Организационная структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 13:26, контрольная работа

Краткое описание

Организационную структуру менеджмента можно определить как совокупность управленческих органов, между которыми существует система взаимосвязей, обеспечивающих выполнение необходимых функций управления для достижения целей предприятия (организации).
Исходными данными и обязательными условиями при формировании организационной структуры управления служат:
1) цели и задачи организации;
2) производственные и управленческие функции организации;

Файлы: 1 файл

основа.doc

— 70.50 Кб (Скачать)

       Глава 1.

       1.1 Общая характеристика организационных структур

       Организационную структуру менеджмента можно  определить как совокупность управленческих органов, между которыми существует система взаимосвязей, обеспечивающих выполнение необходимых функций  управления для достижения целей предприятия (организации).

       Исходными данными и обязательными условиями  при формировании организационной  структуры управления служат:

       1) цели и задачи организации;

       2) производственные и управленческие  функции организации;

       3) факторы внутренней среды (внутренние переменные);

       4) факторы внешней среды.

       Основными элементами организационной структуры  предприятия являются его подразделения (отделы), уровни управления и связи  между ними. Все элементы взаимосвязаны  между собой. При этом различают горизонтальные и вертикальные связи. Учитывая, что подразделения или отделы представляют функциональные области (функциональные зоны), структура организации может быть определена как совокупность функциональных областей и уровней управления, а также связей между ними.

       В процессе хозяйственной деятельности организационные структуры предприятия  объединяют его человеческие и материальные ресурсы. При этом структуры имеют  общее свойство: они формируются  для достижения целей, которые, в  свою очередь, всегда определяют структуру организации.

       В силу этого каждая управленческая структура  индивидуальна и обладает своими специфическими особенностями, которые  значительной степени влияют на поведение  и эффективность деятельности людей  в организации. При изменении  цели или появлении признаков нарушения функционирования предприятия первой подвергается реорганизации именно организационно структура менеджмента.

       В организационную структуру включают такие понятия, разделение работ (по функциональным признакам и уровням  управления), соотношение ответственности и полномочий, делегирование полномочий, централизация и децентрализация управления, ответственность и контроль, нормы управляемости и другие понятия, определяющие ее содержательную сторону. В общем случае содержание организационной структуры определяется целями, которым она служит, и какие управленческие процессы она призвана обеспечивать в конкретной организации.

       В то же время все виды организационных  структур имеют общие характеристики, определяющие их назначение и отличительные свойства (признаки) по отношению к другим элементам (категориям, понятиям), связанным с организацией эффективного управления предприятием.

       Общие характеристики организационной структуры  могут быть сформулированы следующим  образом:

       1. Структура организации обеспечивает координацию всех функций менеджмента при осуществлении любой хозяйственной деятельности предприятия, связанной с достижением его целей.

       2. Структура организации определяет  права и обязанности на всех  управленческих уровнях посредством определения (делегирования) полномочий и установления ответственности руководителей всех рангов.

       3. Структура, принятая в конкретной  организации, определяет поведение  ее сотрудников (стиль менеджмента,  организационная культура и эффективность  труда сотрудников).

       4. Организационная структура определяет  эффективность деятельности предприятия,  его выживание и процветание,  определяемые как его успех.

       Приведенные характеристики отражают назначение и  способность организационных структур влиять на достижение ожидаемых результатов предприятия, определяемых его целями. Кроме того, существуют внутренние свойства структуры, которые определяют условия рационального использования конкретных видов структур с учетом различных ситуационных факторов (внешних и внутренних), имеющих место в конкретной организации.

       1.2 Виды и классификация организационных структур менеджмента.

       Организационные структуры имеют большое разнообразие видов и форм. В рамках настоящей  главы рассматриваются два наиболее общих подхода к классификации структур.

       Первый  подход предусматривает разделение организационных структур на формальные и неформальные структуры.

       Формальная  структура - это структура, выбранная и установленная менеджерами высшего уровня путем соответствующих организационных мероприятий, приказов, распределения полномочий, правовых норм и т.д.

       Формальная  структура определяется (проектируется) в процессе организации хозяйственной  деятельности предприятия с учетом организации и координации конкретных работ по решению производственных и социальных задач, направленных на достижение его целей.

       Неформальная  структура возникает на основе взаимоотношений  членов коллектива, единства или противоречия их взглядов, интересов, личных целей  и целей предприятия, подразделения  и т.д. Неформальная структура отражает межличностные отношения в рамках формальной структуры.

       Второй  подход связан с разделением организационных  структур на механистические и органические структуры. В основе такого деления  лежит соотношение внутренних компонентов  организационной структуры, определяющее сущность ее построения. Основными внутренними компонентами (свойствами) организационных структур являются: сложность, формализация и степень централизации (децентрализации) управления предприятием, корпорацией.

       Сложность структуры означает степень дифференциации (то есть разделения) видов управленческой деятельности, в том числе функций управления (разделение по горизонтали и вертикали). Чем выше степень дифференциации, тем сложнее структура.

       Формализация  структуры определяется степенью унификации (однотипности) управленческих правил и процедур. Чем больше, установленных правил и процедур, тем сложнее структура.

       Степень централизации (децентрализации) управления предприятием зависит от того, на каких  уровнях менеджмента принимаются  конкретные решения. Чем больше ответственных решений принимается на подчиненных уровнях управленческой иерархии, тем более децентрализована структура управления и, наоборот, чем меньше решений принимается на нижних уровнях управления, тем более централизована структура.

       В зависимости от степени выраженности указанных выше компонентов (сложности, формализации и централизации) структуры  менеджмента делятся на две группы: механистические и органические (адаптивные) структуры.

       Механистическая структура является жесткой иерархией (пирамидой) управления. Органическая структура в отличие от нее является гибкой, адаптивной формой управления. Для нее характерно небольшое число управленческих уровней, правил и инструкций, большая самостоятельность в принятии решений на низовых уровнях.

       Глава 2.

       2.1 Функциональные организационные структуры управленческой деятельности.

       Организационная структура управления представляет собой внутреннее строение любой  производственно-хозяйственной системы, то есть способ организации элементов в систему, совокупность устойчивых связей и отношений между ними.

       Иерархические (бюрократические) структуры управления являются первыми систематически разработанными моделями организационных структур и остаются пока основными и доминирующими  формами. Бюрократическая организационная структура характеризуется высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, цепью команд, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала, подбором кадров по их деловым и профессиональным качествам. Бюрократию часто называют классической или традиционной организационной структурой. Большинство современных организаций представляют собой варианты иерархических структур. Причина столь длительного и широкомасштабного использования бюрократической структуры состоит в том, что ее характеристики еще достаточно хорошо подходят для большинства промышленных фирм, организаций сферы услуг и всех видов государственных учреждений. Объективность принимаемых решений позволяет эффективно управляемой бюрократии адаптироваться к происходящим изменениям. Продвижение сотрудников на основе их компетентности позволяет обеспечивать постоянный приток в такую организацию высококвалифицированных и талантливых технических специалистов и административных работников.

       Иерархические структуры управления имеют много разновидностей. При их формировании главное внимание уделялось разделению труда на отдельные функции. К иерархическим относятся линейные и функциональные организационные структуры управления.

       Рассмотрим  более подробно функциональные структуры.

       Для функциональной структуры управления характерно создание структурных подразделений, каждое из которых имеет свою четко  определенную, конкретную задачу и  обязанности. Следовательно, в условиях данной структуры каждый орган управления, а также исполнитель специализирован на выполнении отдельных видов управленческой деятельности (функций). Создается аппарат специалистов, отвечающих только за определенный участок работы.

       В основе функциональной структуры управления лежит принцип полного распорядительства: выполнение указаний функционального органа в пределах его компетенции обязательно для подразделений. Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления.

       Идея  функциональных структур состоит в  том, что выполнение отдельных функций  по конкретным вопросам возлагается  на специалистов, т.е. каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов деятельности.

       В организации, как правило, специалисты  одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например, отдел маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т.д. Таким  образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня, по функциональному критерию. Отсюда и название - функциональная структура управления.

       Функциональное  управление существует наряду с линейным, что создает двойное подчинение для исполнителей.

       Как видно из рис. 1.1., вместо универсальных  менеджеров (при линейной структуре  управления), которые должны разбираться  и выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих  высокую компетенцию в своей  области и отвечающих за определенное направление (например, планирование и прогнозирование). Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности организации.

       Функциональная  структура управления имеет свои преимущества и недостатки  

       Преимущества и недостатки функциональной структуры управления

       Преимущества        Недостатки
1.высокая  компетентность специалистов, отвечающих  за осуществление конкретных  функций 1.чрезмерная  заинтересованность в реализации  целей и задач «своих» подразделений
2.освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов 2.трудности  в поддержании постоянных взаимосвязей  между различными функциональными  службами
3.стандартизация, формализация и программирование  процессов и явлений 3.появление  тенденций чрезмерной централизации
4.исключение  дублирования и параллелизма  в выполнении управленческих  функций 4. длительная  процедура принятия решений
5.уменьшение  потребности в специалистах широкого  профиля 5.относительно  застывшая организационная форма,  с трудом реагирующая на изменения

       В наиболее универсальной форме принцип  функциональной специализации, не вступая  в противоречие с принципом единоначалия, реализуется в линейно-функциональных структурах. Их наиболее существенная характеристика состоит в том, что общее распорядительство ресурсами и целеполагание входят в полномочия линейных руководителей, а управление процессами достижения поставленных целей в рамках выделенных ресурсов и некоторых других ограничений возлагается на руководителей функциональных служб и подразделений.

Информация о работе Организационная структура