Организационная структура и развитие информационно-консультационной службы в агропромышленном комплексе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть организационную структуру информационно-консультационной службы, проследить развитие информационно-консультационной службы, создать структуру областной службы г. Иваново и обосновать её.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Организационная структура и развитие ИКС в АПК 5

1.1. Сущность ИКС 5

1.2. Этапы развития и современное состояние ИКС 8

1.3. Основные направления развития ИКС 11

1.4. Цели и задачи ИКС 17

1.5. Основные принципы формирования и функционирования ИКС 19

1.6. Структура ИКС на различных уровнях 25

1.7. Механизмы реализации концепции развития ИКС 29

1.8. Экономическое и законодательное обеспечение деятельности ИКС 30

2. СОЗДАНИЕ ИКС 33

Заключение 47

Список используемой литературы 49

Файлы: 1 файл

ИКСсдача.docx

— 84.23 Кб (Скачать)
n="justify">    Организационные принципы особенно важны в процессе формирования ИКС. Они призваны четко установить, какова в организационном плане должна быть данная служба.

    Принцип системности создания и функционирования ИКС, как своеобразной интегрированной системы АПК, обеспечивает выполнение определенных функций. Он действует на всех уровнях - федеральном, региональном и районном, образуя единое информационно - консультационное пространство отрасли. Создание единой интегрированной ИКС позволит повысить уровень информационно - консультационного обеспечения субъектов АПК с учетом сопряжения потоков информации, информационных ресурсов, вычислительных и телекоммуникационных сетей как структур, входящих непосредственно в систему самой службы, так и АПК в целом. Важное условие единства ИКС - использование современных компьютерных технологий, формирование и систематическое обновление информационных ресурсов, пополнение банков данных и совершенствование их структуры.

    Принцип структурности и  связи всех составных  частей и субъектов  ИКС означает четкую структурную обоснованность ее на всех уровнях и наличие определенных связей между всеми составными частями.

    Принцип научной обоснованности принятия решений  о создании ИКС  и создания условий  по ее функционированию является весьма важным - он не допускает заведомо неправильных решений как при создании ИКС, так и в процессе ее деятельности. Уже накоплен определенный опыт создания и функционирования ИКС, на основе которого был подготовлен ряд нормативных документов и методических рекомендаций.

    Принцип открытости и постоянной связи ИКС с  органами управления АПК, научными и образовательными организациями необходим прежде всего для того, чтобы все сельхозтоваропроизводители знали о ее существовании и могли бы воспользоваться ее услугами. Постоянная связь с органами управления АПК также необходима, поскольку служба активно участвует в реализации государственной аграрной политики.

    Принцип обратной связи ИКС  с сельхозтоваропроизводителями постоянно обеспечивает взаимодействие в процессе агропромышленного производства ИКС и самих товаропроизводителей.

    Принцип гибкости и способности  информационно - консультационной службы адаптироваться к изменяющимся организационно - экономическим условиям агропромышленного  производства должен подразумевать, что неизменной в организационном плане и, особенно по функциям ИКС, быть не может. Она должна находиться в постоянном развитии по мере изменения задач, стоящих перед АПК страны, совершенствования организационно-экономического механизма его функционирования, а также развития науки, техники и ускорения НТП в отрасли. Деятельность ИКС будет постоянно меняться по мере возрастания спроса как на предоставление услуг, так и на характер и структуру функций самой службы.

    Функциональные  принципы, не менее важные, должны четко определять функции деятельности ИКС. Необходимость их соблюдения обеспечивает четко очерченные направления функционирования службы.

    Принцип соблюдения учета  спроса сельхозтоваропроизводителей  на услуги позволяет приблизить деятельность службы к потребностям сельхозтоваропроизводителей и обеспечить ими производственных экономических задач. Учет потребностей сельхозтоваропроизводителей в информационных и консультационных услугах может достигаться путем действия принципа обратной связи, а также специально проводимых опросов руководителей сельскохозяйственных предприятий о характере таких услуг и организации запросов при планировании деятельности служб.

    Принцип четкого определения  функций ИКС на всех уровнях ее деятельности - федеральном, региональном и районном - чрезвычайно важен, прежде всего, при технико-экономическом обосновании создания службы. Особая ответственность при этом возлагается на федеральный и региональный уровни, т.к. именно здесь функции службы носят организационно - координационный характер.

    На  региональном уровне определение функций ИКС связано с необходимостью организационно-методического руководства ИКД в районах, создания баз данных по различным направлениям агропромышленного производства, прикладных программных продуктов, участия в разработке и реализации региональных программ развития АПК, пропаганды передового опыта, формирования портфеля заказов для научных организаций и др.

    На  районном уровне функции ИКС связаны, в первую очередь, с конкретным обслуживанием сельхозтоваропроизводителей в направлении доведения до них самой различной информации и оказания содействия в освоении инновационных разработок и передового опыта, обеспечивающих повышение уровня эффективности производства.

    Принцип постоянного расширения функций и услуг  ИКС, предоставляемых  сельхозтоваропроизводителям, связан прежде всего с необходимостью расширения и усиления ее положительного воздействия на сельхозтоваропроизводителей. ИКС не может останавливаться лишь на определенном, установленном заранее наборе таких услуг. По мере развития науки и обновления системы знаний об эффективном ведении агропромышленного производства должны постоянно расширяться функции ИКС.

    Принцип своевременности  и оперативности  предоставления информационно-консультационных услуг заслуживает в деятельности ИКС особого внимания. Важно, чтобы между поступлением заказа на услугу и доведением ее до потребителя проходило как можно меньше времени, т.к. новая технология, какой-либо прием, новый сорт или новая техника не должны лежать в отчетах научных организаций.

    Принцип постоянного обновления информационных ресурсов и совершенствования  информационных технологий непосредственно связан с предыдущим принципом; на нем основывается тезис о необходимости использования компьютерных технологий, формирования новых информационных ресурсов, постоянного пополнения баз данных и совершенствования их структуры.

    Экономические принципы обеспечивают успешное функционирование ИКС. Важным из них является принцип создания условий и постоянной поддержки ИКС государством. Постоянное внимание и поддержка со стороны государства связаны с четким пониманием актуальности развития ИКС АПК в современных условиях. Только с помощью хорошо сформированной службы можно ускорить выход отрасли из кризисного состояния и переход ее к стадии поступательного развития, полноправного экономического соревнования с другими отраслями народного хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности страны.

    Особое  значение в современных условиях нестабильности и ограниченности бюджетных  средств приобретает принцип использования внебюджетных и других источников для функционирования ИКС. Действие этого принципа оказывает положительное влияние как на функционирование ИКС, так и на работу по формированию специальных внебюджетных фондов.

    По  мере становления ИКС и ее экономического укрепления действует принцип постепенного расширения платных услуг. В своей основе они возможны лишь при относительно высокой платежеспособности сельхозтоваропроизводителей.

    Одним из основных экономических принципов  формирования и функционирования ИКС  является принцип ориентации на повышение результативности ее деятельности. Данный принцип вытекает из самой цели функционирования ИКС, а результативность выражается в конкретных показателях эффективности ее деятельности.

    Повышение эффективности деятельности ИКС  зависит от ряда факторов, к которым  относятся научная обоснованность функционирования, доступность и  открытость информации, объективность  и гибкость в работе, подготовленность кадров, использование современных  информационно-консультационных технологий.

    Социальные  принципы функционирования ИКС, среди которых самый важный - принцип организации подготовки кадров; он заключается в необходимости обеспечения службы высококвалифицированным персоналом; в первую очередь полевыми консультантами, характеризующимися, кроме профессионализма, достаточно высокой ответственностью за качественное обслуживание сельхозтоваропроизводителей. Постоянная подготовка кадров для системы ИКС заключается в формировании фактически новой специальности в АПК - организации специального обучения и подготовки специалистов, способных работать в ИКС.

    Принцип независимости и  защищенности службы связан с тем, что специалисты службы несут ответственность за свою деятельность перед обслуживаемыми сельхозтоваропроизводителями, и вмешательство в практику их работы со стороны различных организаций может принести только вред.

    Перечисленные принципы являются базисными и не могут полностью зависеть от региональных, экономических и других факторов. Несоблюдение хотя бы одного из них, безусловно, повлечет за собой снижение результативности работы службы. 
 
 
 
 
 

 

1.6. Структура ИКС на различных уровнях

     В организационном плане государственная  система информационно-консультационного   обеспечения    АПК    должна    быть     интегрированной    и  многоуровневой, включающей в  себя федеральные, региональные и районные (межрайонные) структуры информационно-консультационной деятельности.

     Федеральный уровень информационно-консультационного  обеспечения АПК включает Минсельхоз России, Российский центр сельскохозяйственного  консультирования, Главный вычислительный центр Минсельхоза России,  Пресс-видео  центр Минсельхоза России,  Центр  обучения кадров ИКС МСХА им. К.А. Тимирязева, Центральную научную сельскохозяйственную библиотеку.

На  федеральный уровень  ИКС возлагается  решение следующих  задач:

  • формирование единой федеральной  сети информационно-консультационной службы;
  • организация государственной поддержки информационно-консультационной службы;
  • привлечение информационно-консультационной службы к реализации государственной агропродовольственной политики;
  • формирование единой информационной среды и информационных ресурсов для субъектов информационно-консультационной деятельности;
  • разработка стратегии и приоритетных направлений развития информационно-консультационной службы;
  • подготовка проектов федеральных программ развития информационно-консультационной службы;
    • разработка проектов законодательных и нормативно-методических документов по вопросам развития и деятельности
    • информационно-консультационной службы;
  • координация взаимодействия субъектов информационно-консультационной деятельности на федеральном и региональном уровнях;
  • организация разработки прикладных программных продуктов, формирование и актуализация информационных баз данных;
  • организация подготовки и переподготовки кадров для информационно-консультационной службы;
  • обобщение и распространение передового опыта работы информационно-консультационных служб всех уровней;
  • организация международного сотрудничества по вопросам информационно-консультационной деятельности;
  • разработка предложений по расширению рынка информационно-консультационных услуг;
  • организация пропаганды деятельности информационно- консультационной службы;
  • издание справочной, учебно-методической и другой литературы по вопросам информационно-консультационной деятельности в АПК.

     Региональный  уровень  государственной информационно-консультационной       службы      объединяет    филиалы     Российского      центра  сельскохозяйственного консультирования и структуры, на которые возложены функции региональной информационно-консультационной службы.

Задачами  ИКС  регионального  уровня являются:

  • оказание содействия сельхозтоваропроизводителям в освоении инновационных разработок и передового производственного опыта;
  • формирование, систематизация и актуализация информационных ресурсов и доведение их до структур, осуществляющих информационно-консультационную деятельность;
  • проведение государственной агропродовольственной политики;
  • оказание маркетинговых услуг сельхозтоваропроизводителям;
  • подготовка предложений для органов управления АПК на разработку прикладных научных проблем;
  • осуществление международного сотрудничества по проблемам информационно-консультационной деятельности;
  • издание рекламной продукции, информационных бюллетеней и листков, распространение видеофильмов и т.д.;
  • организация и проведение краткосрочных обучающих семинаров для сельхозтоваропроизводителей;
  • проведение мониторинга потребностей сельхозтоваропроизводителей в информационных и консультационных услугах;
  • взаимодействие с федеральными структурами информационно-консультационной службы.                                           

     Районный  уровень государственной информационно-консультационной службы представлен районными (межрайонными) представительствами региональных филиалов Российского центра сельскохозяйственного консультирования и другими структурами, на которые возложены функции районных ИКС. Они непосредственно работают с сельхозтоваропроизводителями, оказывают им практическую помощь в освоении инновационных разработок, передового производственного опыта, а также в принятии и реализации управленческих, организационно-экономических и технических решений. Районные (межрайонные) представительства обеспечиваются правовой, методической, информационной и материально-технической поддержкой соответствующих региональных филиалов Российского центра сельскохозяйственного консультирования и других  структур, на которые возложены функции региональных  ИКС.

Информация о работе Организационная структура и развитие информационно-консультационной службы в агропромышленном комплексе