Организационная структура и развитие информационно-консультационной службы в агропромышленном комплексе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть организационную структуру информационно-консультационной службы, проследить развитие информационно-консультационной службы, создать структуру областной службы г. Иваново и обосновать её.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Организационная структура и развитие ИКС в АПК 5

1.1. Сущность ИКС 5

1.2. Этапы развития и современное состояние ИКС 8

1.3. Основные направления развития ИКС 11

1.4. Цели и задачи ИКС 17

1.5. Основные принципы формирования и функционирования ИКС 19

1.6. Структура ИКС на различных уровнях 25

1.7. Механизмы реализации концепции развития ИКС 29

1.8. Экономическое и законодательное обеспечение деятельности ИКС 30

2. СОЗДАНИЕ ИКС 33

Заключение 47

Список используемой литературы 49

Файлы: 1 файл

ИКСсдача.docx

— 84.23 Кб (Скачать)

Министерство  Сельского хозяйства  Российской Федерации

Федеральное государственное  образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования 

«Ивановская государственная  сельскохозяйственная академия имени академика  Д.К. Беляева» 

Экономический факультет 

Кафедра организации, предпринимательства и менеджмента в АПК 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

«Организационная  структура и развитие информационно-консультационной службы в агропромышленном комплексе» 
 
 

                                                                       
 
 
 

Содержание 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Организационная структура и развитие ИКС в АПК 5

1.1. Сущность ИКС 5

1.2. Этапы развития и современное состояние ИКС 8

1.3. Основные направления развития ИКС 11

1.4. Цели и задачи ИКС 17

1.5. Основные принципы формирования и функционирования ИКС 19

1.6. Структура ИКС на различных уровнях 25

1.7. Механизмы реализации концепции развития ИКС 29

1.8. Экономическое и законодательное обеспечение деятельности ИКС 30

2. СОЗДАНИЕ ИКС 33

Заключение 47

Список используемой литературы 49 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Одна  из важных задач развития АПК –  создание эффективной, гибкой и восприимчивой  к нововведениям социально ориентированной  рыночной системы хозяйствования. При  этом необходимо учитывать особенности  современного сельского хозяйства. Отсюда вытекает необходимость создания специальной системы доведения  научных разработок, а также другой информации до сельскохозяйственных товаропроизводителей.

     По  мере развития рыночных отношений у  работников агропромышленного комплекса  возникает потребность в получении  новой информации, в том числе  об инновационных разработках и  передовом производственном опыте, эффективное  использование которых  позволяет перевести производство на более высокий организационный  и технологический уровень. Однако при постоянно возрастающих информационных потоках сельхозтоваропроизводители сталкиваются с проблемой поиска, отбора и практического использования  действительно необходимых им инноваций  и информации. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, информационно-консультационная служба является действенным механизмом решения этой проблемы.

     Разработка  и реализация концепции развития информационно-консультационной службы, основывается на необходимости создания такой системы, которая позволит на основе интеграции деятельности научных, образовательных и рыночных структур, при соответствующей поддержке  органов управления АПК, обеспечивать ускоренное продвижение в производство достижений научно-технического прогресса, последовательное увеличение объемов  производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, а также устойчивое развитие сельских территорий и улучшение  условий жизни сельского населения.

     Большое значение при формировании информационно-консультационной службы имеет наличие научно-технического потенциала, количество научных и  образовательных организаций, степень их оснащённости материально-техническими ресурсами и кадрами.

     Цель  курсовой работы – рассмотреть организационную  структуру информационно-консультационной службы, проследить развитие информационно-консультационной службы, создать структуру областной службы г. Иваново и обосновать её.

 

1. Организационная структура и развитие ИКС в АПК

1.1. Сущность ИКС

     Представление об организационно-экономической сущности информационно-консультационной службы (ИКС) позволяет более точно обозначить её место в рыночной экономике  и векторы последующего развития. Существует довольно много определений  служб сельскохозяйственного консультирования. Большинство из них сводится к тому, что службы консультирования призваны обеспечивать предоставление знаний и навыков, необходимых фермерам для освоения и применения более эффективных методов в растениеводстве и животноводстве на основе использования имеющихся ресурсов. Также эти определения предполагают, что служба сельскохозяйственного консультирования не только организует передачу идей, информации, навыков, советов, знаний, но и оказывает практическое содействие по их освоению в производстве. Исходя из этого, информационно-консультационная служба должна иметь национальный статус, являться носителем инновационной, научно-технической, экологической, правовой, экономической и рыночной информации, обеспечивать мотивирование сельхозтоваропроизводителей к принятию обоснованных решений по эффективному ее использованию. Эта служба должна оказывать содействие сельскохозяйственным товаропроизводителям в освоение инновационных проектов и передового опыта, позволяющих последовательно увеличивать объём производства и сбыта, повышать качество продукции, улучшать условия жизни сельского населения.

     Организационно-экономическая  сущность ИКС вытекает из особенностей сельского хозяйства. Но независимо от этих особенностей все сельскохозяйственные товаропроизводители нуждаются  в пополнении знаний по ведению производства, причём тем больше, чем острее конкурентная среда. Основополагающим положением, которое  раскрывает сущность информационно-консультационной деятельности, является работа по оказанию сельскохозяйственным товаропроизводителям информационно-консультационных услуг.

     В организационном плане информационно-консультационная служба объединяет четыре основные подсистемы: информационную, инновационную, консультационную и образовательную.

    • Информационная - представляет собой открытую структуру общего доступа и носит информационно-справочный характер с пополнением баз данных информационными ресурсами, поставляемыми научными и образовательными организациями, органами управления, рыночными и другими структурами АПК.
    • Инновационная - включает, в первую очередь, научные организации, а также другие структуры, обеспечивающие создание инноваций и оказывающие содействие сельхозтоваропроизводителям в их освоении. Эта подсистема предполагает осуществление единой инновационной политики в АПК, формирование банка инновационных разработок, формирование внебюджетных фондов развития инновационной деятельности, ускорение процесса освоения инновационных разработок в производстве, поиск и привлечение инвесторов для реализации инновационных проектов.
    • Консультационная - наиболее крупная подсистема, которая включает структуры агропромышленного комплекса, являющиеся объектом консультационного обслуживания по вопросам управления и организации производства, освоения инновационных разработок и передового производственного опыта, экономики производства, налогообложения, бизнес-планирования, маркетинга и др.. В целях завершения формирования этой подсистемы необходимо проведение комплекса мероприятий по созданию рынка консультационных услуг, разработке механизмов и инструментов взаимодействия субъектов информационно-консультационной деятельности на всех уровнях.
    • Образовательная - включает аграрные учебные заведения всех уровней, систему дополнительного профессионального образования, центры обучения кадров, обеспечивающие подготовку и повышение квалификации сельхозтоваропроизводителей всех форм собственности, работников органов управления АПК и других хозяйствующих субъектов. В основе развития этой подсистемы должен лежать принцип: чем выше уровень знаний, тем больший интерес к инновациям и информации.

     Экономическая сущность службы заключается, прежде всего, в улучшении производственных и экономических показателей работы сельхозтоваропроизводителей в результате информационно-консультационного обслуживания. Однако серьезнейшее влияние на организационно-экономический характер формирования информационно-консультационной службы оказывает финансовая поддержка, преимущественно со стороны государства.

     Организационно-экономическая  сущность современной  ИКС – это специализированная иерархическая структура, включающая в себя федеральный, региональный, районный и сельский (низовой) уровни. Она активно взаимодействует с научными, вузовскими, рыночными и другими организациями АПК в целях доведения информации и обучения хозяйствующих субъектов практическим навыкам, преимущественно на безвозмездной основе, реализация которых повышает эффективность производства и устойчивость сельской территории.

 

1.2. Этапы развития и современное состояние ИКС

     Воссоздание отечественной ИКС относится  к началу 90-х годов, когда началось реформирование. В этот период органы управления АПК предприняли первые попытки по созданию рыночных механизмов поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Сельскохозяйственная политика заключалась  в быстром реагировании на возникающие  сиюминутные проблемы и своеобразном латании дыр. Большинство предпринимаемых  мер было направлено лишь на устранение симптомов, а не причин, которые вытекали из макроэкономической нестабильности и неадекватности институционной реформы. Именно в таких условиях на первоначальном этапе разрастающегося кризиса  в АПК Министерство сельскохозяйственного  продовольствия России в 1993 году приступило к финансированию научных разработок по проблемам информационно-консультационного  обеспечения АПК.

     В рамках проекта в 1993 году начали создаваться  первые информационно-консультационные центры на базе существовавших в то время филиалов ЦНИИ инновационных  проблем и маркетинга. Более значительный толчок в развитии отечественной  ИКС дал проект по поддержке осуществления  реформ в сельском хозяйстве (АРИС), который осуществляется на средства займа Мирового банка реконструкции  и развития.

     Соглашение  о займе было подписано в июне 1994 года и утверждено постановлением Правительства Российской Федерации  от 14 октября 1994 года № 1160. одним из компонентов этого проекта было создание ИКС для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Поэтому вполне закономерно, что первые четыре года региональные информационно-консультационные центры создавались преимущественно  в рамках проекта АРИС.

     Проект  АРИС обеспечил неплохие стартовые  возможности для последующего развития ИКС. Все центры, созданные в рамках проекта, были оснащены современной  компьютерной техникой, оборудованием, транспортными средствами и подключены к единому информационному пространству АПК.

     Некоторую роль в становлении региональной ИКС сыграли проекты, реализованные  при поддержке различного рода международных  организаций и фондов, оказывающих  техническое содействие России.

     Финансовая  и интеллектуальная поддержка международного сообщества явились важнейшим фактором в укреплении системы информационно-консультационного  обслуживания АПК России. Она позволила, по крайней мере, на первом этапе  обеспечить частичное финансирование региональных, и в ряде мест и  районных ИКС, провести обучение кадров в лучших зарубежных центрах сельскохозяйственного  консультирования.

     Отечественная ИКС успела пройти несколько этапов развития, из которых условно можно  выделить три основных:

    1. этап (1993-1996 гг.) – создание региональных информационно-консультационных центров на базе ЦНИИ инновационных проблем и маркетинга в составе органов управления АПК, в виде государственных унитарных предприятий, а также на базе некоторых НИИ и вузов;
    2. этап (1996-1998 гг.) – появление первых районных структур ИКС, организация демонстрационных полей, выставок, проведение обучающих семинаров. Характерная черта этого этапа - развертывание полевого консультирования и оказание практической помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям в освоении инновационных разработок и передового опыта;
    3. этап (с 1998 года) – введение и постепенное осваивание платных услуг.

     Тематика  оказанных услуг довольно разнообразна. Однако особое внимание в работе ИКС  уделялось вопросам восстановления экономики, неплатёжеспособных хозяйств, подготовки управляющих, а также  маркетингу, бизнес-планированию, т.е. вопросам, тесно связанных с процессом  рыночных преобразований. Основными пользователями услуг являются крупные хозяйства всех форм собственности.

     В настоящее время идёт активный процесс  формирования региональных ИКС. Эти  службы уже в первый период своего становления оказали серьёзное  влияние на ускорение научно-технического прогресса в АПК, стали надежным каналом продвижения инновационных  разработок науки в производство и обеспечили обратную связь сельскохозяйственных товаропроизводителей с научными организациями.

Информация о работе Организационная структура и развитие информационно-консультационной службы в агропромышленном комплексе