Основными
задачами районного
уровня являются:
- оказание
содействия сельхозтоваропроизводителям
в освоении инновационных разработок
и передового производственного опыта;
- консультирование
сельхозтоваропроизводителей по вопросам
организации и управления производством,
переработки и реализации продукции, экономики,
финансов, бухгалтерского учета, налогообложения,
законодательства и др.;
- доведение
до сельхозтоваропроизводителей данных
ценового мониторинга и предоставление
им маркетинговых услуг;
- содействие
инновационно-инвестиционной деятельности
субъектов АПК;
- участие в
организации и проведении обучающих семинаров,
выставок, ярмарок, демонстрационных
и других мероприятиях;
- участие в
реализации экономических, социальных
и экологических программ района.
1.7.
Механизмы реализации
концепции развития
ИКС
Механизмы реализации
концепции включают:
- осуществление
эффективной государственной поддержки
службы;
- формирование
законодательной и нормативно-методической
базы, определяющей статус ИКС, регламентирующей
ее деятельность и определяющей взаимоотношения
службы с основными субъектами АПК;
- совершенствование
налоговой системы с целью создания соответствующих
условий для осуществления эффективной
информационно-консультационной деятельности;
- создание
единого информационного пространства
на основе консолидации усилий органов
государственной власти и субъектов информационно-консультационной
деятельности АПК;
- обеспечение
условий по привлечению инвестиций в развитие
информационно-консультационной системы
АПК;
- создание
конкурентной среды, обеспечивающей функционирование
ИКС с различными организационно-правовыми
формами;
- стимулирование
международного сотрудничества, направленного
на развитие и экономическую поддержку
ИКС, обмен информацией;
- вхождение
в международные информационные системы,
систематическое повышение квалификации
работников службы и др.
Механизмы
реализации концепции могут изменяться
в зависимости от социально-экономических
процессов в АПК.
1.8.
Экономическое и законодательное
обеспечение деятельности
ИКС
В
условиях дефицита собственных денежных
средств и ограниченной государственной
поддержки отечественные сельхозтоваропроизводители
большей частью не в состоянии
оплачивать услуги информационно-консультационной
службы. Для проведения активной информационно-консультационной
деятельности требуется принятие кардинальных
мер, включающих в себя совершенствование
экономического механизма деятельности
служб, организацию государственной
поддержки, изменение налоговой
политики, использование возможностей
внебюджетного финансирования.
Экономический
механизм должен включать: формирование
рынка информационно-консультационных
услуг; постепенный переход к
оказанию платных услуг; стимулирование
сельхозтоваропроизводителей. осваивающих
инновационные разработки, повышение
материальной заинтересованности работников
ИКС в результатах своего труда.
Важная роль в повышении качества
работы информационно-консультационной
службы будет отведена страхованию
ответственности службы за качество
предоставляемых ею услуг. Необходимо
расширить перечень страховых рисков
с включением в него имущественных,
финансовых и других рисков, связанных
с освоением инновационных разработок.
Принципиально
важным будет являться разработка и
принятие Федеральной целевой, а
также региональных программ развития
информационно-консультационной службы.
Это позволит обеспечить концентрацию
материальных, информационных, кадровых
ресурсов и минимизацию затрат, связанных
с формированием единой государственной
сети информационно-консультационной
службы.
Политика
государственной поддержки должна
быть направлена на формирование эффективной
системы информационно-консультационного
обеспечения АПК. К основным мерам
государственной поддержки службы
необходимо отнести:
- финансирование
региональной сети информационно-консультационной
службы из федерального бюджета на паритетной
основе с субъектами Российской Федерации;
- совершенствование
механизма формирования и использования
внебюджетных источников, включая создание
внебюджетных фондов развития службы;
- предоставление
льготных налоговых условий для ИКС и
хозяйствующих субъектов, пользующихся
ее услугами.
Особое
значение должно быть придано формированию
соответствующей законодательной
и нормативно-методической базы. В
первую очередь необходимо принятие
Федерального закона об информационно-консультационной
службе, закрепляющий ее статус и регулирующий
взаимоотношения с основными
субъектами АПК.
В
последующем нормативно-методическое
обеспечение деятельности ИКС будет
основываться на системе федеральных
и региональных актов, обеспечивающих
расширение сферы деятельности ИКС,
раскрытие творческого потенциала
работников службы и особенно полевых
консультантов, эффективное использование
интеллектуальной собственности. В
связи с этим работу по нормативно-методической
поддержке информационно-консультационной
деятельности в АПК в ближайшее
время необходимо сосредоточить
на следующих направлениях:
- укрепление
статуса информационно-консультационной
службы и создание условий, обеспечивающих
приоритетные направления ее развития;
- законодательное
оформление федеральных и региональных
структур, необходимых для эффективного
функционирования ИКС;
- осуществление
протекционистских мер, направленных
на поддержку и динамичное развитие службы;
- гибкое и
оперативное реагирование на изменяющиеся
условия функционирования ИКС и сельхозтоваропроизводителей.
2.
СОЗДАНИЕ ИКС
В
настоящее время остро встает
проблема неустойчивого состояния
сельского хозяйства в России,
особенно это касается Ивановской области,
так как она находится в зоне рискового
земледелия, требующего правильного возделывания
земельного фонда области, регулирования
процессов, связанных с операциями на
рынке земли и работы в области землепользования.
Вследствие
этого возникает необходимость
создания областной
ИКС, которая поможет сельхозтоваропроизводителям
правильно разбираться в предоставляемом
объеме информации.
Задача
создания данной службы – содействовать
решению проблем товаропроизводителей
путем интеграции образования, аграрной
науки в производство; обеспечить
взаимодействие с организациями, влияющими
на развитие аграрного сектора.
Повышение
эффективности сельскохозяйственного
производства возможно на основе принятия
оптимальных управленческих решений,
внедрения новой техники и
прогрессивных технологий. Одной
из основных функций создаваемой
службы будет являтся идентификация
для законченных научных разработок.
Она начинается с составления
реестра разработок и описания их
реальной значимости. В функции службы
также будет входить формирование,
актуализация, доведение до сельхозтоваропроизводителей
коммерческой информации о рынках сбыта,
ценовом мониторинге.
Главными
задачами будут являться:
- оказание
помощи сельхозтоваропроизводителям
по вопросам стратегии и развития;
- передача
сельхоз товаропроизводителям знаний,
полученных в результате сельскохозяйственных
исследований;
- консультирование
по вопросам, касающихся ведения хозяйства;
- повышение
квалификации сельхоз товаропроизводителей,
что позволит им принимать правильные
обоснованные решения;
- предоставление
сельхоз товаропроизводителям право на
выбор собственного пути, оказывая при
этом необходимую информационную поддержку;
- информирование
местных органов власти о нуждах и проблемах
сельхоз товаропроизводителей, взаимодействие
с ними с целью выработки необходимых
решений.
Прогнозируемые
результаты при обращении
в службу:
- повышение
рентабельности с/х производства;
- экономия
времени и средств за счет рациональных
технологических решений;
- подготовка
эффективных, реально осуществимых в конкретных
условиях решений, обеспечивает устойчивое
развитие предприятия, при оптимальных
затратах;
- увеличение
объема и качества товарной продукции,
производительности труда;
- оптимизация
производства;
- услуги ИКС
позволяют компенсировать нехватку или
отсутствие необходимых высококвалифицированных
специалистов;
- значительно
большая отдача от инвестиций, основанных
на научных исследованиях и знаниях;
- необходимые
услуги всех специалистов в одном месте.
Создадим
ИКС областного уровня
в городе Иваново на
базе Управления сельского
хозяйства области, которая будет функционировать
на основе сотрудничества с Ивановской
Государственной Сельскохозяйственной
Академией. Таким образом, будут привлекаться
квалифицированные кадры в случае острой
необходимости. Также при необходимости
консультирования с научным учреждением
нужно будет лишь запросить консультации
у профессорского состава Академии.
В
структуре областной ИКС предполагается
создание консультационных советов. В
состав консультационного совета входят
представители Управления сельского хозяйства
и продовольствия Ивановской области,
Управление экономического развития и
торговли, Комитеты по земельным отношениям,
Управление социального обеспечения,
Управление образования, Ассоциации сельхозтоваропроизводителей,
представители профессорско-преподавательского
состава сельскохозяйственного ВУЗа,
базовых хозяйств, представители банковских,
юридических структур.
Основная
задача консультационных советов заключается
в выявлении проблем и потребностей
сельхозтоваропроизводителей.
Организационная
структура областной
ИКС
Областная
ИКС будет состоять
из 9 отделов:
1.
Административно-хозяйственная часть
2.
Проектно-инновационный и внедренческий
отдел;
3.
Отдел агробизнеса и предпринимательства;
4.
Отдел торговли;
5.
Кадровый отдел;
6.
Отдел животноводства;
7.
Отдел растениеводства;
8.
Отдел механизации;
9.
Рекламно-издательский отдели программного
обеспечения.
Во главе
областного ИКС стоит руководитель,
имеющий своего секретаря.
Отделы
создаваемой ИКС:
В
административно-хозяйственную
часть входят:
заведующий
отделом, охранник, водитель, уборщица
и рабочий.
Отдел
финансово-экономического
анализа и бизнес-инвестиционного
планирования осуществляет:
- экспертиза
финансово-экономического состояния с/х
предприятий;
- постановка
управленческого учета, внедрение бюджетирования;
- разработка
бизнес-планов, с последующим их сопровождением,
и внедрением прогрессивных технологий
в производство;
- подготовка
документов для получения банковских
кредитов;
- анализ хозяйственной
и финансовой деятельности;
- содействие
при переоценке основных фондов для реформированных
и вновь организованных хозяйств;
- оказание
помощи в области бухгалтерского учета
и налогообложения;
- выработка
предложений по решению вопросов в области
права и земельных отношений;
- содействие
при составлении учредительских документов
в соответствие с требованиями законодательства.