопросов производственно-хозяйственной  деятельности предприятия, прием оперативной  информации и заявок, передачу распоряжений. указаний и контроль за их выполнением.

Контрольно-учетная работа – это сбор и обработка оперативной  отчетности о ходе работ, ведение  диспетчерской документации, представление  информации руководителям и специалистам предприятия и другим хозяйственным  органам.

Аналитическая работа тесно  связана с плановой и контрольно-учетной. При анализе на основе плановой и отчетной информации проводится сопоставление полученных данных, выясняются причины отставания и срывов, определяются возможности роста производительности труда, вовлечения дополнительных ресурсов, устранения простоев техники, оборудования и т.д.

В сельскохозяйственных предприятиях диспетчерская служба обычно выполняет  следующие виды работ:

1. обеспечивает постоянную оперативную связь руководителя и специалистов хозяйства, руководителей и других должностных лиц подразделений и служб;

2. своевременно доводит до исполнителей оперативные задания и распоряжения руководителей хозяйства и осуществляет контроль за их выполнением;

3. оказывает организационную и техническую помощь бригадам, звеньям и конкретным исполнителям в выполнении заданий;

4. принимает, обрабатывает и хранит оперативные сведения и учетные данные о ходе производства, контролирует выполнение плановых заданий отделениями, бригадами и звеньями;

5. предоставляет руководителям, специалистам и соответствующим службам хозяйства информацию о выполнении работ, производстве продукции, обеспеченности материальными средствами и т.п.;

6. учитывает запросы подразделений и организует обеспечение их необходимыми материалами (нефтепродуктами, запасными частями, семенами, удобрениями) и транспортными средствами;

7. осуществляет контроль за использованием машинно-тракторного и автомобильного парков, за выполнением графиков технических уходов и ремонтов;

8. организует диспетчерские совещания, ведет необходимую диспетчерскую документацию.

Функции диспетчерской службы в различных сельскохозяйственных предприятиях в зависимости от этапов ее развития неодинаковы. На первом этапе  обычно они ограничиваются сбором и  передачей различной информации. Руководители и специалисты видят  в ней лишь удобное средство связи. На втором этапе подключаются контрольно-учетные  и аналитические функции. При  полном своем развитии диспетчерская  служба выполняет различные работы по оперативному планированию и регулированию  производства, наделяется правами распорядительства.

При создании диспетчерской  службы проводится ряд организационно-подготовительных мероприятий, включая сбор данных для  проектирования, разработку проекта  диспетчеризации, приобретение необходимого оборудования и материалов, подготовку работников диспетчерской службы. После  этого можно задействовать новую  службу для решения управленческих задач. Объектами диспетчеризации обычно становятся все структурные подразделения и службы управления предприятием, а также мобильные агрегаты.

Диспетчерская служба организует свою работу на основе соответствующего положения, включающего следующие  разделы:

1. Назначение и задачи диспетчерской службы в предприятии, объекты диспетчерского управления.

2. Штаты, должностное положение работников диспетчерской службы.

3. Обязанности руководителей, главных специалистов и других работников по отношению к диспетчерской службе.

4. Организация работы диспетчерской службы, распорядок рабочего дня, графики передачи информации на диспетчерский пункт, порядок проведения диспетчерских совещаний.

5. Приложения: формы диспетчерской документации, копия приказа директора (решения правления) об утверждении Положения о диспетчерской службе. [16, с.234]

На должность старшего диспетчера назначается специалист сельского хозяйства, имеющий организаторские  способности и опыт работы, хорошо знакомый с условиями производства на данном предприятии. Диспетчер обязан знать технологию производства, технику  и правила ее использования, планирование, уметь анализировать работу подразделений  и машинно-тракторного парка, самостоятельно решать многие оперативные вопросы. В ряде предприятий старший диспетчер  является заместителем руководителя предприятия  по оперативной работе. В структуре  управления данная служба имеет самостоятельное  значение, ее руководитель непосредственно  подчиняется руководителю предприятия.

Работники диспетчерской  службы обязаны передавать все указания руководителя предприятия и главных  специалистов, а руководители производственных подразделений должны своевременно и точно отвечать на вопросы диспетчера и выполнять все распоряжения, которые передаются через диспетчерскую. Распоряжения диспетчера могут быть отменены или изменены руководителем  предприятия, но последний должен известить  об этом диспетчера. Главные специалисты  должны своевременно информировать  диспетчера об изменениях плана работ, перестановке рабочей силы и техники.

Функционирование диспетчерской  службы осуществляется по установленному графику, который составляется с  учетом правил внутреннего распорядка и производственной необходимостью. В распорядке работы диспетчерского пункта указываются время и вид выполняемой работы, ее конкретные исполнители. Этот распорядок меняется в зависимости от времени года. В летний период продолжительность работы обычно устанавливают с 7 до 20-22 часов, зимой – с 7 до 17-18 часов. Отдельные хозяйства практикуют круглосуточную работу. Наряду с распорядком работы разрабатывается график передачи оперативной информации из подразделений.

Диспетчерская документация необходима для нормальной организации  оперативного учета, анализа выполнения планов и заданий, передачи распоряжений и заявок, контроля за их выполнением. Она делится на планово-контрольную, оперативную и наглядную. Как правило, в разработке диспетчерской документации принимают участие все заинтересованные в получении соответствующей информации специалисты.

Основным оперативным  документом является Журнал диспетчерской  службы, в котором фиксируются  время и вид связи, кто и  откуда передает информацию, ее содержание, время передачи указаний исполнителю  и контроля за их выполнением. Другие журналы отражают работу отдельных отраслей, цехов, подразделений. Например, в растениеводстве используется Журнал выполненных работ, Журнал выхода и реализации продукции, в животноводстве – Журнал учета работы животноводческих ферм. Данные о работе технических средств фиксируются в Журнале учета работы машинно-тракторного парка, Журнале технического состояния тракторов, Журнале технического состояния автомашин, Журнале проведения технических уходов, Журнале работы передвижной мастерской и др. В журналах обязательно указывают причины простоев техники, что дает возможность вести более качественный анализ ее использования.

В отдельных хозяйствах ведутся  журналы регистрации входящих и  исходящих радиограмм (телефонограмм), чрезвычайных происшествий, вывозки  срочных грузов, местонахождения  руководителей и специалистов, проведения диспетчерских совещаний, занятости  привлеченных рабочих и др.

Диспетчерская служба оснащается различными техническими средствами. Необходимо выделить хорошо оборудованное  помещение, в котором обязательно  наличие компьютера, точных часов, термометра и барометра, необходимой мебели, пишущей машинки, диктофона, различных  схем и табло, справочной литературы. На животноводческих комплексах, тепличных  комбинатах, птицефабриках широко используются телеустановки, средства измерительной  техники для контроля количественных и качественных показателей состояния  производственных процессов.

Опыт работы сельскохозяйственных предприятий повсеместно показал  высокую эффективность диспетчеризации. При ней достигается более  оперативное маневрирование трудовыми  и материальными ресурсами, сокращаются  простои техники и рабочей  силы, особенно по организационным  причинам, повышается культура управления производством в целом. Затраты  на организацию диспетчерской службы окупаются, как правило, за 1-2 года. У  руководителей и главных специалистов, как показали результаты исследований, сокращается удельный вес затрат времени на оперативное управление на 20-35%, в связи с чем они  могут лучше выполнять другие функции, прежде всего перспективного характера.

Для оценки экономической  эффективности диспетчерской службы в сельском хозяйстве обычно применяются  такие показатели, как прирост  валовой продукции, сменной и  сезонной выработки на трактор, комбайн, автомашину, сокращение простоев, сроков выполнения работ, снижение их себестоимости, и т.д. Для расчета эффективности  нужны данные о затратах на организацию  и эксплуатацию технических средств  диспетчерской службы. Прежде всего  учитываются капитальные затраты  на проектирование, приобретение  оборудования и строительства линий связи, а также эксплуатационные расходы, которые складываются из фонда зарплаты работников службы с начислениями, платы за потребляемую электроэнергию, амортизационных отчислений, затрат на текущий ремонт и содержание оборудования.[16, с.236]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ГП «ПЛЕМЗАВОД «РОССЬ»

 

2.1. Общие сведения об  организации

 

Совхоз «Россь» Волковысского  района Гродненской области образован 15 октября 1939 года после воссоединения  Западной Белоруссии на бывших землях графа Броницкого. С 1 апреля  1957 года совхоз был укрупнен за счет присоединения экономически слабых колхозов «Новая жизнь» и колхоза имени Некрасова, а с 1 апреля 1958 года на баланс предприятия принят спиртзавод «Ендриховцы».

29 декабря 1972 года, в соответствии  с Постановлением Совета Министров  БССР № 371 совхоз «Россь» переименован  в племенной завод «Россь».  В 2001 году на основании приказа  №60 «Белплемживобъединения» племенной завод «Россь» переименован в Республиканское унитарное сельскохозяйственное предприятие по племенному делу «Племзавод «Россь».

29 июня 2010 года в соответствии  с Указом Президента Республики  Беларусь, РУСП Племзавод «Россь» переименован в Коммунальное сельскохозяйственное унитарное предприятие «Племзавод Россь» и зарегистрирован в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за номером 5000029455. В соответствии с решением Волковысского районного исполнительного комитета №667 от 26 июля 2010 года  Государственное предприятие «Племзавод «Россь» реорганизовано путем присоединения СПК «Агро-Лозы».

В первоначальных границах совхоз располагал общей земельной  площадью 1542 га, в том числе 925 га  сельскохозяйственных угодий, а начало разведения и улучшения породных качеств скота было положено за счет коров, пригнанных из Германии.

В настоящее время «  Племзавод «Россь» представляет собой сельскохозяйственную организацию, осуществляющую деятельность по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции. Предприятие специализируется на выращивании племенного молодняка крупного рогатого скота с высоким генетическим потенциалом продуктивности, производстве молока, мяса.  Из подсобных промышленных и вспомогательных производств имеются цеха по переработке мяса и молока, столярная мастерская по производству столярных изделий для собственных нужд, рыбное хозяйство с площадью зарыбления  78 гектаров, цех по производству комбикормов. Общая земельная площадь хозяйства составляет 10682 га, в том числе площадь сельскохозяйственных угодий –9409 га, пашни - 6986 га. Распаханность угодий составляет 74 %. Балл плодородия пахотных земель -39,1, балл сельскохозяйственных угодий -35,4.

Информация о работе Организация диспетчеризации в сельскохозяственных предприятиях и пути ее совершенствования