Организационная структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 13:26, контрольная работа

Краткое описание

Организационную структуру менеджмента можно определить как совокупность управленческих органов, между которыми существует система взаимосвязей, обеспечивающих выполнение необходимых функций управления для достижения целей предприятия (организации).
Исходными данными и обязательными условиями при формировании организационной структуры управления служат:
1) цели и задачи организации;
2) производственные и управленческие функции организации;

Файлы: 1 файл

основа.doc

— 70.50 Кб (Скачать)

       2.2 Сфера применения функциональных структур управления.

       Функциональная  структура применяется компаниями, которые строят свои конкурентные преимущества на технологическом превосходстве  в большей степени, чем на возможности  раньше других удовлетворять потребности рынков. Она эффективна до тех пор, пока высшее руководство в состоянии осуществлять межфункциональную координацию и контроль над выполнением ключевых видов деятельности организации.

       Функциональную  структуру управления обычно применяют организации с относительно ограниченной номенклатурой продукции, стабильным спросом, относительной низким уровнем конкуренции и неизменной технологией. Например, это могут быть сырьевые отрасли, предприятия металлургической и резинотехнической промышленности.

       Как правило, подразделения таких компаний тесно связаны между собой  и вносят значительный вклад в  производство конечной продукции. Соответственно, предоставление им дивизиональной автономии  может подорвать слаженность  производственного процесса. В организациях, применяющих функциональную структуру управления, процесс труда является относительно простым либо может быть разделен на ряд простых операций, поддающихся стандартизации. Так, конвейерная сборка предполагает разделение производственного процесса на ряд простых операций, выполнение которых не требует высокой квалификации.

       Функциональная  структура управления применяется  также фирмами, занятыми массовым производством. Номенклатура производства подобных фирм ограничена, внешняя среда стабильна, операционная деятельность выполняется в основном рабочими, не обладающими высокой квалификацией. Операционная деятельность стабильна и однообразна и хорошо поддается стандартизации.

       Другая  сфера применения функциональных структур – это небольшие компании с простым производственным процессом. Примером являются мебельные и швейные фабрики.

       Простота  и однообразие операционной деятельности позволяют использовать функциональную структуру  многим фирмам из сферы услуг, в частности, страховым и телефонным компаниям, гостиницам. Такую структуру применяют пожарные команды, спасательные службы, авиационные компании. Деятельность персонала подобных организаций жестко регламентируется инструкциями.

       Тем не менее, функциональные структуры, четко  работающие в стабильных ситуациях, оказываются слишком неповоротливыми в условиях динамичной внешней среды, характеризующейся быстрой сменой потребительских предпочтений, быстрыми технологическими изменениями, широкой номенклатурой продукции, а также для компаний, оперирующих на рынках многих стран.

       В современных условиях наиболее распространенный тип структуры организации - линейно-функциональный.

       Основу  линейно-функциональных структур составляет "шахтный" принцип построения и специализация управленческого  процесса по функциональным подсистемам организации.

       Многолетний опыт использования линейно-функциональных структур управления показал, что они  наиболее эффективны там, где аппарат  управления выполняет рутинные, часто  повторяющиеся и редко меняющиеся задачи и функции. Достоинство такого типа управления проявляются в управлении организациями с большим объемом выполняемых работ, что обеспечивает стабильную деятельность, по отлаженному принципу. При такой организации управления производством предприятие может успешно функционировать лишь тогда, когда изменения по всем структурным подразделениям происходит равномерно.

       2.3 Принципы формирования функциональных структур.

       Структуры управления на многих современных предприятиях были построены в соответствии с  принципами управления, сформулированными еще в начале ХХ века. Наиболее полную формулировку этих принципов дал немецкий социолог Макс Вебер (концепция рациональной бюрократии).

       Согласно  Веберу, бюрократическая структура (к которой относится и функциональная) превосходит любую другую форму по точности, стабильности, дисциплине и надежности. Это дает возможность руководителям организации с высокой степенью точности предсказывать результаты управленческих действий и реакции на эти результаты. Бюрократия отличается от других организаций тем, что она "делает машину немеханическими способами производства".

       Принципы  эти состоят в следующем:

    - принцип иерархичности уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;

    - вытекающий из него принцип соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии;

    - принцип разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям; принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач;

    - вытекающий из него принцип обезличенности выполнения работниками своих функций;

    - принцип квалификационного отбора, в соответствии с которым, найм и увольнение с работы производится в строгом соответствии с квалификационными требованиями;

       К современной структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента  значение. Главные из этих требований к организационной структуре  могут быть сформулированы следующим образом:

       1. Оптимальность. Структура управления  признается оптимальной, если  между звеньями и ступенями  управления на всех уровнях  устанавливаются рациональные связи  при наименьшем числе уровней  управления.  

       2. Оперативность. Суть данного требования состоит в том, чтобы за время от принятия решения до его исполнения в управляемой системе не успели произойти необратимые отрицательные изменения, делающие ненужной реализацию принятых решений.

       3. Надежность. Структура аппарата управления должна гарантировать достоверность передачи информации, не допускать искажений управляющих команд и других передаваемых данных, обеспечивать бесперебойность связи в системе управления.

       4. Экономичность. Задача состоит  в том, чтобы нужный эффект от управления достигался при минимальных затратах на управленческий аппарат. Критерием этого может служить соотношение между затратами ресурсов и полезным результатом.

       5. Гибкость. Способность изменяться  в соответствии с изменениями  внешней среды.  6. Устойчивость структуры управления. Неизменность ее основных свойств при различных внешних воздействиях, целостность функционирования системы управления и ее элементов.

       Совершенство  организационной структуры управления во многом зависит от того, насколько  при ее построении соблюдались принципы построения:

       1) Целесообразное число звеньев  управления и максимальное сокращение  времени прохождения информации  от высшего руководителя до  непосредственного исполнителя;

       2) Четкое обособление составных  частей организационной структуры (состава ее подразделений, потоков информации и пр.);

       3) Обеспечение способности к быстрой  реакции на изменения в управляемой  системе;  

       4) Предоставление полномочий на  решение вопросов тому подразделению,  которое располагает наибольшей  информацией по данному вопросу;

       5) Приспособление отдельных подразделений  аппарата управления ко всей  системе управления организацией  в целом и к внешней среде в частности.


Информация о работе Организационная структура